Козырев Михаил Яковлевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Козырев Михаил Яковлевич

1892-1942

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Козырев Михаил Яковлевич

Козырев Михаил Яковлевич [3(15).10.1892, г.Лихославль Тверской губ.— начало 1942, Саратов] — поэт, прозаик.

Родился в многодетной крестьянской семье, отец занимался кузнечным ремеслом. Младшая сестра Козырева, Антонина Яковлевна,— мать известного русского поэта Владимира Соколова и прозаика Марины Соколовой. В автобиографии Козырев напишет: «Читать научился сам, без посторонней помощи, и лет с четырех читал все, что попадалось под руки» («Утренники». Пг., 1922. Кн.2. С.120). После учебы в местной приходской школе юный Козырев поступает в Тверское реальное училище, которое заканчивает с медалью. Писать начал с 12 лет стихи, статьи, рассказы.

В 1909 в «Тверской газете» под псевдонимом Матвей Кредит печатаются его заметки о жизни родного Лихославля, в том же году публикуется и первое стихотворение Козырева.

В начале 1910-х Козырев учится в Петроградском политехническом институте на экономическом отделении. Работать по специальности Козырев не стал. Его детское увлечение определило дальнейшую судьбу.

С 1913 критические статьи Козырев печатаются в петроградских изданиях: «Современник», «Современный мир», «Мечта», Он знакомится с Д.Философовым, который вводит молодого писателя в литературную среду столицы, редактирует его произведения и публикует в 1915 в журнале «Голос жизни» рассказ «Комната». В Петрограде Козырев женится на поэтессе О.В.Ивойловой, выступавшей под псевдонимом Ада Владимирова, дочери Елены Гуро.

В 1914-15 его стихи появляются в альм. «Очарованный странник», в котором в это время сотрудничают И.Северянин, Е.Гуро, А.Владимирова, В.Хлебников, Ф.Сологуб, 3.Гиппиус.

О времени революции и Гражданской войны Козырев писал в автобиографии: «...революция, советская служба, кочевье. Ездил, как и все, за мукой, за картошкой, за лучшей жизнью. Можно сказать — в вагоне провел революцию, наблюдая кочевую Русь и ее беспризорную жизнь» («Утренники». С.120). Только в 1920 Козырев сменил несколько мест работы.

В 1920 переезжает в Москву.

К 1921 написан рассказ «Крокодил. Три дня из жизни Красного Прищеповска», который вызывает ряд откликов в печати. Сатирико-фантастическое повествование о неразберихе в уездном городе, в реке которого, по слухам, появился крокодил, так и не будет опубликовано при жизни писателя (впервые — в книге: Козырев М. Пятое путешествие Гулливера и др. рассказы. М., 1991). В 1922 выходит первая книга Козырева («Морока. Настоящие рассказы». М., 1922), получившая высокую оценку на страницах петроградского альманаха «Утренники».

С начала 1920-х писатель — активный участник московской литературной жизни. Он входит в кружок «фантастических писателей» (П.Зайцев, М.Булгаков, С.Заяицкий, Л.Леонов, В.Мозалевский).

В 1923 произведения писателя печатаются сразу в нескольких московских альманахах: рассказ-«эпопея» «Покосная тяжба» в «Деревенских былях» и «Веселом альманахе», рассказ «Мертвое тело» в «Современниках», «Повесть о том, как с Андреем Петровичем ничего не случилось» в «Возрождении», роман «Неуловимый враг» в «Недрах». В это же время Козырев — член редколлегии еженедельника «Сегодня», позже принимает участие в журнале «Новая Россия».

С 1922 Козырев работает секретарем в салоне-предприятии «Никитинские субботники». Здесь выступают А.Белый, М.Булгаков, Л.Леонов, М.Пришвин и др. На заседаниях обсуждаются многие повести, рассказы, пьесы Козырева (в их числе «Поручик Журавлев», «Мистер Бридж», «Инвалид Чуфыркин», отрывок из романа «Девушка из усадьбы», комедия «Балласт» и др.). Некоторые из них потом вошли в многочисленные сборники, выпущенные издательством «Никитинских субботников», и в 4-томное СС (1928).

В 1923-27 на страницах сатирико-юмористических изданий («Крокодил», «Бегемот», «Лапоть», «Смехач», «Пушка», «Заноза», «Красный перец» и др.) появляются заметки, анекдоты, рассказы и фельетоны, подписанные различными псевдонимами Козырева (Беберий, Ганюша Беберя, Большой Фома, Матвей Кредит, Лузга Александр, Михаил Мухин).

С 1926 писатель работает секретарем в журнале «Лапоть». Специфика издания для крестьянства наложила отпечаток и на произведения Козырева. Он активно использует сказку (серия «сказки-складки про наши непорядки»), анекдот («на завалинке»), загадку, гадание. Фольклорные и церковные («Самоновейшие святцы») жанры автор наполняет сатирическим, злободневным содержанием. Мн. рассказы сюжетно и идейно просты, нравоучительны, с наивным оптимизмом концовки («Кулак», «Штрафовщики», «Слово»); они ориентированы на крестьянскую аудиторию и на актуальные для деревни темы: выборы в сельсовет, взаимоотношения крестьянина с начальством, проникновение городских реалий (бюрократизм, кооперация, спекуляция) в жизнь деревни, и конечно, старый и новый быт: «Никаких изменений! Да, наш быт стоит на мертвой точке, чтобы все переделать, надо сто революций» (По-новому // Муравейник. Веселые рассказы. М., 1926. С.5). Возможно, «устав от деревенских тем» (признание в письме И.Кремлеву-Свэну — РГАЛИ. Ф.600. Оп.2. Ед.хр.166) и поссорившись с А.Григоровичем (редактор журнала «Лапоть»), Козырев уходит из журнала, начинает сотрудничать с «Бегемотом», а чуть позже занимает должность заведующего редакцией «Крокодила». Наиболее важные темы произведений, печатавшихся в «рабочих» журналах: личность и документ («Человек с документами», «Покойник»), бюрократизм («Музей», «Щетка»), ломка языка («Засорение», «Язык образца 1924 года», «Приставки»), современная беллетристика («Через сто лет»), журналистская работа («Газета», «Репортер Володин», «Хорошая пьеса», «Мытарства», «Красный журнал»). В серии «Библиотек» юмористических журналов выходят его книги: «Б-ка "Лаптя"» выпускает сборник рассказов «Гражданин Репкин» (М., 1926), «Коробочка» (М., 1927); «Б-ка "Смехача"» — «Товарищ из центра» (М., 1928); «Б-ка "Бегемота"» — «Необыкновенные истории» (М., 1927). Его произведения иллюстрируют известные карикатуристы — Кукрыниксы, К.Елисеев, М.Черемных, А.Романов.

Критика 1920-х (как в России, так и в эмиграции) не оставляет без внимания стихотворные и прозаические опыты писателя. Известный критик Н.Осинский на страницах газеты «Правда» рекомендует прозу Козырев массовому читателю (Побеги травы. Заметки читателя // Правда. 1922. 30 апр.). Литературный портрет Козырева-поэта появляется в известной книге Б.Гусмана «Сто поэтов» (Тверь, 1923): «Михаил Козырев знает, как это трудно — извлечь из запыленных городом душ таящиеся в них подлинные радости и муки...» (С.139). В далекой Италии замечает Козырева-прозаика М.Горький; в письме Вл. Ходасевичу от 13 авг. 1925 он упоминает Козырева в числе литераторов, активно работающих в Москве, благосклонно отзывается о его рассказе «Мистер Бридж». А.Воронский признает Козырева талантливым беллетристом. На страницах журнала «Книгоноша», «Красная новь», «Печать и революция», «Огонек» регулярно печатаются рецензии на книги Козырева. Порой автор обвиняется в мелкотемье (А.Вайсброд), в равнодушном отношении к действительности (Ф.Ж., В.Гольцев), поверхностности (А.Палей), подражательности (Н.Барютин). Иногда отзывы прямо противоположны: подчеркивается глубокий социальный анализ, добродушный мягкий юмор (А.Вайсброд), «подкупающая прямота» и свежесть взгляда (Огонек. 1927. №37. С.2), оригинальность стиля (В. Львов-Рогачевский).

С середины 1920-х Козырев работает над повестью «Ленинград», пытается опубликовать ее. Однако выйдет в свет она лишь в 1991 (Завтра. Фантастический альм. М., 1991. Вып.2. С.118-162). Временной акцент первоначального названия («1950») Козырев заменил пространственным, откликаясь на события тех лет (переименование Петрограда) и подключаясь к традиции петербургской темы русской литературы. В эти годы к феномену Петербурга-Ленинграда обращаются А.Грин, Е.Замятин, К. Вагинов, А.Толстой и др. Козырев, используя традиционные петербургские мотивы (маленький человек и государство, территориально-социальное разделение городского пространства, мотив преступления и наказания, спасения, сна, мотив карточной игры), наполняет их исключительно сатирическим содержанием, выстраивая весь образ города как перевернутое, искаженное отражение старого. Проснувшийся через 37 лет революционер наблюдает «воплощение» собственных идеалов. Вместо религии — идеология с иконами вождей, исповедником-политруком и литургиями-собраниями в клубе, вместо дворянской молодежи — верхушка привилегированных рабочих. Во всем царит классовый подход, суд совести заменен социальным, свобода печати — все переписывающей цензурой, книги шаблонны, меблировка комнат «рабочих» — одинакова, досуг — однообразен. В борьбе с системой герой прибегает к старым, подпольным средствам, однако подготовленный им мятеж подавлен, а сам он арестован. Бесперспективность социальных переворотов без перевоспитания человека отстаивает идейный противник героя, философ с толстовскими чертами.

В 1930-е Козырев переживает «таянье славы», его произведения печатаются все реже. Писатель принимает участие в коллективном романе «Инженер Гвоздев (Роман с идеологией)». Продолжается сотрудничество Козырева с И.Свэном, в соавторстве с которым в 1920-х были написаны драматические произведения («Балласт», «Дом сумасшедших», «После грозы»). В 1930-х их совместному перу принадлежат роман «Город энтузиастов», стихотворение «Молодой артиллерист», «Бьется сердце молодое», песня «Найти».

В 1936 Козырев работает над антиутопией «Пятое путешествие Гулливера», стилизованным продолжением романа Дж.Свифта. В Юбераллии, «лучшей из стран мира», легко угадываются черты фашистской Германии (борьба «высшей» расы с «низшими», кресты на рукавах и касках солдат, сожжение книг, былая слава университетов и др.).

В 1937 один из рецензентов рекомендовал книгу для юношества, однако при жизни автора она так и не была опубликована.

В 1940 Козырев пишет роман «Рост» о жизни деревни после революции: «Мало чем изменился быт основной деревенской массы: получив давно ожидаемую прирезку, многие, подобно Назару, решили, что тут и кончилась революция, и только отмахнулись от требований власти ответить на эту прирезку подъемом хозяйства» (РГАЛИ. Ф. 2230. Оп.1. Ед.хр.11).

В 1941 Козырев был объявлен «врагом народа» и арестован; его книги стали изыматься из библиотек. Он погиб в саратовской тюрьме в начале 1942. Родные, жившие в то время неподалеку, о его смерти узнали лишь годы спустя. Исчез русский писатель, запретили его книги, однако песни на его стихи, анонимные, считавшиеся народными, с удовольствием пели советские люди («Называют меня некрасивою...», «Недотрога», «Газовая косынка» и др.). Козырев был восстановлен в СП 10 июня 1963, однако его имя вернулось в историю литературы только в конце XX в.

Н.В.Умрюхина

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 228-231.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Пятое путешествие Гулливера и др. повести и рассказы. М., 1991;

СС: в 4 т. М., 1928;

Город энтузиастов: роман. М., 1931;

Гражданин Репкин. М., 1926;

Дотошные люди. М.; Л., 1927;

Заштатные люди. М.; Л., 1927;

Именины. Юмористические рассказы. М., 1927;

Инвалид Чуфыркин. М.; П., 1926;

Конец света. Юмористические рассказы. М., 1927;

Коробочка. Рассказы. М., 1927;

Мистер Бридж. Повесть. М.; Л., 1925;

Морока. Настоящие рассказы. М., 1922;

Мудреное дело. М, 1927;

Муравейник. М., 1926;

Неизданные произведения современных писателей. М., 1925;

Необыкновенные истории. Л., 1927;

Неуловимый враг. Американский роман. Харьков, 1923;

Подземные воды: роман. М.,1928;

Поручик Журавлев. М., 1923;

Рассказы. Л., 1926;

Рассказы. М., 1927;

Товарищ из центра: рассказы. М., 1928;

Фома неверующий. М.; Л., 1927;

Чорт в Ошпыркове. М.; Л., 1926;

Юмористические рассказы. М., 1928.

Литература:

Чудакова М. Без гнева и пристрастия. Формы и деформации в литературном процессе 20-30-х гг. // Новый мир. 1988. №9. С.253-254;

Чудакова М. Русский сатирик Михаил Козырев. // Вопросы литературы. 1990. №6. С.140-149;

Перельмутер В. Машина времени Михаила Козырева // Завтра: Фантастический альм. 1991. №2. С.162;

Кацис Л. Ленинград Михаила Козырева (К проблеме построения «ленинградского текста») // «Вторая проза». Русская проза 20-30-х гг. XX в. Trento, 1995. С.329-354;

Фельдман Д. К вопросу о датировке повести М.Я.Козырева «Ленинград» // «Вторая проза». Русская проза 20-30-х гг. XX в. Trento, 1995. С.355-358;

Быстрова О. Сны и реальность в повести М.Козырева «Ленинград» // Русская литература XX в.: Образ, язык, мысль. М., 1995. С.21-30;

Гапоненко Н. Михаил Козырев и его повесть «Ленинград» // Петербургский текст. Из истории русской литерытуры 20-30-х гг. XX в. СПб., 1996. С.106-114;

Григорьев Л. Константы петербургского текста в прозе 20-х гг. // Петербургский текст. Из истории русской литерытуры 20-30-х гг. XX в. СПб., 1996. С.97-106;

Соколова М. Писатель Михаил Козырев // Наша жизнь. 1997. 15 окт. С.2;

Ануфриев А. Пространственно-временные отношения в антиутопии М.Козырева «Ленинград» // Вестник Вятского государственного педагогического университета. Киров, 1999. №1. С.58;

Кузьмин В. Козырев пишет Гоголем // Домовой. 2002. №7. С.4-6;

Соколова М. ...Ранишь сердце мне грустью. К 110-летию со дня рождения М.Козырева // Домовой. 2002. №5. С.4-6.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС