Ковалевский Максим Максимович |
|
1851—1916 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Максим Максимович Ковалевский
Ковалевский Максим Максимович (27.08(8.09). 1851, Харьков - 23.03(5.04). 1916, Петроград) - историк, социолог, правовед. Один из основателей Московского психологического общества, кафедры социологии при Психоневрологическом институте в Петербурге, Международного социологического института и Русской высшей школы общественных наук в Париже, издатель (совместно с В. Ф. Миллером) журнал «Критическое обозрение». Вынужденный долгое время работать за рубежом, Ковалевский как историк использовал иностранную тематику и материалы для решения российских проблем, связанных с развитием капитализма. По оценке Сорокина, Ковалевский до конца дней испытывал большое влияние О. Конта и Г. Спенсера, и прежде всего в основных трудах: «Социология» (1910. Т. 1-2), «Современные социологи» (1905), По инициативе Ковалевского с его предисловием вышли в свет 5 т. источников «Родоначальники позитивизма» (1910-1913). Отстаивая принципы ортодоксального позитивизма, Ковалевский отрицательно реагировал на современные течения в социологии и философии, включая народнический субъективизм, неокантианство, философию жизни, эмпириокритицизм. Единственное исключение представлял марксизм, влияние которого было на него бесспорным и самим им подчеркивалось, хотя он и подвергал его критике с позиции позитивизма. Большую роль здесь сыграло его многолетнее личное знакомство с основоположниками марксизма. Несмотря на несхожесть мировоззренческих позиций и постоянную полемику, обе стороны высоко ценили друг друга. К. Маркс видел в нем своего «друга по науке», Ковалевский в своих письмах и работах именовал его «дорогим учителем», «властителем дум эпохи», «духовным вождем XIX века», «великим апостолом новейшей социологии». Основным законом социологии Ковалевский считал закон прогресса. Его сущность - рост солидарности, расширение «очеловеченной» среды. Природа прогресса не субъективно-ценностного характера, а вполне объективна. Ковалевский решительный противник субъективного метода в социологии, отстаиваемого народниками. Он полагал, что относительность такого явления, как прогресс, не отменяет его непрерывность, поскольку в том или ином виде он дает о себе знать в каждую эпоху. По мнению Ковалевского, развитие в основном носит эволюционный характер, всякие попытки ею задержать или ускорить в конце концов терпят поражение. Что касается революционного способа движения вперед, то он патологичен. Тем не менее революции могут осуществлять и прогресс, хотя подобные болезненные скачки со временем должны изжить себя. Ковалевский не соглашался с выдвинутым Контом принципом исторической периодизации, в основе которого последовательная смена мировоззрений, связанная с развитием лишь знания, а не общества в целом. Ковалевский был сторонником «теории факторов», исходящей из признания множества движущих сил исторического процесса. Не отрицая единства всех сторон общества, он отказывался считать его конечной движущей силой один какой-либо из факторов. Все они в конечном счете равноценны, хотя в разные времена на авансцену выдвигаются то религия, то политика, то экономика. В итоге ни один из них не играет постоянной решающей роли. В этой связи представляется ошибочным мнение, будто бы всеопределяющую роль, по Ковалевскому, играет демографический фактор. В системе его воззрений он играет такую роль только применительно к экономике. Закономерность в истории, по Ковалевскому, имеет всепробивающую силу, случайные привходящие обстоятельства могут только либо задерживать, либо ускорять ход событий, но не отменять его. Роль исторических героев не следует преувеличивать, поскольку они сами продукт среды и успех их деятельности ею же и обусловлен. Подчеркивая черты сходства законов природы и общества - объективность, необходимость, естественность, - в то же время Ковалевский не был склонен ни натурализировать общество, ни чрезмерно противопоставлять эти две сферы действительности. Как историк Ковалевский широко использовал историко-сравнительный метод, особенно в целях сопоставления государственных политических и экономических структур докапиталистических обществ Европы, включая Россию. Б. Г Сафронов, Н. Г. Самсонова Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 281-282. Сочинения: Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. М., 1879. Ч. 1; Происхождение современной демократии. М., 1895-1899. Т. 14; От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. М., 1906. Т. 1-3; Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства. М„ 1898- 1903. Т. 1-3; Соч.: В 2 т. Спб., 1997. Литература: История и историки, 1977. М., 1980; Социологическая мысль в России. Л., 1978; Мягков Г. П. Русская историческая школа. Казань, 1988; Сафронов Б. Г. М. М. Ковалевский как социолог. М., 1960; М. М. Ковалевский в истории социологии и общественной мысли: Сб. статей. Спб., 1996; Погодин С. Н. Русская школа историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. Спб., 1998; М. М. Ковалевский. Спб., 1998; М. М. Ковалевский и современная общественная мысль. Спб., 2001; Хайлова Н. М. М. М. Ковалевский // Российский либерализм: идеи и люди. М., 2007. Вернуться на главную страницу М.М. Ковалевского
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |