Леви-Брюль, Люсьен |
|
1857-1939 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Люсьен Леви-Брюль
Леви-Брюль (Levy-Bruhl) Люсьен (10.4.1857, Париж,— 13.3.1939, там же), французский философ и психолог-позитивист, близкий к социологической школе Дюркгейма. Наиболее известен своей теорией первобытного «дологического» мышления. Выступая против концепции Тайлора и др. эволюционистов, согласно которой первобытный человек («философствующий дикарь») мыслил так же логически, как и современный человек, Леви-Брюль утверждал, что в «низших обществах» преобладают «коллективные представления» (понятие, разработанное школой Дюркгейма), принципиально отличные от мыслительной деятельности в цивилизованных обществах. «Дологическое мышление» управляется, по Леви-Брюлю, не логическими законами тождества, противоречия и пр., а «законом сопричастия» (партиципации), согласно которому воспринимаемый объект может быть одновременно самим собой и иным, находится одновременно в различных местах, свойства изображения тождественны свойствам оригинала и т. п. Хотя Леви-Брюль полагал, что различным общественным структурам свойственны и различные типы мышления, однако он не считал, что «дологическое» мышление присуще только отсталым народам: в сфере личного опыта «первобытный человек» действует и мыслит, как и современный, а с другой стороны, и в современной жизни есть явления (религия, мораль), где сказывается действие «дологического» мышления. В последние годы жизни Леви-Брюль смягчил противопоставление логического и «дологического» типов мышления. Его концепция оказала определенное влияние на юнгианский (см. ст. Юнг Карл Густав - ред.) вариант психоанализа (связь «примитивного» мышления с архетипами бессознательного), на социологию познания Шелера и Гурвича. В то же время тезис о «дологическом» характере первобытного мышления подвергался критике со стороны школы Дюркгейма и ряда её сторонников, а впоследствии — в концепциях Леви-Строса. Несмотря на некоторый схематизм и односторонность, взгляды Леви-Брюля представляют интерес как попытка исследовать исторические изменения в психологии мышления. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Les functions mentales dans les societes inferieures, P., 1922·; La mythologie primitive, P., 1935s; в рус. пер.— Первобытное мышление, М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937. Литература: Токарев С. А., История зарубежной этнографии, М., 1978. Вернуться на главную страницу Леви-Брюля
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |