Кузмин Михаил Алексеевич |
|
1875-1936 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Михаил Алексеевич Кузмин
Кузмин Михаил Алексеевич (1875-1936), поэт, прозаик, драматург. Родился 23 сентября (6 октября н.с.) в Ярославле в дворянской семье, придерживавшейся старообрядческой веры. Детские годы прошли в Саратове, он воспитывался в традициях староверской бытовой религиозности и чувство живой связи с церковно-национальной культурой сохранил навсегда. Но были в его роду и французские корни. С 1885 жил в Петербурге, учился в гимназии, затем поступил в консерваторию по классу композиции, был учеником Римского-Корсакова, однако консерваторию по болезни не окончил. В эти годы много путешествует по Италии, Египту и другим странам. Ездит и по старообрядческим селениям севера России. И те и другие впечатления впоследствии найдут отражение в его мировидении и творчестве. В литературу он пришел сравнительно поздно. Он напечатал свои стихи в "Зеленом сборнике стихов и прозы", а в 1906 - опубликовал в крупнейшем символистском журнале "Весы" стихи из впоследствии знаменитых "Александрийских песен", привлекших внимание М.Волошина. Кузмина причисляли то к символизму, то к акмеизму. В 1910 пишет свою программную статью "О прекрасной ясности. Заметки в прозе", в которой декларировал "аполлоническую" концепцию искусства с присущими ей требованиями стройности, четкости, логики, чистоты стиля и строгости формы. Работая в поэзии, прозе и драматургии, Кузмин неизменно следовал этим требованиям, восходящим к пушкинской традиции. В 1907 он написал роман "Крылья", создавший ему одиозную репутацию "поэта полового извращения", и конфискованный сборник драматургических произведений "Три пьесы". В 1908 вышел сборник стихотворений - "Сети". В 1910-е уделяет много внимания историческим "стилизациям" романов на современные темы (романы "Плавающие-путешествующие", "Тихий страж", повести "Мечтатели", "Покойница в доме", десятки рассказов). В августе 1912 вышла вторая книга стихотворений "Осенние озера", третью часть которой составляли "Духовные стихи" и "Праздники Пресвятой Богородицы". Далее следуют сборники стихов "Вожатый" (1915), "Нездешние вечера" (1921). Сборник "Параболы", включающий стихи 1921 - 22, вышел в Берлине. Последний сборник стихов "Форель разбивает лед" появился в Ленинграде в 1929. Советская критика обошла ее молчанием. В 1915 публикует "Военные рассказы", в 1919 - роман "Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро". После революции Кузмин остается в Петербурге, держась вдали от политических событий. С 1924 его постепенно вытесняют из литературной жизни. В его неопубликованных стихах проступали две новые темы: о прощении и надежде. Вокруг мэтра поэзии серебряного века сгруппировались теперь начинающие переводчики и филологи, сохранившие о нем благодарную память. После 1929 в печати не появилось ни одной его книги, занимался переводами из Боккаччо, Апулея, Шекспира, писал по вопросам литературы, театра, живописи. Умер М.Кузмин в нищете 3 марта 1936 в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Кузмин Михаил Алексеевич (6[18].10.1872—1.03.1936), поэт, прозаик, драматург, член Союза русского народа (СРН). Родился в Ярославле в дворянской старообрядческой семье, детские годы прошли в Саратове, с 1885 жил в Петербурге, учился в гимназии, затем поступил в консерваторию по классу композиции, был учеником Римского-Корсакова, однако консерваторию по болезни не окончил. Много путешествовал по Италии, Египту и др. странам, а также по старообрядческим селениям севера России. В разгар смуты 1905 искал опору в патриотических организациях. В дневнике 11 нояб. записал: «“Русское собрание” не унывает, есть “Союз русских людей”; и видя это, слыша это, окруженный этим, а не газетными воплями, я чувствую себя бодрее». А 29 окт. 1905 Кузмин записался в СРН, встретив в штаб-квартире Союза множество русских людей всех сословий: рабочие приносили взносы и списки желающих вступить в Союз, тут же находились офицеры, дамы, чиновники, мужики. Его записывал в СРН барон М. Ф. Таубе, который задал Кузмину всего два вопроса: «Вы православный? Вы патриот?» Вдохновленный увиденным, по пути домой Кузмин задавался вопросом: «Конечно, движение делают не два жида, но отчего и Лассаль, и Маркс, и Бебель — евреи? И русские освободительные деятели, и Носарь, и Гольдштейн, и Гапон, и Гершуни?» Для характеристики его политических воззрений показательна запись в дневнике 2 дек. 1905, посвященная вышедшему т. н. «финансовому манифесту» — провокации, нацеленной на создание паники на рынке: «Вышел “манифест” всех мерзавцев. Я говорю сам для себя и называю все своими именами; жиды и жидовствующие нахалы, изменники и подлецы губят Россию; они ее не погубят, но до полнейшей нищеты и позора могут довести… Я ненавижу всеми фибрами души этих наглых выскочек и их прихвостней… Что им Россия, русская культура, история, богатство? Власть, возможность изблевать свое лакейское, поганое краснобайство, дикая пляска наглых осатанелых жидов». Однако свидетельств активного участия Кузмина в монархическом движении до нас не дошло. После революции он остался в России, не принимая никакого участия в политике. В начале литературного пути примыкал к символистам, затем в его творчестве обозначился переход к акмеизму. Поэзия, проза и драматургия Кузмина обращены к чувственно-осязаемому, предметному миру, в изображении которого господствует мотив иллюзорности, зыбкости, непостоянства («Разве меньше я стану любить эти милые хрупкие вещи за их тленность?»). В поэтическом мироощущении Кузмина доминируют утонченность и изящество, переходящие в манерность, стилизация, обнажающая условный характер реминисценций, снисходительно-иронический взгляд на вещи. Отсюда же — своеобразие образного рисунка, нарочитые «небрежности» слога и ритма, призванные сообщить интонации наивность безыскусной речи. «Дар стиха певучего и легкого» (В. Брюсов) позволил Кузмину заметно раздвинуть ритмический диапазон камерной лирики (напр., в «Александрийских песнях», написанных свободным стихом). В его творчестве на первый план выдвинут момент «игры» театрального и кукольного представления, «священного фарса» (А. Блок), что сближало его с художниками «Мира искусства» (К. Сомов, С. Судейкин и др.). В прозаических «жизнеописаниях» Кузмина («Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро», 1919, и др.) острая занимательная фабула диктуется «капризами судьбы», повинуясь которой герои испытывают множество приключений и метаморфоз. Со временем в стиле Кузмина сгущаются утрировка, гротеск, приемы т. н. остранения. В поздних произведениях намечаются модернистские тенденции, близкие сюрреализму («Для Августа», 1927; «Лазарь», 1928). С 1924 его постепенно вытесняют из литературной жизни. Последний сборник стихов вышел в 1929, после чего в печати не появилось ни одной его книги, и он вынужден был заниматься переводами из Боккаччо, Апулея, Шекспира, писал по вопросам литературы, театра, живописи. Умер в Ленинграде в нищете, похоронен на Волковом кладбище. А. С., А. К. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:Собр. соч. Т. 1—9. Пг., 1917—18; Нездешние вечера: Стихи. Пг., 1921; Вторник Мари: Представление в 3-х ч. для кукол живых или деревянных. Пг., 1921; Параболы: Стихи. 1921—22. Пг., 1923; Условности: Статьи об искусстве. Пг., 1923; Новый Гуль: Стихи. Л., 1924; Форель разбивает лед: Стихи. 1925—28. Л., 1929. Литература:Дневники 1905—07. СПб., 2001.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |