Ле Пле Пьер-Гийом-Фредерик
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Ле Пле Пьер-Гийом-Фредерик

1806-1882

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Пьер-Гийом-Фредерик Ле Пле

Ле Пле (Le Play) Пьер-Гийом-Фредерик (11 апреля 1806, Ла-Ривьер-Сент-Совер, Кальвадос – 5 апреля 1882, Париж) – французский социолог, экономист, инженер. Получил техническое образование и профессию инженера-металлурга (1831), которой посвятил последующие 25 лет своей жизни: по просьбе Демидовых руководил горными разработками на Урале, получил звание главного инженера и профессора металлургии в Металлургической школе (1840), организовывал всемирные выставки 1855 и 1857 годы в Париже; был государственным советником, сенатором.

Наблюдая условия жизни и труда сельскохозяйственных и промышленных рабочих, Лe Пле пришел к выводу о том, что путем внимательного анализа и сравнения институтов и нравов различных категорий рабочих можно сформулировать общие правила, которыми следует руководствоваться при организации всех человеческих обществ. В 1855 году выходит его 6-томная работа «Европейские рабочие» – образец социальной статистики, в 1864 году – «Социальная реформа во Франции» (в 2 т.), которую Сен-Бев назвал «самым оригинальным, смелым и сильным произведением века»; в 1881 году Ле Пле публикует «Главную конституцию человечества» (Constitution essentielle de l’humanité), подводящую итог его социологическим и философским размышлениям.

Считая, что целью общества должно быть материальное и моральное благополучие его членов, основу этого благополучия Ле Пле видит в семье, религии, собственности. Только религия способна гарантировать общественный порядок; наилучшей из религий Ле Пле представляется христианство, но оно должно стать независимым и толерантным, для этого церковь следует отделить от государства. Собственность должна носить индивидуальный характер, отмена статьи конституции, постулирующей принудительный раздел собственности после смерти владельца, обеспечит прогресс сельского хозяйства и промышленности. Вообще должен быть открыт широкий простор для проявлений индивидуальной инициативы, конкуренции, свободного обмена. Форма правления не имеет особого значения для Ле Пле, главное для него – создание условий для развития частной инициативы. Основное препятствие на этом пути – чрезмерная централизация, которая во Франции привела к упадку все общины и провинции. Дух мира, привнесенный Спасителем, должен упразднить дух насилия, присущий Французской революции, и социальный мир следует вернуть прежде всего в семью, в домашний очаг, затем в общины и в провинции.

Идеи Ле Пле положили начало «школе социального мира» (А.Фосийон, Ш. де Риббе, К.Жанне и др.).

M.M. Федорова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 376-377.

Ле Пле (Le Play) Фредерик Пьер Гийом (11.4.1806, Ла-Ривьер-Сен-Совер, Кальвадос,—5.4.1882, Париж), французский социолог, экономист и горный инженер. В трактовке социального развития сочетал идеи технологического и географического детерминизма, с одной стороны, и ведущей роли религиозного и морального авторитета — с другой.

Консервативные установки Ле Пле получили выражение в «социальной реформе» — программе социального переустройства путём укрепления патриархальных институтов, в частности традиционных форм семьи, возврата к архаическим законам о наследовании, препятствующим дроблению имуществ, и т. д. В качестве главного фактора социального контроля он рассматривал семью, различая три её типа: патриархальную, нестабильную (современную нуклеарную семью) и коренную (famille souche), где один из женатых сыновей остаётся в отцовской семье, а остальные получают определенную долю наследства. Понятие коренной семьи используется в современной исторической демографии.

В историю социологии Ле Пле вошёл своими эмпирическими исследованиями. Наиболее значительное его произведение — «Европейские рабочие» («Les ouvriers europeens», 1855; v. 1—6, 1877—792) содержит результаты монографических обследований нескольких десятков рабочих семей: основным объектом изучения были семейные бюджеты как выражение уровня и образа жизни. В работе развиты методы и техника контролируемого наблюдения, а изложенные в ней факты сохраняют значение для изучения положения рабочего класса. Однако ограничение метода социальной науки монографическими описаниями отдельных семей оставляло простор для произвольного подбора фактов с целью обоснования консерватизма Ле Пле.

Созданная Ле Пле школа после его смерти раскололась на продолжавшую его реформаторские устремления школу «социальной реформы» и более позитивистски настроенную школу «социальной науки» (по названиям издававшихся ими журналов); им не удалось занять серьёзных позиций во французской социологии. Во Франции работы Ле Пле оказали влияние на некоторые направления в социологии (географии, детерминизм, технологии, детерминизм, католическая социология), историографии, литературе (П. Бурже и др.). Воздействие его концепций сказалось и в других странах. В царской России, социальное устройство которой Ле Пле высоко оценивал, его воззрения пропагандировал реакционный политический деятель и правовед К. П. Победоносцев.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: F. Le Play. 1806—1882; textes choisis par L. Boudin, P., 1947; в рус. пер.— Осн. конституция человеч. рода, М., 1897.

Литература: Турвиль А. де, Социальная наука представляет ли науку?, пер. с франц., СПБ, 1895; Recueil d'etudes sociales publ. ä la memoire de F. Le Play, P., 1956.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

Textes choisis. P., 1947.

Литература:

Pequignot L.F. Le Play et l'école de la paix sociale. Besançon, 1888;

Auburtin F.F. Le Play. P., 1891.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС