Линицкий Петр Иванович |
|
1839-1906 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр Иванович ЛиницкийЛиницкий Петр Иванович (1839—1906), философ, богослов. Окончил в 1865 Киевскую духовную академию. Магистерская диссертация: «Различные направления немецкой философии после Гегеля в отношении ее к религии». Докторская диссертация — «Учение Платона о божестве». Был профессором философии в Киевской духовной академии. Как отмечает Э. Л. Радлов, Линицкий полагал, что через всю историю проходит борьба двух направлений: рационалистического и эмпирического. Сам же отдавал предпочтение первому направлению и критиковал эмпиризм. Он осуждал попытки построить богословскую систему эмпирическим методом. Считал, что философия есть организация понятий, основных и наиболее общих. Ее задача — не в том, чтобы последовательно выводить одно понятие из др., а в том, чтобы, рассматривая вместе различные понятия, устанавливать между ними такие отношения, которые служили бы ко взаимному разъяснению и подкреплению их. Для этого в качестве материала необходимо пользоваться данными науки и опыта. Основные понятия, от которых зависит характер философского миросозерцания, не простые абстракции, но такие концепции, в которых отпечатывается характер самого мыслящего лица. Этот характер получает важное значение в создании философских воззрений, когда содержит в себе черты национального гения. Все важнейшие народы Запада выработали свое определенное миросозерцание, которое проникает собою все их просвещение и дает им мироисторическое значение. Главным мотивом философской мысли в России должно быть стремление согласовать интересы интеллектуальные с религиозным духом русского народа. Для этого, с одной стороны, наука должна проникнуться религиозным духом, т. е. очистить научные понятия от примеси корыстных побуждений, подчинить научную деятельность гл. обр. духовному интересу нравственного усовершенствования; с др. — религиозное сознание надо поднять до надлежащей высоты. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Линицкий Петр Иванович (1839-1906) - философ и богослов, представитель духовно-академической философии. Окончил Киевскую духовную академию (1865). Доцент (1869), проф. (1871) Киевской духовной академии. Докторская диссертация - «Учение Платона о Божестве» (1876). Философские взгляды Линицкого отвечают общей для духовно-академической мысли XIX века тенденции рационалистического истолкования религиозных идей. Философию Линицкий понимал как науку о Безусловном, или Абсолютном, составляющем сущность бытия. Одним из признаков бытия считал субстанциальность, или самодостаточность. Философия отвечает на вопрос: в чем состоит истинное бытие, его сущность, поэтому ее центральным понятием является понятие о безусловном начале, независимом и самостоятельном, т. е. понятие об Абсолютном. При этом философия есть такая организация основных и наиболее общих понятий, которая служила бы их разъяснению и взаимному обоснованию. Для этого в качестве материала необходимо пользоваться данными науки и опыта. В основных понятиях, от которых зависит специфика философского миросозерцания отпечатывается характер самого мыслящего лица, национальные черты отражения в создаваемых философских воззрениях Важнейшие народы Запада выработали свое миросозерцание, к-рое проникает собою их просвещение и приобретает мироисторическое значение. Главным мотивом философской мысли в России должно стать стремление согласовать интересы интеллектуальные с религиозным духом русского народа. Для этого, с одной стороны, наука должна проникнуться религиозным духом, подчинить научную деятельность главным образом духовному интересу, нравственному усовершенствованию, с другой - религиозное сознание надо поднять до надлежащей теоретической высоты. Абсолютное у Линицкого представляет собой не только понятие, или идею, но действительное существо, обладающее всеми признаками бытия, которое, «самоограничиваясь» в конечное, порождает мир духовный и физический, сохраняя свое тождество. Познание Абсолютного возможно только «умственным усвоением» посредством разума, поэтому философия есть «наука о необходимо мыслимом, иначе, она есть система с логической необходимостью мыслимых понятий» («Краткий очерк основных начал философии», 1895). Утверждение Абсолютного как причины всех вещей мира приводит Линицкого к признанию и обоснованию связи между Абсолютным и миром. Возможность и реальность этой связи он усматривал в способности Абсолютного воплотиться в конечное с сохранением собственного тождества. Таким образом, способ или образ деятельности Абсолютного состоит в том, чтобы через самоограничение произвести из себя конечное, затем отрицать его, чтобы произвести новое конечное явление и т. д. При этом конечное выступает как средство для обнаружения Абсолютного, хотя ни в одном конечном явлении оно не может раскрыться полностью. Бесконечность цепи конечных явлений определяет невозможность полного раскрытия Абсолютного. Выступая как рационалист, Линицкий критиковал эмпиризм, полагая, что «исследованию гносеологии подлежит субстанциальная сторона познания - именно те способы или начала познания, которые, будучи субъективными по происхождению, входят в состав самого познания и служат выражением различных сторон и отношений познаваемого, а эти начала составляют необходимое основание и руководство к уяснению объективной стороны познания, которая есть предмет онтологии и называется обычно бытием» (там же). Линицкий разработал учение об идеях как синтетических началах нашего разума, в отличие от категорий - аналитических начал. В идеях истины, добра и красоты видел синтетические начала в познании, настаивал на их априорном характере и полагал, что рассудок и разум у человека представляют собой две стороны - аналитическую и синтетическую - одной познавательной способности. Рассудок Линицкий понимал как обусловленную аналитической способностью человеческого мышления деятельность по «частному употреблению понятий в качестве предикатов, т. е. к отдельным вещам» («О познании», 1895); истину трактовал как идею, имеющую своим содержанием всеобщую связь и единство всего существующего. В книге «Изящная литература и философия», 1893) дал сравнительный анализ эстетических взглядов Пушкина, Гоголя, Достоевского и Тургенева, не оставив без внимания проблему эпохи - славянофильство и западничество в русской культуре. И. В. Цвык Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 332-333. Сочинения: Соч.: В 4 т. Мелитополь, 2012; Обзор философских учений. Киев, 1874; Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту (теоретическому и практическому). Киев, 188); Славянофильство и либерализм. Киев, 1882; Идеализм и реализм // Вера и разум. 1884—1888. (Цикл статей в этом журнале); Как возможно единство веры и знания // Там же. № 12; Изящная литература и философия. Харьков, 1893; Мышление научное и ненаучное. Харьков, 1894; О необходимости метафизики. Харьков, 1897; Основные вопросы философии: Опыт систематического изложения философии. Киев, 1901; Пособие к апологетическому богословию: Философия веры. Киев, 1904; Славянофильство и западничество. Киев, 1904, и др. Литература: Аскоченский В. История Киевской духовной академии. СПб., 1863; Титов Ф. Императорская Киевская духовная академия в ея трехвековой жизни и деятельности (1615-1915). Киев, 1915; Мозговая Н. Г. Петро Лiницький: життевый шлях i духовна спадщина. Киев, 1997; Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М., 2002; Она же. Философия в духовных академиях России XIX - нач. XX в. М., 2012.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Общий взгляд на философию Платона // Труды Киевской Духовной академии. 1867. № 10; Нравственные и религиозные понятия древних греческих философов // Там же. 1870. № 10—12; 1871. № 3; 1872. № 4; Образовательное значение философии // Там же. 1872. № 11; Обзор философских учений. Киев, 1874; Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту (теоретическому и практическому). Киев, 1881; Славянофильство и либерализм. Опыт систематического обозрения того и другого. Киев, 1882; Идеализм и реализм // Вера и разум. 1884—88. (Цикл ст. в этом журн.); Вера и знание // Там же. 1889. № 6; Чем различается вера от знания // Там же. № 10; Как возможно единство веры и знания // Там же. № 12; Изящная литература и философия. Харьков, 1893; Мышление научное и ненаучное. Харьков, 1894; Краткий очерк основных начал философии. Харьков, 1895; О познании. Харьков, 1895; О необходимости метафизики. Харьков, 1897; Философия Э. Гартмана. Харьков, 1898; Основные вопросы философии. Опыт систематического изложения философии. Киев, 1901; О бессмертии души и загробной жизни. Киев, 1903; Пособие к апологетическому богословию. Философия веры. Киев, 1904; Славянофильство и западничество. Киев, 1904. Литература:Аскоченский В. История Киевской духовной академии. СПб., 1863; Титов Ф. Императорская Киевская духовная академия в ея трехвековой жизни и деятельности (1615-1915). Киев, 1915; Мозговая Н. Г. Петро Лiницький: життевый шлях i духовна спадщина. Киев, 1997; Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М., 2002; Цвык И. В. Философия в духовных академиях России XIX - нач. XX в. М., 2012.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |