Ликург |
|
IX-VIII вв. до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ЛикургЛикург, легендарный спартанский законодатель, живший предположительно в 9 или 8 вв. до н.э. Греки возводили к нему государственное устройство Спарты. В античности считалось, что Дельфийский оракул повелел Ликургу изменить образ правления в Спарте по образцу дорических государств на Крите. Поэтому к нему возводят учреждение герусии (совета старейшин) и апеллы (народного собрания). Ликург якобы военизировал Спарту и ввел фидитии, общие трапезы, обязательные для всех спартанских мужчин. Созданное Плутархом "Жизнеописание Ликурга", хотя это и весьма занимательное чтение, лишено какой-либо исторической достоверности. + + +Ликург (Lyxourgos) - легендарный древне-спартанский законодатель, деятельность которого обычно относят к 9-8 векам до н. э. Сведения о происхождении Ликурга разнообразны и противоречивы. Согласно Плутарху, он был дядей и воспитателем малолетнего царя. Греческая традиция, особенно авторы 5-4 веков до н. э., приписывает Ликургу создание почти всех институтов спартанского общественного и государственного устройства, действительное оформление которых было результатом длительного исторического процесса, связанного с переходом от первобытнообщинного строя к классовому рабовладельческому обществу. Ликургу приписывается разделение лаконских земель с прикрепленными к ним илотами на равные более крупные участки для спартиатов и более мелкие - для периэков, создание совета старейшин (герусии), народного собрания (апеллы), введение общественных трапез, суровых методов воспитания детей и т. д. Под лозунгом восстановления строя Ликурга проводились в 3 веке до н. э. реформы царей Агиса IV и Клеомена III. В Спарте существовал особый культ Ликурга как бога света. И. В. Поздеева. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.
Ликург (IX-VIII вв. до н.э.) - легендарный законодатель Спарты.
Античная традиция донесла до нас разноречивые сведения о его жизни. Так, по
Плутарху, он был младшим сыном спартанского царя Эвнома и происходил из рода
Эврипонтидов. Когда умер его старший брат Полидект, царь Спарты, Ликург стал
опекуном его маленького сына Харилая (по Геродоту, Леобота). Враги и
недоброжелатели обвинили его в стремлении к узурпации власти. Во избежание их
козней Ликург оставил Спарту и отправился путешествовать. Долгое время он жил на
Крите, посетил Египет и греческие города в Малой Азии. По возвращении на родину
он приступил к проведению реформ государственного устройства Спарты. Полибий о Ликурге и его законах: "Мне кажется, что установленные Ликургом законы и принятые им меры были превосходны для обеспечения единодушия граждан, для ограждения Лаконики, наконец, для прочного водворения свободы в Спарте, так что дело его, по-моему, скорее божеского разума, а не человеческого. Равенство земельных участков, простота и общность жизни должны были вводить благонравие в частные отношения граждан, а государство предохранять от междоусобиц, с другой стороны, трудные и опасные упражнения должны были сделать граждан крепкими и мужественными. Когда в душе ли одного человека, или в пределах одного государства соединятся вместе такие свойства, как мужество и благонравие, тогда трудно зародиться какой-либо напасти в среде граждан, нелегко и иноземному врагу покорить их. Вот какими мерами и каким государственным устройством Ликург уготовал прочную безопасность для всей Лаконики, а самим спартанцам обеспечил свободу на долгое время. Однако, мне кажется, он совсем не позаботился о приспособлении своего государства, как в общем, так и в частностях, к завоеванию иноземцев, к господству над ними и вообще к расширению внешнего владычества. Поэтому, сделав граждан самодовлеющими и воздержанными в частной жизни, он должен был бы позаботиться о том, чтобы и общее настроение государства было самодовлеющим и умеренным. Теперь же спартанцы благодаря Ликургу в частной жизни и в отношениях к законам своего города совершенно свободные от честолюбия и в высшей мере благоразумные оказываются по отношению к остальным эллинам". Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.
Законодательство ЛикургаПредание приписывало основные законы Спарты деятельности легендарного законодателя Ликурга. В действительности многие из этих «законов» восходили ещё к первобытнообщинному строю. В силу сложившихся в Спарте условий они продолжали сохраняться и были приспособлены к целям классового господства общины спартиатов над подвластным ей населением. По «законам Ликурга» новорождённые младенцы, обладавшие физическими недостатками, уничтожались. Мальчики с 7-летнего возраста и до 20 лет проходили общественное воспитание. Воспитание это отличалось суровостью, основная его цель заключалась в подготовке молодых спартиатов к войне. С достижением совершеннолетия и получением гражданских прав спартиаты зачислялись в подразделения спартанского войска, в составе которого они и находились до старости. По «законам Ликурга» им было запрещено заниматься каким-либо другим делом, кроме военного, выезжать за пределы своей территории, пользоваться иными деньгами, кроме железных, предписывалось строить дома только при помощи самых простых инструментов и т. д. Даже речь спартиатов своей краткостью («лаконичностью») и отрывистостью напоминала слова военной команды. Большую часть своего времени спартиат проводил в обществе своих товарищей по военному подразделению, совместно с ними питался, участвуя в фидитиях, т. е. устраиваемых в складчину общественных обедах,— обычай, который восходил к временам глубокой древности. Живучесть всех этих своеобразных обычаев объясняется тем, что они призваны были сплотить полноправных граждан и обеспечить за спартиатами военный перевес при подавлении восстаний илотов. Следует иметь в виду также изолированность и замкнутость Спарты, находившейся в стороне от главных центров экономической жизни Греции. Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 669-670.
Легенда о ЛикургеСвоеобразный и замкнутый государственный строй Спарты с древнейших времен привлекал усиленное внимание политиков и писателей остальной высокоразвитой рабовладельческой Греции. Как мы указывали выше, эти писатели и публицисты, принадлежавшие к аристократическим и олигархическим группировкам, занимались идеализацией Спарты и рисовали ее прошлое в легендарно-героическом стиле. Центральное место в этих изображениях занимал образ великого древнего законодателя Ликурга, жившего якобы при одном из первых спартанских царей. Этому законодателю приписывалось устранение социальной распри, которая была вызвана имущественным неравенством населения, сосредоточением земли в немногих руках и задолженностью остальной массы спартиатов, лишившихся своих земельных наделов. Ликург якобы кассировал долги и произвел передел земли, наделив всех спартанцев равными и неотчуждаемыми участками. Согласно легенде, тем же Ликургом были созданы все только что рассмотренные нами государственные учреждения Спарты и установлен политический и социально-бытовой строй государства. Им же якобы была введена система воспитания молодежи. [39] Эта легенда о Ликурге, выражавшая идеологию олигархов, развивалась поборниками старины в самой Старте, особенно со времени Пелопоннесской войны, когда существовавший в Спарте государственный строй начал разлагаться. Обострение в Греции классовой борьбы между богатой верхушкой и обнищавшей массой бывших рабовладельцев вызвало кризис существовавших общественных отношений, и многие видели выход из него лишь в возврате к далеким, прапрадедовским временам, причем эти времена, по-видимому, рисовались в виде красочных бытовых картин из поэм Гомера. В предании о Ликурге, кстати, рассказывается и о его встрече с Гомером. Реакционные элементы рабовладельческой Греции видели в Спарте свой социально-политический идеал, поэтому в отражавшей их настроения литературе возвеличивался образ человека, якобы создавшего этот строй. Была ли в основу образа Ликурга положена действительно реальная, историческая фигура, подобная тем знаменитым законодателям, которые устанавливали гражданский порядок рабовладельческого общества во многих полисах Греции, как например Харонд в Катане, Питтак в Митилене, Фейдон в Аргосе, — нам точно не известно. Греческие законодатели действовали главным образом в VII веке до н. э. и оставили после себя письменные законы, следы которых сохранились в позднейшие времена, в Спарте же, как мы знаем, никаких письменных законов не существовало, а основные черты всего строя нисходили к доклассовым отношениям. Но самое оформление политического порядка в Спарте, происходившее в обстановке жестокой борьбы за захват Мессении и Лаконии, с одной стороны, и внутренней борьбы между реформировавшимися и частью распа- [40] давшимися родовыми союзами — с другой, весьма вероятно могло быть следствием деятельности крупного организатора и вождя, каковым и должен был быть Ликург. Предание о Ликурге мы находим уже у Геродота, т. е. тогда, когда идеализация спартанского строя лишь только начиналась. [41] Цитируется по изд.: Бергер А. Социальные движения в древней Спарте. М., 1936, с. 39-41.
Далее читайте:Исторические лица Греции (биографический справочник). Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности. Источники:Plut., Lycurgus; Xen., Respublica Lacedaemoniorum; Her., I., 65-66. Литература:Плутарх. Ликург. – В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 1. М., 1961 Литература: Busson A., Lycurgos und die grosse Rhetra, Innsbruck, 1887; Wells J., Studies in Herodotus, Oxf., 1923, p. 44-51; Ehrenberg V., Neugründer des Staates, Münch., 1925; Michell H., Sparta, Camb., 1952.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |