Ломоносов Михаил Васильевич |
|
1711-1765 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Михаил Васильевич ЛомоносовЛомоносов Михаил Васильевич (8(19).XI.1711 - 4(15).IV.1765 ) - русский ученый и поэт, просветитель. Сын крестьянина Архангельской губернии. Учился в московской Славяно-греко-латинской академии (1731-1735) и учебных заведениях Германии (1736-1741). Адъюнкт физики в Петербургской АН (с 1742), профессор химии (с 1745). Инициатор создания Московского университета (1755). Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Антифеодальные идеи, защита интересов народных масс, борьба за развитие науки и просвещения характеризуют Ломоносова как просветителя. Историческая ограниченность взглядов Ломоносов проявилась в том, что он питал иллюзии о возможности осуществления своей программы с помощью просвещенного монарха (идеализация Петра I, восхваление Елизаветы Петровны и Екатерины II). Ломоносов был крупным историком своего времени. Его основные сочинения - "Древняя Российская история" (ч. 1-2, 1766), замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера "Происхождение имени и народа российского" (1749-50) и "Краткий российский летописец"(1760). Ломоносов написал "Замечания на "Историю..." Вольтера" (1757-60, изд. 1829) и на "Сибирскую историю" Г. Ф. Миллера (1751); "Краткое описание разных путешествий по северным морям..." (1763). Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманской теории (Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер), отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разрабатывал историческую концепцию, прогрессивность которой заключалась в признании роли народа, просвещения (наряду с ролью самодержавия); не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов. Ломоносов различал в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и делил в связи с этим историю России на 6 периодов: 1-й период - "век древний до Рюрика". Ему посвящена 1-я часть "Древней российской истории", в которой доказывается, что создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, а местные, в основном славянские и отчасти чудские (угро-финские) племена. 2-й - от призвания Рюрика до смерти Ярослава I, ему посвящена 2-я часть "Древней российской истории", 3-й - до нашествия Батыя, 4-й период (до княжения Ивана III) Ломоносов выделил в соответствии с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства ("самодержавства") и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков. 5-й период (от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича) - усиление Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны. 6-й период (от Петра I до Елизаветы Петровны) - превращение России в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа. Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией. Поднявшись до материализма в области естествознания, Ломоносов оставался на идеалистических позициях рационализма в области истории, объяснял общественные явления идейными побуждениями людей. Ломоносов сыграл большую роль в истории русской культуры. Общественное значение его деятельности оценивается по-разному. Официальная дворянская Россия видела в Ломоносове клерикала, монархиста и националиста (см. Берков П. Н., Ломоносовский юбилей 1865 г., в сб.: Ломоносов, т. 2, М.-Л., 1946). Революционные демократы подчеркивали близость Ломоносова к народу и заслуги перед отечеством (см. в кн.: Иллерицкий В. Е., История России в освещении революционеров-демократов, М., 1963). Славянофилы то обвиняли Ломоносова в разрыве с народом и переходе в высшее сословие (см. Хомяков А. С., Полное собрание сочинений, т. 1, М., 1861), то утверждали его духовное родство в национально-религиозном плане с народом и сочувствие угнетенным (Ламанский В. И., М. В. Ломоносов, СПБ, 1864). Либералы 1860-1870-х годов отвергали грубо националистическую трактовку и отмечали патриотическую направленность деятельности Ломоносова (Грот Я. К., Очерк академич. деятельности Ломоносова, СПБ, 1865; Пекарский П. П., История императорской АН в Петербурге, т. 1-2, СПБ, 1870-73). Буржуазная историография начала 20 века отождествляла взгляды Ломоносова с учением Х. Вольфа о феодальном государстве как главной силе общества и с политикой царизма (Сухоплюев И. К., Взгляды Ломоносова на политику народонаселения, в книге: Ломоносовский сб., СПБ, 1911; Тихомиров И. A., О трудах М. В. Ломоносова по политической экономии, "ЖМНП", 1914, февр.). Г. В. Плеханов считал Ломоносова выразителем консервативных настроений северо-русского крестьянства (см. "История русской общественной мысли", т. 2, П., 1915). Советская историография показала связь взглядов и деятельности Ломоносова с прогрессивными явлениями русской истории - развитием буржуазных отношений, формированием нации, зарождением просветительства. При этом в оценке классовой позиции Ломоносова сложилось несколько точек зрения: одни считают его выразителем интересов передового дворянства и купечества (Васецкий Г. С., Мировоззрение М. В. Ломоносова, М., 1961), другие - выразителем интересов нарождавшейся буржуазии и народных масс (Морозов А. A.. Ломоносов, М., 1961; Алефиренко П. К., Крестьянское движение и крестьянский вопрос в России в 30-50-х гг. XVIII в., М., 1958), третьи - политических настроений крестьянства с их слабыми и сильными сторонами (Белявский М. Т., М. В. Ломоносов и основание Московского университета, М., 1955; М. В. Ломоносов - наш первый университет, М., 1961). По-разному оценивались исторические сочинения Ломоносова. В дореволюционной историографии широкое распространение получила точка зрения С. М. Соловьева, который считал Ломоносова зачинателем литературного направления в историографии, характеризующегося преобладанием риторического момента над научным. Советские исследователи (Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин, М. Т. Белявский, М. А. Алпатов) доказали, что Ломоносов был крупным ученым в области истории (Пештич С. Л., Русская историография о М. В. Ломоносове как историке, "ВЛГУ", 1961, No 20. Серия истории, языка и литературы, в. 4; Сахаров А. М., Ломоносов - историк в оценке русской историографии, "ВМГУ", 1961, No 5. Серия 9. История). В. П. Лысцов. Воронеж. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Сочинения: Соч., т. 1-8, СПБ-М.-Л., 1891-1948; Полн. собр. соч., т. 1-10, М.-Л., 1950-59. Литература: Меншуткин Б. Н., Жизнеописание М. В. Ломоносова, М.-Л., 1947; Лысцов В. П., М. В. Ломоносов - родоначальник рус. просветительства, Воронеж, 1961; Радовский М. И., М. В. Ломоносов и Петерб. АН, М.-Л., 1961; Кулябко Е. С., М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петерб. АН, М.-Л., 1962; Кафенгауз Б. Б., Незавершенный труд М. В. Ломоносова, "Докл. и сообщения Ин-та истории АН СССР", 1954, в. 3; Белявский М. Т., М. В. Ломоносов и рус. история, "ВИ", 1961, No 11; Тихомиров М. Н., Ист. труды М. В. Ломоносова, "ВИ", 1962, No 5; Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова, сбст. Ченакал и др., М.-Л., 1961; Коровин Г. М., Библиотека Ломоносова, М.-Л., 1961; Ломоносов. Сб. ст. и мат-лов, т. 1-5, М.-Л., 1940-61 (библ.).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |