Лазурский Александр Федорович |
|
1874-1917 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Лазурский Александр ФедоровичЛазурский Александр Федорович (31.03.1874-27.02.1917), русский врач и психолог, создатель характерологии и нового метода психологического исследования — “естественного эксперимента” (1911), дающего возможность объективного научного изучения конкретной личности в ее реальных жизненных ситуациях. Один из организаторов и активных участников съездов по психологии и экспериментальной педагогике. В. Горячев. Большой словарь Русской цивилизации. Лазурский, Александр Федорович (1874-1917) — русский психолог. Сотрудник В. М. Бехтерева, профессор Психоневрологического института. Разработанная Лазурским методика естественного эксперимента (1911) впервые сближала психологическое исследование с непосредственной жизненной ситуацией и оказала влияние на современную педагогическую психологию. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 184. Лазурский Александр Федорович (1874-1917) — русский врач и психолог. Биография. Сотрудник В. М. Бехтерева, профессор Психоневрологического института. Исследования. Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»). В его генетической «классификации личностей» (Классификация личностей. Пг., 1924) были предложены четкие принципы разделения индивидуальных типов: но уровню личностного развития и по преобладанию психических функций. Для оценки уровня личностного развития были разработаны следующие критерии: общее количество и степень разнообразия индивидуальных психических проявлений (переход от «смутности» основных вопросов к их широте и дифференцированности); интенсивность этих проявлений, степень развития соответствующих способностей; степень их осознанности, тенденция к сознательному определению своего отношения к окружающему миру и ориентации в нем; координация всех (или большинства) отдельных психических качеств, образующих индивидуальность человека, их концентрация в направлении определенного, но широкого и разностороннего вида деятельности. Для выделения разных уровней развития личности основой служит прежде всего сознательная активность человека. Так, на низшем уровне развития человек полностью подчинен внешним обстоятельствам, он не определен в интересах и поступках и оказывается не в силах реализовать свои задатки для достаточного и стойкого приспособления к среде. Напротив, люди среднего уровня приспособлены адекватно, они занимают в своей среде достойное место, соответствующее их склонностям, задаткам и способностям, которые продолжают развиваться. Наконец, на высшем уровне развития высокоодаренные люди, занятые интенсивной и плодотворной творческой деятельностью, не ограничиваются приспособлением к среде, но стремятся к ее конструктивному изменению. Помимо принадлежности к определенному уровню личностного развития различные индивидуальности могут быть разделены по преобладанию психических функций (эмоций, мышления, воли). Это — аффективные, рассудочные, деятельные, мечтательные типы и т. д., которые встречаются на каждом уровне личностного развития. Методы. В 1911 г. предложил метод психологического изучения личности в привычных условиях ее деятельности — «естественный эксперимент». Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 287. Далее читайте:Ученые с мировым именем (биографический справочник). Сочинения:Влияние естествознания на развитие психологии // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1900. № 8; О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения // Вопросы философии и психологии. 1900, Кн, 53; Душевные способности как основные биологические функции // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн, 101; Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. 1912. № 1, 2 (совм. с С. Л. Франком); Школьные характеристики. СПб., 1913; К учению о психической активности. М., 1916; Очерк науки о характерах. Пг„ 1917; Естественный эксперимент и его школьное применение. Пг., 1918; Психология общая и экспериментальная. Пг., 1923; Альтруизм // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейгер, А. А. Пузырей. М.: Изд-во МГУ, 1982; Избранные труды но психологии. М.: Наука, 1997.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |