Курицын Федор Васильевич |
|
XV в. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Федор Васильевич КурицынКурицын Федор Васильевич - думный посольский дьяк в княжение Ивана III Васильевича, оказавший большое влияние на внешнюю политику России в конце XV - начале XVI вв. В 1482 г. был послан в Венгрию для заключения союза против Польши, а в 1494 г., ездил по посольским делам в Литву. Участвовал в переговорах с иноземными послами в Москве. В 1485 г. создал в Москве кружок еретиков. Выступал против монастырей и монашества как института, высказывал идеи о свободе воли человека (о «самовластии души»), толкуемой шире, чем это допускалось православным богословием. Последнее упоминание о Курицыне относится к 1500 г., когда в политике Ивана III по отношению к еретикам наметился поворот. Поддержка сменилась преследованиями, завершившимися разгромом московского кружка. Самым яростным и последовательным врагом Курицына был Иосиф Волоцкий, поскольку влиятельный дьяк мешал ему расправиться с ересью жидовствующих и самому приблизиться к Ивану III. В своей «Книге на еретиков» он решился сказать вслух о близости дьяка к великому князю. Чтобы при отсутствии доказательств иметь возможность начать суд над еретиками, Иосиф организовал арест видных их представителей, надеясь, что «поймав двух-трёх еретиков, а оне всех скажют». И действительно, взятые под стражу люди не выдерживали пыток и оговаривали своих ближних. В обличении Курицына Иосиф, видимо, перестарался. Объявив во всеуслышание, что дьяк занимался астрологией, чернокнижием и проч. ересью с самим государем, волоцкий игумен не рассчитал своих сил. Его обличения, возможно, стали щитом для Курицына и спасли его от мучительной смерти на костре. Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь. М., 2000, с. 302.
Курицын Федор Васильевич (15 в.) – русский политический деятель, дипломат, один из лидеров реформационного движения в России 2-й пол. 15 в., т.н. ереси «жидовствующих». Был прекрасно образован, служил дьяком по посольским делам, участвовал в нескольких успешных и важных для Московского государства дипломатических миссиях. В 1436 вернулся в Москву из крымского плена. Вокруг него образовался кружок единомышленников, разделявших еретические, с точки зрения официального православия, взгляды. Ереси сочувствовали сын Ивана III Иван Иванович, митрополит Зосима и, в определенной степени, сам Иван III. Признавая авторитет Ветхого и Нового Заветов, Курицын отвергал святоотеческие предания и основанный на них институт монашества. Главным источником истины и мудрости считал пророческое откровение. В «Лаодикийском послании» пишет о самовластии человеческой души, для которой вера, «страх Божий» являются «заградой», т.е. ограничением ее произвола. В «Написании о грамоте» утверждает, что грамота – это дарованный Богом неоскудеваемый источник знания, искореняющий невежество, дающий возможность понимания прошлого и настоящего, возможность предвидеть будущее. В разуме – подлинная сила человека. Разумный человек – это образ Божий и Его подобие. Курицына, очевидно, постигла та же участь, что и всех еретиков: он вынужден был сойти с политической арены и был либо сожжен, либо бежал за границу. После 1500 о его судьбе ничего не известно. Е.Н. Бутузкина Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 356.
Курицын Федор Васильевич (ум. не ранее 1500) - русский политический деятель и глава московского кружка еретиков. Был думным посольским дьяком и оказывал большое влияние на внешнюю политику России при Иване III. В 1482 году Курицын был послан к венгерскому королю Матвею Корвину для заключения союза против Польши, в 1494 году - в Литву, принимал участие в переговорах в Москве с различными представителями иностранных государств. Вскоре после возвращения из Венгрии (1485) создал в Москве кружок еретиков (см. Ереси в России). Курицын выступал против монастырей и монашества как института, высказывал идеи о свободе воли человека (о «самовластии души»), толкуемой шире, чем это допускалось ортодоксальным богословием. Л. В. Черепнин и Я. С. Лурье относят к творчеству Курицына сочинения политического характера «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», А. И. Клибанов - грамматическое сочинение «Написание о грамоте». Последнее упоминание о Курицыне относится к 1500 году, когда в политике Ивана III по отношению к еретикам наметился поворот от их поддержки к преследованиям, позже приведший к разгрому московского кружка. В. И. Корецкий. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.
Далее читайте:Курицын Афанасий Федорович - дьяк я княжение Василия III Ивановича я Ивана IV Васильевича, сын Федор ВасильевичФедора Васильевича. Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:«Лаодикийское послание», подг. текста, пер. и комм. Я.С.Лурье. – В кн.: Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина 15 в. М., 1982. Литература:Черепнин Л. В., Рус. феод. архивы, ч. 2, М., 1951; Базилевич К. В., Внеш. политика Рус. централизов. гос-ва, М., 1952; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI вв., М.-Л., 1960; Клибанов А. И., Реформац. движения в России в XIV - первой пол. XVI вв., М., 1960; Клибанов А. И., "Написание о грамоте", ВИРА, т. 3, М., 1955.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |