Кожев Александр |
|
1902-1968 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр КожевКожев (Кожевников) Александр Владимирович (28.04 (11. 05). 1902, Москва - 4. 06. 1968, Брюссель) - философ и политический деятель. Происходил из купеческой семьи. Племянник Кандинского. С 1920 года в эмиграции. В 1926 году в Гейдельбергском университете защитил диссертацию по философии В. С. Соловьева под руководством К. Ясперса. В том же году переезжает во Францию, где в 1931 году пишет вторую диссертацию «Идея детерминизма в классической и современной физике». В 1934-1939 годы ведет семинар по «Феноменологии духа» Гегеля в Высшей школе практических исследований на французском языке. Тогда же меняет трудную для франкофонов фамилию на аббревиатуру Кожев. Среди слушателей семинара Кожева были мыслители, сформировавшие философский ландшафт Франции в послевоенные годы, - Ж. Батай, Ж. Лакан, М. Мерло-Понти, Р. Арон, Р. Кено, Ж. Ипполит и др. Текст его лекций был издан в 1947 году и стал главным произведением философа. Критики указывали, что Кожев не столько трактует Гегеля, сколько излагает собственные взгляды гегелевским языком. Сам философ согласился с проницательным замечанием марксиста Трана Дука Тхао, который считал, что Кожев заменил панлогизм Гегеля на онтологический дуализм. Во время Второй мировой войны участвовал в Движении Сопротивления. В 1944 году начинает работу в французском министерстве внешней торговли, где стал одним из основных разработчиков создания Европейского общего рынка. Был одной из ключевых фигур в правительстве Валери Жискара д'Эстена. Политическая деятельность Кожева является прямым следствием его философских взглядов. Корни его воззрений во многом связаны с учениями буддизма, Хайдеггера, Маркса. Кожев дает реалистическую интерпретацию Гегеля: человек творит себя в истории сам. Природа вневременна, человеческое же бытие есть время, а вместе с тем свобода, отрицание, становление. Движущей силой истории является не трансцендентный дух, а человеческое желание признания своих потребностей, интересов и достоинств другим индивидом. Кожев дает своеобразную трактовку диалектики отношений Раба и Господина. Борясь за свое признание, Раб пасует перед опасностью смерти и обрекает себя на служение. Господин же оказывается в двусмысленной ситуации: он получает признание со стороны того, чьи потребности он не признает. Это противоречие порождает объективную необходимость в обществе взаимного признания человеческой ценности, где оппозиция Раба и Господина будет снята в явлении Гражданина. Движение к этому обществу, становление которого ознаменует, по Кожеву, конец истории, осуществляется созидательным трудом Раба. Именно он, неудовлетворенный наличными условиями, осуществляет их отрицание, борется со страхом смерти и очеловечивает трудом свою животную природу. Кожевское видение конца истории амбивалентно. С одной стороны, это общество свободных индивидов, где нет конфликтов, удовлетворены и признаны потребности всех и каждого. С другой стороны, Кожев глубоко пессимистичен: преодоление себя и трансформация природы является онтологическим свойством человека. Таким образом, конец истории означает смерть человека, каким мы его знаем. Влияние К. особенно заметно в работах Ж.-П. Сартра, Ж. Батая, Р. Кено, Ж. Лакана. За пределами Европы следует назвать работу американского политолога Фр. Фукуямы «Конец истории и последний человек» (1992), которая является во многом парафразом идей Кожевв. И. В. Напреенко Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 282-283. Сочинения: Kant. P. Gallimard, 1973; L'idee du determinisme dans la physique classique et dans la physique moderne. P., 1990; Le concept, le temps et le discours. P., 1990. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998: Введение в чтение Гегеля: Лекции но Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе. СПб., 2003; 2013; Понятие власти. М., 2007; Атеизм и другие работы. М., 2007. Литература: Кузнецов В. Н. Александр Кожев: антропологическо-атеистическая версия неогегельянства // Французское неогегельянство. М., 1982; Визгин В. П. Философия как речь (историко-философская концепция Александра Кожева) // Вопросы философии. 1989. № 12; Пятигорский А. М. К портрету Кожева // Непрекрашаемый разговор. СПб., 2004; Рейс Е. Г. Кожевников, кто Вы? М., 2000; Руткевич А. М. Alexandre Kojeve, русский философ // Человек. 1997. № 5; Он же. Введение в чтение A. Кожева // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. М., 2010; Россман В После философии: Кожев, «конец истории» и русская мысль // Неприкосновенный запас. 1999. № 5; Dominique Auffret. Alexandre Kojeve: La philosophie, i'etat, la fin de l'histoire. Grasset, 1990; Shadia B. Drury. Alexandre Kojeve: The Roots of Postmodern Politics. Palgrave Macmillan, 1994; James H. Nichols. Alexandre Kojeve: Wisdom at the End of History (20 th Century Political Thinkers). Rowman & Littlefieid Publishers, 2007. Вернуться на главную страницу Кожева
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |