Эжен Ларманс |
|
1864-1940 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эжен ЛармансЭжен Ларманс. Слепой. 1898 г. Эжен Ларманс (18б4-1940). Образование Бельгии в самостоятельное независимое государство в 1830 году сопровождалось большим подъемом национального самосознания. Демократические идеи и настроения, распространившиеся в бельгийском обществе, определили целую традицию в искусстве Бельгии XIX - начала XX века. Важное место среди художников этого направления занял Эжен Ларманс, один из виднейших художников-демократов рубежа XIX-XX веков. Ларманс учился в брюссельской Академии художеств, сформировался под влиянием Ж.Порталя, педагога, воспитавшего целый ряд значительных мастеров. Все свое творчество Ларманс посвятил изображению бельгийской деревни и рабочих окраин, их обитателей. Его мир характеризуют уже сами названия его картин; "Эмигранты", "Нищие", "Слепой", "Больной ребенок". Драматическая коллизия в основе многих произведений Ларманса и обеспечивает их сильное воздействие на зрителя. На многих картинах художника лежит печать трагической подавленности. Конечно, во многом это объясняется драматическими обстоятельствами жизни самого мастера - потеряв в детстве в результате болезни слух и речь, Ларманс жил под угрозой потери зрения. Однако острых, ранящих впечатлений он искал и как художник. Ларманс изображал то, что, живя на окраине города, он видел каждый день: крестьян с повозками, нагруженными овощами, рабочих, несущих свои инструменты. Он показал, что тяжелый, непосильный труд деформирует облик человека, накладывает на него характерный отпечаток. Лица с грубыми чертами угрюмы и походят одно на другое, одежда ложится тяжелыми крупными складками, придавая монументальность фигуре. Ларманс - художник эпического склада, он сообщает социальной драме всеобщий характер, создавая собирательный образ пустынной земли и скитающегося по ней, не находящего себе пристанища человека. Крестьяне и рабочие Ларманса, изображаемые им калеки и нищие населяют голую, бесприютную местность, чуждую и враждебную человеку. Фабричные здания напоминают тюрьмы, домишки, окруженные чахлыми деревцами, выглядят лачугами. Полотна художника часто очень большого размера. Они залиты безжизненным, мертвенно-бледным зеленоватым или белым светом. Живописная манера гладкая, рисунок же не резкий, нервный. Ларманс мастерски строит композицию, объединяя своих персонажей в выразительные группы, зигзагами дороги или реки разнообразя унылую и монотонную местность, заставляя взгляд зрителя двигаться в картине так, как это необходимо художнику. Избираемые Лармансом темы свидетельствуют не только о его приверженности демократической традиции в бельгийском искусстве XIX века. Они делают этого мастера преемником традиций старонидерландской живописи XVI века, и прежде всего творчества великого мастера Питера Брейгеля Старшего. О влиянии старонидерландского искусства свидетельствует и особая торжественность полотен Ларманса, их поэтичность, сдержанность и одновременно высокая концентрация эмоций. Общая архаизация приемов, упрощение и уплощение форм, большой формат картин, превращающий их в панно, а также активное использование символики свидетельствуют о живом восприятии Лармансом художественных вкусов, характерных для рубежа XIX-XX веков. В картине "Слепой" - одном из своих самых значительных произведений - Ларманс обратился к традиционной брейгелевской теме слепого с поводырем, которая воплощает для художника и мысль о том, что человек ощупью, вслепую блуждает во враждебном ему мире, и идею внутреннего, духовного, более истинного зрения. Извивающаяся в огромном пустом пространстве лента дороги - это символ долгого и сложного жизненного пути человека. Эжен Ларманс был широко известен не только как живописец. Он увлекался гравюрой - техникой офорта и мягкого лака, стал одним из основателей издававшихся в Бельгии начала XX века художественных журналов "Ради искусства" и "Искусство сегодня". Использованы материалы статьи О.Сугробовой кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |