Леонардо да Винчи
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Леонардо да Винчи

1452–1519

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи. Автопортрет.

Детские годы и юность

Леонардо да Винчи родился в апреле 1452 года в небольшом селении Анкиано близ городка Винчи как внебрачный сын нотариуса от Пьеро да Винчи. Мать его, Катерина, вскоре вышла замуж и ушла из жизни своего сына. Отец Леонардо взял его к себе в дом, заботился о нем и дал ему образование.

Однако Пьеро да Винчи был очень занят своими делами и не мог направлять стремления сына. По существу маленький Леонардо был почти полностью предоставлен самому себе. Столь ранняя самостоятельность сделала его несколько замкнутым. Он жил в мечтах, внимательно наблюдая живописную природу и жизнь родного Винчи. Быть может дед его,  Антонио, оказывал на него в детские годы то направляющее влияние,  которого не мог дать ему отец.

Леонардо было около 14 лет, когда умерли его дед и мачеха. Отец его,  Пьеро, вскоре снова женился и перебрался вместе с семьей во Флоренцию. Здесь Леонардо получил более широкие возможности для своего развития, чем в захолустном Винчи.

Вероятно в 1467 году, когда Леонардо было 15 лет, отец отдал его в ученье в мастерскую Андреа Верроккьо —  знаменитого живописца и ваятеля.

Новая жизнь началась для юного Леонардо. Он попал в один из творческих центров Флоренции, где передовое искусство того времени создавалось под руководством крупного мастера и большого человека.

Ювелир, резчик, скульптор,  живописец, инженер и музыкант,  Верроккьо был превосходным наставником для юного Леонардо. Однако и ученик стоил учителя. Леонардо быстро овладел всеми знаниями и творческими приемами своего учителя.

Леонардо принимал самое деятельное участие во всех работах мастерской Верроккьо; предполагают,  что иногда он сам служил моделью для скульпторов и живописцев, в частности для одной из крупнейших скульптурных работ Верроккьо —  статуи юного Давида (рис. 1). Если это предположение правильно, то до нас дошли превосходные изображения юного Леонардо. На картине художника Франческо Боттичини «Юный Товий с ангелом», хранящейся в галерее Уффиций во Флоренции, юный Леонардо изображен в виде архангела Михаила в латах, с обнаженным мечом в одной руке и сферой в другой (рис. 2). Наряду с мастерской Верроккьо школой для Леонар до, как и для большинства художников того времени, служила знаменитая капелла Бранкаччи при церкви дель Кармине, где один из гениальных мастеров живописи раннего Возрождения Мазаччо написал фрески на темы из жизни апостола Петра, бывшие предметом всеобщего удивления. Их изучали все знаменитые впоследствии сверстники Леонардо. Сюда приходили делать зарисовки и Микеланджело, и многие другие художники.

Недаром первый историк искусства эпохи Возрождения, сам художник, Вазари писал в своих жизнеописаниях: «Труды Мазаччо заслуживают бесконечных похвал и,  главным образом, потому, что своим мастерством он дал направление прекрасной манере нашего времени». Вазари пишет также, что «вещи,  созданные до Мазаччо, можно считать написанными, его же вещи в сравнении с работами других живы, правдивы и естественны».

Фрески Мазаччо были новым словом в развитии реалистического искусства, которое побеждало тогда в борьбе со старыми, средневековыми, условными формами искусства.

Одной из важных особенностей того времени было то, что искусство развивалось в теснейшей связи с развитием науки. Художники стремились использовать для своего творчества все достижения передовой науки и сами двигали ее вперед.

Еще Брунеллеско, друживший с известным математиком и географом Тосканелли, разрабатывал теорию живописной перспективы. Дальше пошли Учел-ло и особенно Пьеро деи Франчески. По этому же пути пошел и Леонардо.

«Увлекающийся практикой без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет.  Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, коей вождь и врата — перспектива, и без нее ничего хорошего не делается ни в одном роде живописи», — писал позднее Леонардо.

В мастерской Верроккьо Леонардо мог ознакомиться с геометрией и теорией перспективы, широко применявшейся художниками того времени, а также с теорией пропорций, без которой не обходилось изучение человеческой фигуры.

Франческо ди Джорджо Мартини,  сиенский художник, современник Леонардо, пишет в начале своего трактата об архитектуре: «Евпомп македонский, уважаемый математик,  говорил, что никакое искусство не может быть совершенным без арифметики и геометрии».

Эта мысль характерна почти для всех художников кваттроченто, которые старательно изучали математику и применяли ее к искусству, ибо его основой они считали надлежащую меру. Свои математические знания Леонардо расширял, вращаясь в кругу ученых,  группировавшихся вокруг Паоло Тосканелли. Упоминание об этом мы находим в дневниках Леонардо (Атлантический кодекс, лист 12).

