Ксенофонт |
|
445-355 до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
КсенофонтКсенофонт (греч. Ξενοφῶν (ок. 430 — ок. 355 до н. э.) — древнегреческий историк и писатель. Родился в знатной семье, получил прекрасное образование, учился философии у Сократа. Был очевидцем и участником Пелопоннесской войны. Аристократическое происхождение и воспитание, близость к Сократу и вовлеченность в острую политическую борьбу, происходившую в Афинах в последней четверти V века до н. э., сформировали его антидемократические взгляды: Ксенофонт был убежденным лаконофилом и поклонником сильной «идеальной» личности. После восстановления демократического строя в Афинах в 404 году до н. э. и казни Сократа покинул Афины и принял участие в походе сатрапа Малой Азии Кира Младшего против его брата, персидского царя Артаксеркса II. Однако в битве при Кунаксе близ Вавилона Кир был убит, и войско наемников вынуждено было вернуться обратно; в этом отступлении Ксенофонт проявил себя талантливым полководцем и организатором. Поход Кира и дальнейшее отступление греческого войска К. описал в сочинении «Анабасис». В 399 году Ксенофонт в качестве командира наемников принял участие в войне между Спартой, гарантом автономии греческих малоазийских городов, и малоазийским сатрапом Тиссаферном; после прибытия в Малую Азию спартанского царя Агесилая Ксенофонт стал его советником и другом и следовал за ним более 10 лет, сделавшись восторженным почитателем спартанского царя. Принял участие в Коринфской войне (395—387) на стороне Спарты, за что в родных Афинах был приговорен к изгнанию. За службу спартанцам получил земельный надел в городе Скиллунте в Западном Пелопоннесе, отторгнутом спартанцами у элейцев, где в течение нескольких лет вел мирную жизнь сельского хозяина. После того как в 371 году до н. э. Скиллунт вновь перешел во владение элейцев, переехал в Коринф, где и провел оставшуюся часть жизни, несмотря на то, что в 370 году до н. э. в связи со сближением Афин и Спарты ему было возвращено афинское гражданство. После отхода от участия в политической и военной жизни Ксенофонт большую часть времени посвящал литературному творчеству: в Скиллунте он пишет «Анабасис» и так называемые сократические сочинения: «Воспоминания о Сократе», «Апология Сократа», «Пир» и «Экономик» (трактат о рациональном ведении хозяйства, где Сократ является второстепенным лицом). В Коринфе им был создан ряд крупных произведений: «Киропедия», посвященная персидскому царю Киру Великому, главной целью которой являлось показать, как в результате хорошего воспитания рождается идеальный правитель; «Греческая история», задуманная как продолжение «Истории» Фукидида и доведенная им до 362 года до н. э., события в которой преподносятся в тенденциозном лаконофильском духе; малые сочинения «Агесилай», «Гиерон, или О тиране», «Лакедемонская полития», «Об обязанностях гиппарха», «О всадническом искусстве», «О псовой охоте», прославляющие Спарту, сильного правителя и аристократические занятия. Трактат «О доходах», содержащий программу улучшения финансов Афин, был написан Ксенофонтом, возможно, в ранний период, когда его связь с Афинами еще не прервалась. Творчество Ксенофонта отражает обстановку и дух его времени, когда в условиях возрастающего кризиса полиса и обострившейся социально-политической борьбы начинаются поиски выхода из сложившейся ситуации, и одним из вариантов решения проблемы выступает обращение к сильной личности. Литературный талант Ксенофонта бесспорен: его изложение живо и ярко, а за безупречный аттический язык он получил прозвище «аттической пчелы» и послужил образцом для многих позднейших писателей. В. С. Ленская. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 564-565. Литература: Фролов Э. Д. Огни Диоскуров. Л., 1984; Anderson J. К. Xenophon. London, 2001; Xenophon and his World. Stuttgart, 2004; Xenophon: Ethical Principles and Historical Enquiry / Ed. F. Hobden, Ch. Tuplin. Leiden, 2012. Вернуться на главную страницу Ксеновонта
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |