Куницын Александр Петрович |
|
1783-1840 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
А. П. Куницын. Д. И. де Будри. Рисунок А. Д. Илличевского. 1816. Преподавал в Царскосельском лицееКуницын Александр Петрович (1783-1840). Куницын преподавал в Царскосельском лицее нравственность, логику и юридические науки. Широко образованный ученый с независимым образом мышления, он произвел на лицеистов сильное впечатление своей знаменитой речью, произнесенной при открытии Лицея в присутствии Александра I, где громко звучали слова о гражданском долге, а царь не был даже упомянут. Вы помните: когда возник лицей, писал Пушкин в стихотворении, посвященном 25-летию Лицея (1836). Куницын рассказывал в своих лекциях о равенстве всех граждан перед законом, необходимости замены абсолютизма республиканским образом правления и ликвидации крепостного права. Пушкин, по свидетельству современников, «охотнее всех других классов занимался в классе Куницина» и о его лекциях «вспоминал всегда с восхищением». В ранней редакции стихотворения «19 октября» (1825) Пушкин писал: Куницыну дань сердца и вина! В 1819 году А. П. Куницын и Н. И. Тургенев предполагали создать общество для издания общественно- политического журнала «Россиянин XIX века» и привлечь к нему Пушкина. В 1821 году Куницын был смещен с занимаемых им кафедр и исключен со службы по Министерству народного просвещения за изданную им книгу «Естественное право», в которой, по мнению правительства, содержались «весьма вредные, противоречащие истинам христианства и клонящиеся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных» мысли и утверждения. Пушкин гневно осудил запрещение книги в «Послании цензору» (1822). Надпись Пушкина на книге «История Пугачева»: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности. 11 января 1835» — является единственным свидетельством их общения в последние годы жизни поэта. По словам П. А. Плетнева, Пушкин сохранил к Куницыну до смерти своей неизменное уважение. Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 23-24.
Социальный мыслительКуницын Александр Петрович [1783, с. Кой Кашинского у. Тверского наместничества – 1(13) июля 1840, Петербург] – русский правовед, социальный мыслитель. Происходил из семьи священнослужителя. Получил начальное духовное образование. Окончил Петербургский педагогический институт (1803–07), Гейдельбергский и Геттингенский университеты (1808–11). С 1811 адъюнкт-профессор нравственной философии и правоведения в Царскосельском лицее, где оказал влияние на формирование взглядов А.С.Пушкина и будущих декабристов. В 1817–21 профессор Петербургского Главного педагогического института. В 1821 уволен с запрещением преподавательской деятельности, экземпляры книги Куницына «Право естественное» были изъяты и сожжены. С 1826 служил в различных ведомствах, в т. ч. с 1838 председателем Комитета по надзору за печатанием «Полного собрания законов». С 1840 директор Департамента иностранных исповеданий. Восприняв отдельные просветительские идеи, основывал свои труды «Изображение взаимной связи государственных сведений» (1817), «Право естественное» (ч. 1–2, 1818–20), а также учебные курсы по теории права на принципах теории естественного права, общественного договора, народоправства и просвещенного абсолютизма. Однако в целом его мировоззрение непросветительское. Природное, первоначальное, «естественное» равенство людей означает формальное равенство всех перед законом. Закон должен предоставлять гражданам «равные права и обязанности», но при этом формально-юридическое равенство перед законом не совпадает с реальными правами: Куницын выступал против имущественного, экономического равенства, равного распределения земли. Разделяя всех граждан на «свободных» («владельцев» частной собственностью) и «несвободных жителей», считал, что последние не могут иметь политических прав. Развивая в теоретических курсах идеи народоправства, фактически Куницын был противником демократической республики и всеобщего политического равенства. Теорию происхождения общества выстраивал, исходя из убеждения, что человек по своей природе стремится улучшить свое собственное положение. Но при объединении людей для совместного преодоления трудностей появляется и общая цель – достижение «общего блага». Именно договорный принцип устройства общества позволяет не ущемлять свободу личности, сочетая ее со свободой и равенством членов общества. Свобода и равенство являются неотъемлемыми правами человека. В истории философии развивал идею прогрессивного развития общества через первобытную и пастушескую к земледельческой форме хозяйствования. Теоретически признавая превосходство конституционной монархии над самодержавием, выступал против тирании и республики, против революции, принимая только постепенные, мирные пути развития и совершенствования общества. Умеренная критика Куницыным крепостного права сводилась к указанию на нравственное зло и экономическую невыгодность подневольного труда. И.Ф. Худушина Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 356.
ПравоведКуницын Александр Петрович (1783, с. Кой Кашинского у. Тверского наместничества — 1(13).07.1840, Петербург) - социальный мыслитель, правовед. Получил образование в Петербургском педагогическом ин-те, Гейдельбергском и Геттингенском ун-тах. С 1811 г. — адъюнкт-проф. в Царскосельском лицее, где его лекции слушали Пушкин и будущие декабристы. В 1817-1821 гг. - проф. петербургского Главного педагогического ин-та, преобразованного впоследствии в ун-т. В 1840 г. - директор Департамента духовных дел. Социологические и правовые взгляды изложены в работах «Изображение взаимной связи государственных сведений» (1817), «Право естественное» (ч. 1-2, 1818-1820), в курсах лекций в ун-те и лицее. Развитие человека, считал Куницын, имеет своим началом его «естественное состояние», которое затем сменяется общественно-государственным. Причем основой появления государства является духовная (разумная) сторона «природы человека», именно благодаря ей заключается общественный договор, целью которого становится охрана свободы человека. Разум призван руководить чувственной природой человека с помощью «нравственной философии», формулирующей законы по охране его свободы. Нравственная философия порождает нравоучение, в котором излагаются «законы внутренней свободы», и нравоучение, в котором «предлагаются законы внешней свободы или законы права». Вся эта конструкция создается Куницыным для обоснования необходимости и правомерности свободы и неправомерности угнетения человека человеком: «Сохранение свободы есть общая цель всех людей, которую могут они достигнуть только соблюдением взаимных прав и точным исполнением обязанностей». По Куницыну, все, что препятствует человеку быть свободным, подлежит «механическому принуждению», т. е. насильственному устранению, как нарушающее «закон разума». По той же причине осуждаются и международное насилие, войны, колониализм. Различая равенство «естественное» и «политическое», Куницын различал и право «первоначальное» и «производное»; первое определяется природой человека, второе - общественными законами. Признавая частную собственность священной и неприкосновенной, Куницын не распространял этот принцип на право владения др. людьми: «никто не может приобресть права собственности на другого человека ни противу воли, ни с его на то согласия; ибо право личности состоит в свободе располагать самим собою». Куницын осуждал «ужасы революции», склоняясь в своих политических симпатиях в сторону конституционной монархии. Книга Куницына «Право естественное» была изъята как противоречащая «истинам христианства». Характерен отзыв о ней гонителя прогрессивных университетских профессоров Д. П. Рунича: «Вся книга есть не что иное, как пространный кодекс прав, присвояемых какому-то естественному человеку, и определений, совершенно противоположных учению Св. Откровения. Везде чистые начала какого-то непогрешающего разума признаются единственно законною поверкой побуждений и деяний человеческих». В. И. Коваленко Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 310-311. Сочинения: О вкусе // Соч. студентов Спб. Пед. ин-та по части эстетики. Спб., 1806; Право естественное. Спб., 1818-1820. Ч. 1-2; Энциклопедия прав II Избр. социально-политические и филос. произв. декабристов. М., 1951. Т. 1.С. 591-654; М., 2011; Историческое изображение древнего судопроизводства в России. Спб., 1843; Право государственное // Избранные социально- политические и философские произведения декабристов: В 3 т. Т. I. М., 1951; Энциклопедия прав // Там же; Изображение системы политических наук // Там же; Послание к русским // Русские просветители (от Радищева до декабристов). Собрание произведений: В 2 т. Т. 2. М., 1966; Замечания на нынешнюю войну // Там же; Изображение взаимной связи государственных сведений // Там же; Право естественное // Там же . Литература: Смирнов Ф. Н. Мировоззрение А. П. Куницына // Вестник МГУ. Сер. 8.1963. Ка 5; Каменский 3. А. Философские идеи русского просвещения. М., 1971; Яценко О. А. А. П. Куницын: невостребованное наследие // Вече: Альманах русской философии и культуры. Спб., 1995. Вып. 2.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) поэт. Сочинения:Право естественное. – В кн.: Русские просветители, т. 2. М., 1966; Энциклопедия прав. – В кн.: Избр. социально-политические и философские произведения декабристов, т. 1. М., 1951; Изображение системы политических наук. – «Красный Архив», 1937. № 1(80). Литература:Смирнов Ф. Н. Мировоззрение А. П. Куницына // Вестник МГУ. Сер. 8.1963. Ка 5; Каменский 3. А. Философские идеи русского просвещения. М., 1971; Яценко О. А. А. П. Куницын: невостребованное наследие // Вече: Альманах русской философии и культуры. Спб., 1995. Вып. 2.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |