Леонардо да Винчи |
|
1452–1519 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи. Автопортрет. Создал гармоничный образ человека
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, - 2.5. 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-1472). Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470 года, «Благовещение», около 1474 года, - оба в Галерее Уффици, Флоренция; так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478 года, Эрмитаж, Ленинград) Леонардо да Винчи развивает традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой; в композиции «Поклонение волхвов» (1481-1482 годы, не закончена; подмалёвок - в Уффици) он превращает религиозный сюжет в зеркало разнообразнейших человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы подготовительного рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивается большой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482 года) Леонардо да Винчи выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. Свыше 10 лет Леонардо да Винчи работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластической мощи глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Мидана французами в 1500 году; известна лишь по подготовительным наброскам). На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне в скалах» (1483-1494 годы, Лувр, Париж; 2-й вариант - 1497-1511 годы, Национальная галерея, Лондон) излюбленная Леонардо да Винчи тончайшая светотень («сфумато») играет роль духовно-связующего начала, подчеркивающего теплоту отношений близких людей; персонажи представлены здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Леонардо да Винчи. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи создаёт роспись «Тайная вечеря» (1495-1497 годы; из-за особенностей применённой Леонардо да Винчи техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в 20 веке реставрирована); высокое этическое содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях её композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в предельно ясной системе жестов и мимики персонажей. «Тайная вечеря» знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывает различные варианты «идеального города» и центрально-купольного храма. В Милане вокруг Леонардо да Винчи возникает круг учеников (см. Ломбардская школа). Последующие годы Леонардо да Винчи проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-1502, 1503-1506, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-1513; Рим - 1513-1516; Франция - 1517-1519). Во Флоренции Леонардо да Винчи работает над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри», 1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона…), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; здесь в исступлённой схватке конных воинов показано «зверское безумие» войны (по выражению самого Леонардо да Винчи). В портрете Моны Лизы (так называемая «Джоконда»; около 1503 года, Лувр…) образ богатой горожанки предстаёт воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512 годы; к этим проектам близка бронзовая статуэтка коня со всадником, Музей изобразительных искусств, Будапешт); «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» (около 1500-1507 годов, Лувр), завершающая поиски-мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции; «Иоанн Креститель» (около 1513-17, Лувр), где слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Леонардо да Винчи; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с «Потопом», итальянский карандаш, перо, около 1514-1516 годов, Королевская библиотека, Виндзор), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам Леонардо да Винчи не оставил систематические изложения своих мыслей. «Трактат о живописи», составленный после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для самого Леонардо да Винчи искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи, Леонардо да Винчи понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе. Как учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовит, наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Леонардо да Винчи был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо да Винчи уделял механике, называя её «раем математических наук» и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; он сделал попытки определить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты (получавшие разработку в виде новаторских проектов каналов и ирригационных систем) помогли Леонардо да Винчи правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. Страсть к моделированию приводила Леонардо да Винчи к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху; таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. Собранные Леонардо да Винчи наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для Леонардо да Винчи с представлением об однородности Вселенной; он, подобно Николаю Казанскому, был близок к созданию гелиоцентрической системы *, считая Землю «точкой в мироздании». Изучая устройство человеческого глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических исследованиях Леонардо да Винчи, обобщая результаты вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Идя от простой инвентаризации органов (в средневековой медицине) к изучению их функций, он рассматривал организм как образец «природной механики». Леонардо да Винчи впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнит, анатомии. В опытах с удалением различных органов у животных Леонардо да Винчи стремился ввести экспериментальный метод и в биологию. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоятельную биологическую дисциплину; выделяя и здесь прежде всего структурно-функциональные моменты, он дал описания листорасположения, гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Говоря о природной необходимости, «законе минимального действия» и «разумном основании» природы, Леонардо да Винчи последовательно исключал из своих натурфилософских теорий идею о боге (допуская её лишь в качестве понятия о «перводвигателе»), оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находимых на вершинах гор, легенду о «всемирном потопе». Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи остался в традиции личностью- символом эпохи, «...которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346). М. Н. Соколов.
Сочинения: Tutti gli scritti, v. 1, Mil., 1952; в рус. пер.- Книга о живописи, М., 1934; Избранные произведения, т. 1-2, М., 1935; Избранные естественно-научные произведения, М., 1955; Анатомия. Записи и рисунки, М., 1965. Литература: Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи, Л.-М., 1952; Зубов В. П., Леонардо да Винчи, М.- Л., 1961; Гуковский М. А., Леонардо да Винчи, Л. -М., 1967; Raccolta Vinciana, Mil., 1905-; Неуdenreich L. Н., Leonardo da Vinci, Bd 1-2, Basel, 1954; P e d r e 11 i C., Studi vin- ciani, Gen., 1957; E s с h e E., Leonardo da Vinci. Das anatomische Werk, Basel, 1961; Hart I. B., The mechanical investigations of Leonardo da Vinci, Berk.- Los Ang., 1963; Heydenreich L. H., Leonardo architetto, Firenze, 1963; Clark K., Leonardo da Vinci, Camb., 1969; Leonardo's legacy. An international symposium [1966], Berk.- Los Ang., 1969; Verga E., Bibliografia vinciana. 1493-1930, v. 1-2, Bologna, 1931. Вернуться на главную страницу Леонардо да Винчи
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |