Лас Касас, Бартоломе де |
|
1474–1566 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Бартоломе де Лас КасасБартоломе де Лас Касас (1474—1566). Родился в Севилье в семье торговцев, возможно, обращенных евреев (converses), знакомых Колумба. В 1502 г. Бартоломе, получив первую церковную должность, отправился пытать счастья на Эспаньолу. Там он получил энкомьенду — надел земли с прикрепленными к нему индейцами, которые работают на энкомьендеро в обмен на защиту и образование. Так колонизаторы решали вопрос рабочей силы. Приняв сан священника в 1512 г., он продолжил деятельность энкомьендеро на Кубе. В 1514 г. на Лас Касаса «снизошло откровение», и он отказался от энкомьенды. В 1515 г. он вернулся в Испанию, чтобы продолжить службу при дворе короля, при поддержке доминиканцев Эспаньолы. В 1519 г. в Барселоне он с блеском защитил тезис о богоданной свободе индейцев. По возвращении в Индии он вступает в Орден доминиканцев. Находясь вдали от дел (1522—1531), он получил теологическое образование, которое очень помогло ему в будущих дебатах. Он также начал работу над своими великими произведениями, которые написал в защиту индейких цивилизаций: Historia de las Indias; Apologetica Historia. В 1539 г. он снова вернулся в Испанию. Его влияние и влияние теологов-томистов сподвигли Карла V на принятие «Новых законов» 1542—1543 гг., которые провозглашали не только отмену рабства индейцев, но и поэтапное упразднение энкомьенды. По возвращении в Индии в 1545 г. он был назначен епископом Чьяпаса, но не поладил с местными властями и их испанскими сторонниками. После своего окончательного возвращения в Испанию (1547) он посвятил себя написанию научных трактатов и политической деятельности. Чтобы привлечь внимание общественности, он печатает в Севилье, без лицензии, серию полемических рассказов, в числе которых и Brevisima relation de la destruction de las Indias, мгновенно разлетевшаяся по всей Европе. Лас Касас умер в Мадриде, предположительно 18 июля. Мазен О. Испанская Америка XVI – XVIII веков / Оскар Мазен. – М., Вече, 2015, с. 186-188.
Лас Касас, Бартоломе де (Las Casas, Bartolom de) (1474–1566), испанский историк, родился в Севилье в 1474. Завершив занятия правом и теологией в университете Саламанки, в 1502 отправился на Санто-Доминго. Под воздействием проповедей доминиканских монахов стал священником в 1510. Пожалование ему энкомьенды (исп. encomienda – попечение; передача земли и номинально считавшихся свободными индейцев под «покровительство» энкомендерос, их хозяев) на Кубе в 1514 поставило его лицом к лицу с моральной проблемой обращения с индейцами. Лас Касас освободил своих рабов, а затем посвятил жизнь борьбе с самой системой энкомьенды. Когда его усилия по улучшению ситуации ни к чему не привели, Лас Касас добился аудиенции короля Фердинанда (1515). Благожелательная реакция короля не дала никаких практических результатов, поскольку он умер в 1516, однако кардинал-регент Хименес де Сиснерос назначил Лас Касаса главным прокуратором индейцев. Именно тогда Лас Касас предложил использовать на работах вместо индейцев чернокожих рабов, в чем он впоследствии раскаивался. Отрицательный отзыв королевской комиссии привел к приостановке проводимых им реформ, однако в 1520 Лас Касас получил от императора Карла V разрешение возглавить хозяйство со свободными работниками-индейцами. Этот эксперимент провалился, и в 1523 бывший реформатор стал доминиканским монахом в Санто-Доминго. В 1527 Лас Касас начал писать монументальную хронику История Индий (Historia de las Indias). Этот главный труд своей жизни он создавал в течение 37 лет. В то время уже существовали законы, запрещавшие жестокое обращение с индейцами и новые энкомьенды, однако они не соблюдались. Лас Касас вновь начал борьбу в 1530, когда вышел указ о запрещении энкомьенды в Перу, который тоже не соблюдался. В 1536 власти Гватемалы, надеясь унять не знавшего устали «апостола индейцев», предложили ему абсолютную власть над Тецелутланом в Гватемале, если он сможет подчинить туземцев этой области мирными средствами. Здесь Лас Касасу сопутствовал успех, однако в 1538 руководство ордена отозвало его, а в 1539 он был послан в Испанию. В Испании Лас Касас написал ряд радикальных мемориалов, основанных на идеях естественного равенства и права народов. В 1541 он написал гневную диатрибу против конкистадоров под названием Кратчайшее сообщение о разрушении Индий (Brevsima relacin de la destruccin de las Indias). Это сочинение оказало большое воздействие на императора Карла V, который 21 ноября 1542 принял свод законов, запрещавших энкомьенду и порабощение индейцев, и сделал Лас Касаса епископом Чиапаса в Мексике. Однако новые законы не выполнялись и были отменены в 1544. Лас Касас оставил свой пост и вернулся в Испанию. Последующие 22 года он продолжал неустанно бороться за права индейцев. Обширный труд История Индий с 1492 до 1520 (Historia general de las Indias desde 1492 hasta 1520, 1877–1879) был опубликован лишь в 19 в. Умер Лас Касас в Мадриде 31 июля 1566. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".
Лас Касас (Las Casas), Бартоломе де (1474 - 31.VII.1566) - испанский гуманист, историк и публицист. Окончил Саламанкский университет. С 1502 года - плантатор на острове Гаити. В 1511-1514 годы - капеллан отрядов Веласкеса на Кубе, в 1519-1521 годы - миссионер в Венесуэле, в 1530-х годах - в Гватемале. В 1544-1550 годы - епископ Чиапас (Мексика). В 1551 году вернулся в Испанию. Лас Касас активно выступал в защиту угнетенных индейцев, обличая колониализм и рабство, боролся за ликвидацию энкомьенды. В трактате "О единственном способе приобщения всех народов к истинной религии" ("Del unico modo de atraer a todos los pueblos a la verdadera religion", Mexico, 1942) утверждал, что никому нельзя навязывать веру силой, позже пришел к признанию справедливости вооруженного сопротивления индейцев захватчикам. Написал ряд трудов по истории и этнографии Центральной и Южной Америки, которые являются ценными источниками по истории открытия Америки и захвата ее Испанией. В. Л. Афанасьев. Ленинград. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Сочинения: Brevíssima relación de la destrucción de las Indias, México, 1957, Historia de las Indias, v. 1-3, México, 1951, Отрывки в рус. пер. в кн.: Путешествия Х. Колумба, M., 1961, с. 304-38, 397-422; Apologética historia de las Indias, Madrid, 1909. Литература: Альперович М. С., К характеристике Лас Касаса, "ВИ", 1964, No 10, Афанасьев В. Л., Обличитель колонизаторов Б. де Лас Касас, в кн.: Глобус, Л., 1962, его же, Легенда о "неизвестном кормчем", в кн.: Путешествия и географические открытия в XV - XIX вв., М.-Л., 1965, Hanke L. y Giménez Fernandez M., Bartolomé de Las Casas, 1474-1566. Bibliografía crítica, Santiago de Chile, 1954, Hanke L., Aristotle and the American Indians, N. Y., 1959, Chaunu P., Las Casas et la première crise structurelle de la colonisation espagnole, "RH", 1963, t. 229, r. 59-102, Salas A. M., Tres cronistas de Indias, México, 1959.
Далее читайте:Историки (биографический справочник). Исторические лица Испании (биографический справочник) Сочинения:Brevíssima relación de la destrucción de las Indias, México, 1957, Historia de las Indias, v. 1-3, México, 1951, Отрывки в рус. пер. в кн.: Путешествия Х. Колумба, M., 1961, с. 304-38, 397-422; Apologética historia de las Indias, Madrid, 1909. Литература:Лас Касас Б. История индейцев. – В кн.: Путешествия Х.Колумба. М., 1961 Бартоломе де Лас Касас. М., 1966 История литератур Латинской Америки, т. 1. М., 1985
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |