Кропоткин Петр Алексееви |
|
1842 - 1921 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр Алексеевич Кропоткин
П.А.Кропоткин работы Ю.К.Арцыбушева. Кропоткин Петр Алексеевич (27.11 (9.12). 1842, Москва - 8.02.1921, Дмитров) - теоретик анархизма, философ, ученый, литератор. По происхождению князь. В 1862 году окончил Пажеский корпус и произведен в офицеры. Пять лет прослужил в Сибири, где принял участие в ряде экспедиций по Маньчжурии и Восточной Сибири. Итогом их были ценные наблюдения и открытия (Исследования о ледниковом периоде... Спб., 1876). В 1867 году подал в отставку, возвратился домой и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Продолжал заниматься географией и геологией. В 1868 году избран членом Русского географического общества. Еще в юности под влиянием классической русской литературы (прежде всего И. С. Тургенева и Н. А. Некрасова), революционно-демократической идеологии (главным образом Герцена и Чернышевского), острых социальных противоречий жизни, порожденных распадом крепостничества, у Кропоткина сложились гуманистические и демократические представления. В 1872 году, в Швейцарии, знакомится с деятельностью I Интернационала, изучает новейшую социалистическую литературу, сближается с рабочими Юрской федерации, которая находилась под влиянием Бакунина. «Критика государственного социализма» и революционная агитация юрцев, по словам Кропоткина, «неотразимо действовали» на его ум. «Мой взгляд на социализм уже окончательно установился. Я стал анархистом» (Записки революционера. М., 1966. С. 260-261). Вернувшись в Россию в том же году, вошел в народнический кружок «чайковцев». Вел революционную пропаганду, в 1874 году арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Через два года бежал из тюрьмы, выехал за границу и прожил там 40 лет - в Швейцарии, Франции, в Англии (с 1886). Участвовал в анархическом движении Западной Европы, продолжал заниматься исследовательской, публицистической и издательской деятельностью (в 1893 году избран членом Британской научной ассоциации). Во время 1-й мировой войны принял сторону Антанты, за что подвергся критике социалистов-интернационалистов. В июне 1917 года вернулся в Россию, тепло встреченный соотечественниками. Для Кропоткина Февральская и Октябрьская революции были закономерными явлениями истории. Позднее он обратился к населению Запада прийти «на помощь русским революционерам», подчеркивал, что «задачи большевиков всегда были задачами и всех преданных душой делу освобождения» людей труда от социального рабства. Поддерживал отношения с различными политическими партиями (встречался и с Лениным), стремился примирить враждующие социальные движения. Умер, готовя к изданию многолетнее исследование по этике. Социальный идеал Кропоткина - безгосударственный (анархический) коммунизм, устанавливаемый сразу после победы социальной революции и гражданской войны, «если правящие классы своим слепым упрямством сделают ее неизбежной» (Там же). Непременным условием построения нового общества, достижения подлинной свободы и равенства является экспроприация - изъятие в общее пользование из частных рук средств производства, всего того, что «дает возможность кому бы то ни было... присваивать себе чужой труд» (Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 64), введение справедливых принципов распределения. По Кропоткину, коммунизм без государства рождается из практики народной жизни, что и подтверждает история: первобытный род, сельская община, средневековые цехи и вольные города были, по Кропоткину, созданы и управлялись народом с помощью обычного права, без государства и принятого им законодательства. Так же стара и идея анархии, встречающаяся уже в древности у Лao-цзы и Зенона-стоика и развитая в новое время У. Годвином, Ж. П. Прудоном, М. Штирнером, Бакуниным. Признавая их заслуги в обосновании анархизма, Кропоткин разрабатывает свою версию анархической теории. В отличие от первых трех мыслителей Кропоткин признает законность и закономерность революций, в отличие от Бакунина рассматривает их в контексте развития общества, видя в революциях периоды ускоренной эволюции, в отличие от Прудона отрицает частную собственность и отстаивает коммунистическую идею, он критикует и отвергает штирнеровский индивидуализм. Как и его предшественники, Кропоткин не видит какой-либо положительной роли государства в развитии общества, считает всякую власть, даже свободно избранную, злом. Общество, по Кропоткину, - это организм, представляющий собой федерацию свободных производственных общин (коммун, коопераций), где личность, руководствуясь правилами солидарности, получает все возможности для развития. Отношения внутри общин и между ними регулируются «взаимными соглашениями», признанными обычаями и привычками. Кропоткин всегда оставался противником «государственного социализма» и диктатуры пролетариата. Обладая широкими познаниями, он стремился обосновать свою, во многом утопическую, концепцию фактами из истории и естествознания. Универсальным, «истинно научным» методом исследования эмпирического материала Кропоткин признавал индуктивно-дедуктивный метод конкретных наук, будучи уверенным, что данный метод позволяет выработать общее синтетическое мировоззрение, что пытались сделать в новое время О. Конт и Г. Спенсер. В целом он оставался сторонником позитивизма и механистического материализма. С этих позиций Кропоткин отвергал как религиозный взгляд на действительность, так и спекулятивную метафизику, называя гегелевскую диалектику средневековой схоластикой. Особенно много Кропоткин размышлял над идеей эволюции, причинами изменений в животном и социальном мире. Не отрицая дарвиновской «борьбы за существование» в природе, классов и классовой борьбы в обществе, главный фактор прогрессивного развития в среде животных и людей он усматривал во взаимопомощи, тесно связанной с присущим им общественным инстинктом. Именно последний, по Кропоткину, является источником этических норм и «всего последующего развития нравственности» (Этика. М., 1991. С. 55). Справедливость, равенство, самопожертвование во имя общества толкуются Кропоткиным как моральные качества, способствующие укреплению солидарности людей. Внес значительный вклад в изучение Великой французской революции, одним из первых обстоятельно исследовав в ней роль «народа деревень и городов». А. П. Поляков Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 305-306. Сочинения: Соч.: В 7 т. Спб., 1906-1907; Собр. соч.: В 2 т. М., 1918; Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. Пг.; М., 1919; Дневник... М.; Пг., 1923; Великая французская революция 1789-1793. М., 1979; Анархия, ее философия, ее идеи. М., 2004. Литература: Плеханов Г. В. Анархизм и социализм // Соч. Т. 4. 1925; Белосельский 3. П. А. Кропоткин. Спб., 1906; Эльцбахер П. Сущность анархизма. Спб., 1908; Ленин В. И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33; Памяти П. А. Кропоткина. Сб. статей. Пг.; М., 1921; Петр Кропоткин. Сб. статей. Пг.; М, 1922\ Лебедев Н. К. П. А. Кропоткин. Биографический очерк. М., 1925; Пирумова П. М. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972; Ударцев С. Ф. Кропоткин. М., 1989; Маркин В. А. Петр Кропоткин. Иркутск, 1992; Его же. Неизвестный Кропоткин. М., 2002; Эврич П. Русские анархисты. 1905-1917. М., 2006; Сухов А. Д. Кропоткин как философ. М., 2007. Петр Алексеевич Кропоткин (Сер. «Философия России первой половины XX века»). М, 2012; Nettlau М. Der Anarchismus von Proudon zu Kropotkin (1859-1880). В., 1927. Вернуться на главную страницу Кропоткина.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |