Лабриола Антонио
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лабриола Антонио

1843-1904

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Антонио Лабриола

Лабриола (Labriola), Антонио (2.VII.1843 - 2.II.1904) - итальянский философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистического движения. С 1871 года - приват-доцент по истории философии Неаполитанского университета, с 1874 года - профессор практической философии и педагогики Римского университета. К началу 90-х годов с позиций левого гегельянства и абстрактного социализма перешел на позиции марксизма. Принимал довольно активное участие в итальянском и международном рабочем движении (читал публичные лекции для рабочих, активно участвовал в ряде политических начинаний, принимал участие в Международном демократическом конгрессе в Цюрихе и пр.). Лабриола вел оживленную переписку с Ф. Энгельсом.

Теоретические интересы Лабриолы в зрелый период его идейной эволюции были сосредоточены в основном в сфере философии истории и социологии. Главные работы Лабриолы объединены в книгах "Saggi intorno alla concezione materialistica delia storia" (v. 1-4, 1895-1925); т. 1 - "В память о Манифесте Коммунистической партии" (рус. пер. 1922); т. 2 - "Об историческом материализме"; т. 3 - "Исторический материализм и философия (Письма к Сорелю)" (рус. пер., 1900, 1922); т. 4 "Очерков" остался незаконченным; в 1960 году в СССР вышло издание первых двух работ Лабриолы под названием "Очерки материалистического понимания истории". В своих работах Лабриола рассматривает обширный круг проблем, в их числе проблемы определяющего фактора в историческом развитии, классов и классовой борьбы, роли народных масс и личности в истории, закономерностей развития буржуазного общества и неизбежности его краха, проблемы государства, революции и др. Главную задачу материалистического понимания истории Лабриола усматривал в том, чтобы вывести общественную мысль из запутанного лабиринта ненаучных философско-исторических концепций и показать истинные движущие силы общественного развития.

Основные положения исторического материализма Лабриола рассматривал в тесной связи с историей развития классовой борьбы, с развитием марксистской теории, с критикой буржуазных теорий и мелкобуржуазных течений в социализме. Лабриола подверг разносторонней критике позитивизм, а также неокантианство, социальный дарвинизм, бернштейнианство, анархизм и др.

Большое место в работах Лабриолы занимает анализ происхождения и исторической роли различных форм идеологии, морали, права и т. д. Он стремился показать, почему идеология, моральные и правовые нормы приобретают в глазах людей значение самодовлеющих и даже основных факторов исторического развития, представляются как нечто совершенно отделенное от почвы, на которой возникли, как априорные императивы, божественные предначертания, воплощения универсального разума и т. п.

Значительное внимание Лабриола уделял политическим проблемам, вопросам тактики и организационным принципам пролетарской партии, развивал мысль о необходимой связи социалистического движения с марксистской теорией.

Воззрения и деятельность Лабриолы не были свободны от некоторых серьезных противоречий и ошибок. Так, неправильное истолкование национальных интересов Италии и в какой-то мере национального вопроса вообще (деление наций на "активные" и "пассивные", к числу последних Лабриола относил, в частности, Россию) приводило его на грань теоретического оправдания колониальной экспансии. Лабриоле присущи также некоторые ошибки в вопросе о роли пролетарской партии. Однако ошибки Лабриолы не имеют определяющего значения в его идейном наследии.

Роль идейного наследия Лабриолы весьма велика; оно послужило отправной точкой для дальнейшего развития итальянской марксистской мысли. Идеи Лабриолы были развиты А. Грамши, П. Тольятти и др. теоретиками итальянской компартии.

С. А. Эфиров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Opere complete, t. 1-3, Mil., 1959-61; Lettere a Engels, Roma, 1949; 123 lettere inedite di Antonio Labriola a Bertrando Spaventa, "Rinascita", 1953, No 12; 1954, No 1; в рус. пер. - К "кризису марксизма", К., 1906; О социализме, СПБ, 1906; Очерки материалистич. понимания истории, М., 1960.

Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 28, (Л.), 1940, с. 192, 393; т. 29, (Л.), 1948, с. 276-77; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 2, с. 453; т. 37, с. 68-69; Плеханов Г. В., О материалистич. понимании истории, в его кн.: Избр. философ. произв., т. 2, М., 1956; Берти Дж., Антонио Лабриола и итал. социалистич. движение, "НИИ", 1959, No 3; Dal Pane L., Antonio Labriola. La vita e il pensiero, Roma, 1935; его же, Profilo di Antonio Labriola, Mil., 1948; Berti G., Per uno studio della vita e del pensiero di A. Labriola, Roma, 1954; его же, В. Spaventa, A. Labriola e l'hegelismo napoletano, (s. 1.), 1954.


Вернуться на главную страницу Лабриолы

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС