Родственные проекты:
|
Козьма Пражский
Козьма Пражский (Cosmas Pragensis) (около 1045 — 21.10.1125, Прага), первый
чешский хронист. Происходил из знатного рода. Получил образование в Праге и
Льеже. В свите германского императора Генриха IV посетил Венгрию, Германию,
Италию. С 1110 — декан собора св. Вита в Праге. «Чешская
хроника» Козьмы Пражского (начата в 1119—20) содержит богатый и разнообразный
материал и является ценным источником (особенно 3-я книга, где описываются
современные Козьме Пражскому события 1092—1125) по истории Чехии. Как представитель
высшего духовенства, Козьма Пражский выступал защитником интересов католической церкви
и династии Пшемысловичей. «Продолжатели Козьмы» довели летопись чешской
истории до начала 13 века.
+ + +
Козьма Пражский (Kosmas) (p. ок. 1045 - ум. ок. 1125) - первый чешский
хронист, автор "Chronicon boemorum". Происходил из знатного рода. Окончил
школу в Праге, завершил образование в Льеже (Фландрия). Будучи в свите
германского императора Генриха IV, посетил Германию, Италию, Венгрию. С 1110
году - декан собора святого Витта в Праге. "Чешская хроника", к созданию
которой Козьма Пражский приступил в 1119-1120 годы, написана на латинском
языке и состоит из 3 книг, содержит изложение легендарного материала о
чешском и
польском народах и сведения из истории чешского народа до 1125
года. По богатству и разнообразию содержащегося в ней материала (фольклор,
акты, летопись Регино (9 век), воспоминания современников) является
ценнейшим источником по истории Чехии. Особенно ценна 3-я книга, где
описываются события 1092-1125 годов, современником которых был сам автор.
Как представитель высшего
духовенства Козьма Пражский выступал защитником
интересов католической церкви и правящей династии Пржемысловичей.
Б. М. Руколь. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.
Сочинения: Cosmae chronicon boemorum, в кн.: Fontes rerum Bohemicarum, t. 2,
Prana, 1874; Kosmova kronica ceskà, 4 vyd., Prana, 1950; в русском переводе -
Чешская хроника, М., 1962.
Литература: Регель В., О хронике Козьмы Пражского, "ЖМНП", СПБ, 1890, ч.
270-271; Palackÿ F., Würdigung der alten böhmischen Geschichtsschreiber, Praha,
1830.
Летописец Козьма Пражский
Когда Вратислава Первого короновали на чешский престол, впервые на
процессии несли лыковые лапти легендарного основоположника рода
Пшемысловичей Пржемысла Пахаря. По легенде, он взял их с собой из своей
родной деревни Стадице на Вышеград, чтобы никто не забыл, что его род -
крестьянского происхождения. Сегодня трудно сказать, откуда взялись эти
лапти, но с полной уверенностью мы можем сказать, что они были подделкой.
Несколько лет спустя к ним была еще добавлена лыковая сума, якобы тоже
наследие Пржемысла Пахаря, и потом долгое время лапти и сума были
ритуальными предметами на торжествах чешского государства. Королевскими
сокровищами они считались до времен Карла Четвертого, что с ними случилось
потом, никто не знает. Первое письменное упоминание о них принадлежит
человеку, которому трудно не верить – это самый великий летописец чешской
истории, Козьма Пражский. Как раз при его жизни лапти неожиданно появились в
княжеской сокровищнице.
О самом Козьме, отце чешской истории, который сохранил сведения о стольких
событиях для потомков, как это ни парадоксально, известно мало. Он родился
около 1045-го года и дожил до почтенного 80-летнего возраста. Он, вероятно,
родился в богатой семье, так как мог поступить в пражскую епископскую школу,
в которой стал позже членом состава священников, так называемым кановником.
Также как и большинство священников этого периода, Козьма был женат. У него
был один сын Йиндржих. Свою летопись Козьма начал писать около 1119-го года
на латинском языке и работал над ней до самой смерти. Ему удалось
увековечить чешскую историю от самых ее истоков, т.е. от прихода праотца
Чеха на гору Ржип. Рукопись, к сожалению, не сохранилась, но сохранилось
пятнадцать копий, по которым удалось довольно точно восстановить
оригинальный текст.
Естественно, далеко не все в его летописи точно, некоторые события Козьма
совсем пропустил, некоторые описывает в искаженном виде. Мы решили спросить
его самого о самых значительных неточностях и догадаться, как бы он мог
ответить на наши вопросы.
Виртуальное интервью с Козьмой Пражским
Редактор: Почему, например, нет в вашей хронике ни слова о славянском
монастыре на реке Сазаве? Ведь в свое время это был важнейший центр
образования?
Козьма: Как? Я, священник, говорящий на латыни, буду писать о монастыре, в
котором говорили и писали на второстепенных языках? Ведь такой монастырь
скорее создан Сатаной, чем Богом!
Редактор: А почему Вы пишете обо всех языческих князях только отрицательные
вещи? Не говоря о том, что Вы ввели много историков в заблуждение,
касательно имен этих князей, созданных из одного предложения.
Козьма: Ведь они были язычники! Язычника можно упоминать лишь в
отрицательном смысле, а лучше совсем не упоминать! Однако, что касается этих
времен, то у меня самого было слишком мало источников.
Редактор: Но ведь многие события, которые случились при вашей жизни, вы
описали не совсем точно...
Козьма: А что мне делать, если виновники этих коварностей и грехов были еще
в живых? Или жили их прямые потомки? Знаете ли вы, как долго я раздумывал,
писать ли третий том, посвященный современным событиям? Но я, наконец, решил
пойти на риск...
Необходимо добавить, что если бы Козьма не рискнул, мы бы не узнали ничего о
событиях, последовавших после смерти первого чешского короля Вратислава. Он
умер неожиданно, когда на охоте упал с коня и смертельно поранился. У
Вратислава было четыре сына, которые постепенно чередовались на княжеском –
Чехия ведь снова стала княжеством – престоле, включая еще их двоюродного
брата Сватоплука, который правил два года в начале 12-го века. Первым взялся
за власть Бржетислав Второй, старший сын короля Вратислава, и сразу сделал
можно сказать роковую ошибку – нарушил старейшинский порядок наследования
престола. Он не дал возможности Ольдржиху, сыну последнего князя сына
Конрада, который был старше его, унаследовать престол, и, кроме того,
отказался провести старинный чешский ритуал возведения на престол, в котором
принимали участие все чешские дворяне и представители простого народа.
Наоборот, он тайно отправился к немецкому императору в город Резно, где
обещал, что будет ему подчиняться при условии, что тот посадит его на
чешский трон, и прежде всего, одобрит право наследования его брату Борживою.
Такой поступок значительно менял отношения чехов и немцев. Немецкий
император до сих пор только подтверждал выбор, который делали сами чехи, и
вдруг в первый раз, чешский князь обошел чешских дворян, чтобы его установил
на престол немецкий император.
Сегодня уже не совсем ясно, почему Бржетислав так упорно хотел обеспечить
своему брату все выгоды наследства. Козьма намекает, что Бржетислав знал,
что кто-то стремится его убить. Действительно, 20-го декабря 1100-го года
князя при возвращении с охоты убил некий Лорек, вероятно, член рода
Вршовичей. Бржетислав Второй оставил своему маленькому сыну в наследство
лишь копье и свою валторну. Все остальное уже было предназначено его брату,
моравскому леннику Борживою Второму.
В чешском княжестве начинается долгое время смуты. Бржетиславу Второму,
однако, удалось укрепить христианскую веру в стране. Именно он окончательно
запретил все языческие обряды, которые были в то время еще в значительной
мере распространены. Он навсегда отменил также славянский монастырь на реке
Сазаве. В этот чешский центр славянской образованности славянский язык уже
никогда не вернулся.
В Чехию съехались все кандидаты на княжеский престол, включая и двоюродных
братьев, Ольдржиха и Литолда, сыновей князя Конрада. Именно тогда в семье
началась настоящая война. Ольдржих попытался последовать примеру Бржетислава
Второго, и пошел просить поддержки немецкого императора. Когда за большие
деньги он получил от него обещание помочь, то принялся за дело с оружием.
Против Борживоя выступил еще один его двоюродный брат, Сватоплук. Борживой
Второй был человек очень мирный, даже можно сказать, боязливый, и меньше
всего хотел воевать. Он так боялся заговоров против себя, что постепенно
разошелся со всеми своими союзниками, и его двоюродный брат Сватоплук очень
легко победил его в 1107-м году. Борживой со своим младшим братом Собеславом
нашел убежище в Польше. Он снова просил поддержки немецкого императора,
снова за нее заплатил большие деньги, и снова у него ничего не вышло.
Единственное, что ему удалось, было то, что Сватоплук попал в немецкий плен.
Чешским князем стал брат Сватоплука Отто Второй.
Сватоплук в немецкой тюрьме обещал немецкому императору большие деньги, в
случае, если тот поможет вернуться на чешский престол. Это в конце концов
удалось, и Сватоплук стал опять князем. И тут он совершил скверный поступок:
на основе неправдивого доноса, скорее клеветы, он решил, что один из рода
Вршовичей, некий Мутин, предал его полякам. Сватоплук немедленно выдал
жестокое приказание: беспощадно истребить весь род Вршовичей, не исключая
женщин и детей. Это чудовищное кровопролитие произошло 27-го октября 1108-го
года. Из старинного дворянского рода не осталось в живых практически никого.
Однако не прошел год, и Сватоплук был сам убит. Историки до сих пор не
знают, кем. Смута возобновилась. Сперва князем снова стал Отто Второй. В это
время из эмиграции вернулся Борживой. Своего права наследования начал
добиваться и третий брат - Владислав. Все три соперника сразились в великой
битве под Вышеградом, которую снова пришлось решать немецкому императору.
Под новый 1110-ый год в западо-чешском городе Рокыцаны, который был в те
времена еще маленькой деревушкой, немецкий император окончательно решил, что
чешским князем станет Владислав. Необходимо добавить, что такое решение ему
помогла принять хорошая взятка. Несчастный Борживой на много лет попал в
немецкий плен. Интересно то, что сам Владислав в 1117-м году на три года
позволил ему править, но у неудачника Борживоя вновь не ничего не
получилось. Князь Владислав скончался лишь несколько месяцев до смерти
летописца Козьмы Пражского. Козьма, таким образом, еще успел увидеть нового
чешского князя Собеслава, но его правление входило уже в другую историческую
эпоху.
Михал Лаштовичек
Использованы материалы сайта
http://www.radio.cz/
Далее читайте:
Ранняя история Чехии по Хронике Козьмы
Пражского (план исследования документа)
Чехия (хронологическая
таблица)
Правители
Чехословакии (указатель имен)
Гудзь-Марков А. В. История
славян. Москва, 1997 г.
Козьма Пражский. Чешская хроника, М., 1962.
Потомки Николая I.
(Генеалогическая таблица)
Пшемысловичи. (Генеалогическая
таблица)
Пшемысловичи. Потомки Владислава. (Генеалогическая
таблица)
Пшемысловичи. Потомки Оттона. (Генеалогическая
таблица)
Пшемысловичи. Потомки Конрада. (Генеалогическая
таблица)
Сочинения:
Cosmae chronicon boemorum, в кн.: Fontes rerum Bohemicarum, t. 2,
Prana, 1874;
Kosmova kronica ceskà, 4 vyd., Prana, 1950; в русском переводе -
Чешская хроника, М., 1962.
Литература:
Сказания о начале Чешского
государства в древнерусской письменности. М. 1970
г.
История Чехословакии под ред. Санчука
Г.Э. и Третьякова П.Н., т.1.М. 1956 г.
История южных и западных славян. М. 1969
г.
Ловмяньский Г. Происхождение
славянских государств. "Вопросы истории"
1977 г. N 12
Регель В., О хронике Козьмы Пражского, "ЖМНП", СПБ, 1890, ч.
270-271;
Ясинский А.Н. Падение земского строя в
Чешском государстве (X - XIII вв.) Киев 1895 г.
Třeštik D., Kosmas, 2vyd., Praha, 1972.
Palackÿ F., Würdigung der alten böhmischen Geschichtsschreiber, Praha,
1830.
|