Его серьезные познания в механике также не могут быть полностью объяснены обучением в школе Верроккьо. И тут, вероятно, не обошлось без общения с учеными, но кто сообщил ему такие обширные знания в области механики, остается неясным. В своих записях Леонардо точно определяет,  что нужно знать художнику. Он говорит, что во избежание ошибок необходимо: «быть прежде всего хорошим перспективистом, затем ты должен обладать полным знанием мер человека и других животных, и, кроме того, — быть хорошим архитектором,  то есть знать все то, что относится к форме построек и других предметов, находящихся над землею; а форм  этих бесконечно много, и чем больше ты их будешь знать,  тем более похвальна будет твоя работа; те же, в которых ты не напрактиковался, не отказывайся срисовывать с натуры» (Ашбернхэм I, лист 28).

Реалистическое направление, развивавшееся в искусстве того времени, толкало Леонардо в самую гущу жизненных интересов. Он не удовлетворялся уже ролью созерцателя жизни, но стремился принять в ней живейшее участие.

В 1467 году, когда он поступил в мастерскую Верроккьо, сняты были леса с фонаря, увенчавшего купол флорентийского собора, и это сооружение, которым была открыта эпоха Возрождения в области архитектуры, впервые предстало перед глазами флорентийцев в своем завершенном виде. Грандиозный дворец Питти заканчивался постройкой на холмах за Арно. Слава выдающихся зодчих Брунеллеско,  Микелоццо, Альберти гремела тогда во Флоренции. Все это не могло не оказать влияния на талантливого юношу. С тех пор всю свою жизнь стремится он к работе над разрешением крупнейших инженерных и архитектурно-строительных проблем,  настолько, что часто забрасывает кисть ради циркуля и оставляет живопись ради разработки инженерных вопросов.

В те дни в промышленной и торговой жизни Флоренции намечался кризис.

2. Леонардо да Винчи в виде архангела Михаила на картине Франческо Боттичини (?)

 

Еще в 1453 году турки взяли Константинополь; рухнула Византийская империя, державшая в своих руках торговые пути на Восток.

Венецианская республика, теснимая турками на островах архипелага, давно уже захватила восточные проходы Альп. Торговые пути на север и восток были отрезаны для флорентийских товаров. Приходилось сокращать производство шерстяных и  шелковых тканей, которым жила Флоренция, и подумывать о расширении торговли с западными странами.

В это время юный сын Пьеро да Винчи, еще учившийся в мастерской Верроккьо, разработал и предложил к осуществлению грандиозный проект канала.

«Он был первым, кто еще юнцом поставил вопрос о том как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию» — говорит Вазари.

Если бы проект Леонардо был осуществлен, Флоренция имела бы свой морской порт — Пизу и получила бы возможность расширить свою внешнюю торговлю, а следовательно, расширить и производство. Несомненно, что в этих проектах юного Леонардо было еще очень много незрелого и неосуществимого; тем не менее они характеризуют необычайную смелость его мысли.

Тот же Вазари рассказывает. «Леонардо ежедневно делал модели и чертежи, показывающие, как с легкостью сносить горы и прорывать сквозь них туннели, от одной долины к другой, и как при помощи рычагов, кранов и винтов подымать и  передвигать большие тяжести, а также как осушать гавани и отводить трубами воду из низин, ибо его мозг никогда не прекращал своих выдумок»...

Никто не верил восторженному юноше, выступавшему с грандиозными проектами. В то же время или позже он выступил, по словам Вазари, с другим предложением:  «Среди его моделей и чертежей был один, при помощи которого он неоднократно пытался доказать многим выдающимся гражданам, правившим тогда Флоренцией, возможность поднять флорентийский храм Сан Джованни и подвести под него лестницы, не разрушив его;  и доказательства его были так убедительны, что это казалось осуществимым, хотя каждый после его ухода сознавал невыполнимость такой затеи».

Леонардо хотел, очевидно, пойти по стопам великого зодчего Брунеллеско, поразившего в свое время (в 1419 году) Флоренцию смелым проектом постройки грандиозного купола флорентийского собора без устройства лесов и сумевшего добиться осуществления  своего замысла. Однако время грандиозных общественных сооружений миновало для Флоренции, клонившейся теперь к упадку вследствие изменения экономических условий. Именно поэтому все попытки Леонардо войти в сферу практической строительной деятельности во Флоренции были безрезультатными, и ему пришлось ограничиться сферой искусства.

Наступил день, когда он, выполняя фигуру ангела в картине Верроккьо «Иоанн, крестящий Христа», превзошел своего учителя. В мастерской Верроккьо им была исполнена также замечательная маленькая картина «Благовещение», находящаяся ныне в музее Уффиций во Флоренции.

Его учение было закончено. Он достиг мастерства и мог перейти к практической деятельности.

Еще в 1472 году имя Леонардо да Винчи было внесено в «Красную книгу» художников Флоренции, а в 1476 году он вышел из мастерской Верроккьо.

Цитируется по изд.: Михайлов Б.П. Леонардо да Винчи архитектор. М., 1952, с. 7-10.

Вернуться на главную страницу Леонардо да Винчи

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС