Лавренев Борис Андреевич |
|
1891-1959 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Борис Андреевич ЛавреневЛавренев Борис Андреевич (Сергеев) (1891/1959) — советский писатель, публицист, драматург, поднимающий в своих произведениях политические, социальные проблемы (рассказы «Сорок первый», «Полынь-трава», «Гравюра на дереве», драмы «Разлом», «За тех, кто в море»). Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 148. Лавренев Борис Андреевич (настоящая фамилия - Сергеев) (1891-1959), прозаик, драматург. Родился 5 июля (17 н.с.) в Херсоне в семье педагога-словесника. Гимназистом сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс. Плавал два месяца, пока его не сняли с палубы итальянские карабинеры (позже эти события будут описаны в рассказе "Марина"). Первые рассказы, стихотворения, рецензии появились в херсонских и московских газетах и журналах. В 1912, будучи студентом юридического факультета Московского университета, впервые под псевдонимом "Борис Лавренев" опубликовал поэтическую легенду о красных маках в альманахе московских символистов "Жатва". Во время первой мировой войны воевал в царской армии. Октябрьскую революцию принял; когда началась гражданская война, перешел в Красную Армию, был командиром бронепоезда, воевал в Туркестане, работал во фронтовой газете. В 1924 вышли три повести - "Ветер", "Звездный цвет" и "Сорок первый", сразу сделавшие их автора известным. За финал повести "Сорок первый" Лавренева стали называть "попутчиком" (стоит ли плакать над белым офицером?), постоянно поминая его непролетарское происхождение и недостаточность классового чутья. Повести "Седьмой спутник" (1927) и "Гравюра на дереве" (1928) были посвящены проблемам интеллигенции и культуры. В 1928 была опубликована драма "Разлом", имевшая большой успех и в течение тридцати лет не сходившая со сцены театров. Лавренев стал вместе с К.Треневым и Вс. Ивановым одним из создателей нового типа героико-революционной драмы. Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя: героическая драма "Песня о черноморцах" (1943), драма "За тех, кто в море" (1945). Лавреневу принадлежат публицистические статьи, памфлеты, фельетоны. В 1950 была написана политическая драма "Голос Америки". 7 января 1959 в Москве Б.Лавренев скончался. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Лавренёв (настоящая фамилия Сергеев) Борис Андреевич [5(17)7.1891, Херсон — 7.1.1959, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище] — прозаик, драматург. Родился в учительской семье. По материнской линии происходил из старинного казачьего рода. Окончил 1-ю Херсонскую мужскую гимназию, в 1909-15 учился на юридическом факультете Московского университета. Началом своего творчества сам Лавренёв считал рассказ «Гала-Петер», написанный в 1916 на фронте (опубл. в 1924). Однако первые рассказы Лавренёва под фамилией Сергеев появились еще в 1910 в московской газете «Студенческая жизнь»: «То было раннею весной...» (7 нояб.) и «Его смерть» (12 дек.). Тогда же Лавренёв начал публиковать и свои стихотворения, но как поэт известен не стал. Писал для периодических изданий многочисленные рецензии и статьи. После окончания университета Лавренёв, пройдя краткосрочные курсы военного училища, в чине поручика артиллерии участвовал в Первой мировой войне. Во время Февральской революции Лавренёв был комендантом штаба революционных войск Московского гарнизона, а затем адъютантом коменданта Москвы. Октябрьская революция вызвала у него растерянность и смятение, в сент. 1918 Лавренёв вернулся в Херсон. Но вскоре снова уехал в Москву; работал в Наркомпроде, а с дек. 1918 находился в рядах Красной Армии. В янв. 1920 уехал на Туркестанский фронт и сразу был назначен военным комендантом Ташкента, но пробыл на этой должности недолго, т.к. был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и полтора месяца провел под следствием. После оправдания был назначен заместителем редактора фронтовой газеты и одновременно заведующим литературным отделом «Туркестанской правды». С середины 1920 работал в литературно-издательском отделении Политуправления Туркестанского фронта, преобразованного впоследствии в Военно-редакционный совет Туркфронта, с авг. 1921 — в редакции «Красноармейской газете» (первоначальное название «Красной звезды»). Публиковал рассказы и стихотворения, статьи, рецензии, фельетоны, карикатуры и рисунки. Печатался не только под фамилией Лавренёв, которую окончательно принял с 1922 (литературным псевдонимом стала фамилия одного из родственников писателя: «В литературе уже был один Сергеев-Ценский. Нужно было как-то дифференцироваться от него...» // Звезда Востока. Ташкент, 1959. №8. С.120), но и под многочисленными псевдонимами: Бек, С.Натальский, Б.Наталия, Н.Борисов, Художник, Инцитатус, Антидюринг и др. Лавренёв сотрудничал во многих периодических изданиях Туркестана. Художник-график, за 4 года, проведенных в Ташкенте, он выполнил около 1000 рисунков, плакатов, карикатур, обложек, заставок, заголовков, эскизов и т.п. В дек. 1923 уехал из Ташкента в Петроград, где его снова призвали на военную службу, назначив секретарем Военно-научного общества Петроградского военного округа. 15 дек. 1924 демобилизовался и поступил на работу в Ленинградское государственное издательство. Первые произведения Лавренёва, принесшие ему известность: повести «Ветер» (1924), «Сорок первый» (1926), «Рассказ о простой вещи» (1927),— посвящены событиям революции и Гражданской войны. «Сорок первый» — признанный шедевр Лавренёва, самое известное (наряду с пьесой «Разлом») из его произведений. Это романтическая баллада о трагической любви рыбачки Марютки, простой девушки, ушедшей сражаться за революцию, и поручика Говорухи-Отрока, интеллигентного офицера-белогвардейца. Пафос революционного порыва проявился в особом лирико-патетическом стиле, переходящем в своеобразный «орнаментализм» (ритмический склад, повышенная образность, вычурный и цветистый язык): «Поздней осенью над Балтийским морем лохматая проседь туманов, разнузданные визги ветра и на черных шеренгах тяжелых валов летучие плюмажи рассыпчатой, ветром вздымаемой пены» («Ветер»). С романтическим восприятием жизни связано и тяготение Лавренёв к исключительному, необычному, к выбору экзотических обстоятельств и места действия. Критика того времени приветствовала творчество Лавренёва, который «не хотел видеть революцию будничными глазами» (Штейнман 3.— С. 14). Позднее, когда революционная романтика несколько утратила свою притягательность, Лавренёва стали упрекать в том, что он наделил своих героев «лубочными мыслями», да и сами герои предстают как «раскрашенный лубок» (Штейнман 3.— С.31-33). Но независимо от позиций критики произведения Лавренёв 1920-х до сих пор хранят трепетный мир человеческих взаимоотношений и их трудную судьбу в XX в. В ироническом романе-памфлете «Крушение республики Итль» (1925) Лавренёв высмеял буржуазное устройство государства в сатирическом и одновременно фантастическом повествовании. Роман высоко оценил А.М.Горький. В то же время писатель продолжал развивать темы революции и Гражданской войны в повестях «Зеленый цвет» (1924) — о столкновении красноармейцев с басмачами у подножия Памира, «Происшествие» (1924) — о налете банд на украинские городки, «Полынь-трава» (1925) — о жестокости классовых битв, разлучающих влюбленных. В 1926 Лавренёв выпустил сборник рассказов «Шалые повести», в котором отразилось ироническое отношение автора ко времени нэпа, которое резко контрастировало с недавним прошлым. Большое место в творчестве Лавренёв занимала тема интеллигенции, ее отношения к народу, ее места в революции: повести «Седьмой спутник» (1928) — история прихода в революцию старого русского интеллигента, «Гравюра на дереве» (1928) — об искусстве и судьбе художника; произведение, проникнутое духом Ленинграда, поэтическими реминисценциями из Достоевского и в то же время сатирическим ядом против приспособленчества в искусстве. Лавренёв обращался в своей прозе к самым разным жанрам, но наиболее полно его художническая индивидуальность раскрылась в драме. В 1925 он опубликовал романтическую мелодраму «Мятеж» о белогвардейском восстании в Ташкенте в 1919, в 1926 — историческую драму «Кинжал» о декабристах. Итогом творческих поисков драматурга стала драма «Разлом» (1928). В основу пьесы легли исторические события: переход легендарного крейсера «Аврора» (в пьесе прозрачно переименованного в «Зарю») в ночь на 25 окт. 1917 к Николаевскому мосту. Лавренёв развил в драме две волновавшие его темы: участие флота в революции (к морской тематике Лавренёв был неравнодушен всю жизнь: будучи еще гимназистом, он пытался поступить в Морской корпус в Петербурге, но не прошел по зрению) и взаимоотношения интеллигенции и революции. Название пьесы символично: «разлом» происходит и в семье Берсеневых (Берсенев — капитан «Зари»), и в сознании каждого героя пьесы, встающего по одну или другую сторону баррикады, и в жизни целой страны. «Разлом» был поставлен Театром Вахтангова в Москве и БДТ в Ленинграде; он сразу стал классикой советской драматургии. В 1930-е Лавренёв отдал дань романтике арктических открытий (повесть «Большая земля», 1935), писал о борьбе испанского народа против фашизма (повесть «Чертеж Архимеда», 1937; пьеса «Начало пути», 1938). Событиям 1914 писатель посвятил неоконченный роман «Белое и синее» (1934; был неодобрительно встречен критикой) и документальную повесть «Стратегическая ошибка» (1934), сюжетно дополняющую финальные главы 1 -й части романа. Во второй половине 1930-х Лавренёв писал рассказы о солдатах революции, моряках Красного флота. С началом Великой Отечественной войны Лавренёв ушел на фронт добровольцем. Был военным корреспондентом центральных периодических изданий на Балтике, на Севере, на Черноморье. Издал сборник рассказов «Балтийцы раскуривают трубки» (1942). В 1943 опубликовал героико-романтическую пьесу «Песнь о черноморцах», в 1945 — драму «За тех, кто в море!» (пьеса имела успех, много раз ставилась на театральной сцене). Начиная с середины 1940-х Лавренёв работал преимущественно как драматург (политическая драма «Голос Америки», 1950; пьеса «Лермонтов», 1953). Часто выступал как публицист по проблемам международной политики. В.Г. Макашина Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2, М., 2005, с. 392-394. Далее читайте:Константин Симонов. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В.Сталине. 23 марта 1979 года (фрагмент о партийности литературы в связи с пьесой Лавренева "Разлом"). Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:СС: в 6 т. М., 1982; СС: в 8 т. М., 1995. Литература:Штейнман 3. Навстречу жизни. Л., 1934; Вишневская И. Борис Лавренев. М., 1962; Старикова Е. Б.А.Лавренев // Лавренев Б. СС: в 6 т. Т.1. С.5-30; Танакова Т. Я всегда буду любить революцию... // Лавренев Б. Ветер: Повести и рассказы. М., 1988. С.5-26; Леонов Б. Б.А.Лавренев // Лавренев Б. Гравюра на дереве. М., 1989. С.5-12.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |