Ленч Леонид Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Ленч Леонид Сергеевич

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Леонид Сергеевич Ленч

Ленч (настоящая фамилия Попов) Леонид Сергеевич [20.7(2.8).1905, д.Морозовка Краснинского у. Смоленской губ. — 28.1.1991, Москва] — прозаик, сценарист. Отец — генерал Добровольческой армии. Впервые выступил со стихами в 1921 в Ростове-на-Дону, где учился на экономическом факультете университета. Первый юмористический рассказ опубликовал в журнале «Чудак» (1929). Именно с этого времени Ленч начинает постоянно работать в жанре короткой юмористической прозы.

С 1934 года сотрудник журнал «Крокодил». Недосягаемым, но верным для себя образцом он считал М. Зощенко, с которым начиная с 1930-х переписывался. По его словам (в одном из писем к М. Зощенко), он больше всего боялся стать простым подражателем, что ему, правда, мало угрожало по складу его дарования. Рассказы Ленча, по сравнению с зощенковскими, рассчитаны на легкую улыбку, их общий тон и стиль водевильный, в основе сюжетов смешные положения, недоразумения, курьезы, не предполагающие в большинстве случаев глубокого социально-психологического подтекста. Такой юмор, обусловленный характером дарования, удачно подходил к общественно-литературной обстановке 1930-х с их установкой на непременную жизнерадостность. Эта же особенность таланта позволила Ленчу успешно работать в юмористической литературе и в последующие годы (1940-50-е), когда возобладала «теория бесконфликности» и предпочиталось изображение «борьбы хорошего с лучшим». «Смех сквозь слезы» был совершенно чужд художническому характеру Ленча. Вместе с тем внутренняя ориентация на М.Зощенко, позволившая ему поддерживать своего учителя в трудные для него опальные годы, позволяла Ленчу насыщать свои произведения подчас метко схваченными подробностями жизни. Именно эти подробности, детали, штрихи, словечки «из быта» придавали его вещам, непритязательным и легким, известную жизненную, чаще всего бытовую плотность.

В 1936 году, не без помощи М. Зощенко, к которому он обращался с просьбами о рекомендации для издательства, вышел сборник «Первая улыбка», в 1938 году — «Знакомое лицо». Тогда же по рекомендации М. Зощенко он был принят в Союз советских писателей.

В годы Великой Отечественной войны Ленч работал в редакции газете Брянского фронта. Его газетная продукция велика и разнообразна. Как юморист и сатирик, он, по-видимому, впервые обрел четкого и явного противника — оккупанта, фашиста, его проза и стихи насыщаются силой и меткостью: в стихах-юморесках, посвященных бойцам, боевую жизнь которых он знал не понаслышке, просверкивает народная речь, они нередко забавны, остроумны и в чем-то перекликаются с «Василием Теркиным» А. Твардовского — особенно в описаниях шутейных положений. Они рассчитаны на то, чтобы дать солдату минуту отдыха. На это рассчитывал в своих интермедиях в великой «Книге про бойца» и А. Твардовский. В послевоенные годы Ленч работает в много образных комических и «серьезных» жанрах. Он — постоянный сотрудник сатирического киножурнала «Фитиль», созданного С. Михалковым. Наряду с привычными миниатюрами и скетчами он пишет повесть «Черные погоны» и серию автобиографических «Рассказов о моей жизни», которые в совокупности представляют собою своеобразную повесть в новеллах. С годами, особенно в позднем творчестве, Ленч все более и более соприкасается с русской классикой, главным образом с А.Чеховым. Критика не без удивления отмечала, что юмористическая проза Ленча насыщается элегичностью, его повествовательная манера вбирает в себя многое из разных литератур — он любил и внутренне ориентировался на Диккенса, не были чужды ему М. Твен и Шолом-Алейхем. Юмористичность Ленч перестает быть поверхностной и явно видимой — она уходит вглубь и все более смыкается с великими гуманистическими традициями русской и мировой литературы. От водевильности к элегии, от юмористики к «комедии жизни» — так можно было бы определить путь Ленча.

А.И. Павловский

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2, М., 2005, с. 412-413.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранные произведения: в 2 т. М., 1982;

Первая улыбка. М., 1936;

Знакомое лицо. М., 1938;

Юмористические рассказы. М., 1951;

Дорогие гости. М., 1954;

Комедии, сценки, шутки. М., 1961;

Черные погоны. М., 1962;

Речное кино. М., 1973;

Избранное. М., 1975;

Литература:

Васильев С. Умный смех // Октябрь. 1951. №7;

Леонтьев Н Рассказы Леонида Ленча // Нева. 1958. №11;

Литвинов В. Ленч бывает разным // Знамя. 1965. №8;

Гуральник У.Л. Леонид Ленч и его герои // Леонид Ленч. Избранное. М., 1975. С.3-13.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС