Корвин-Пиотровский Владимир Львович |
|
1891-1966 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Корвин-Пиотровский Владимир ЛьвовичКорвин-Пиотровский Владимир Львович [1891, Белая Церковь — 2.4.1966, Лос-Анджелес] — поэт. Корвин-Пиотровский происходил из старинной дворянской семьи. Первую книгу стихов, о которой никогда впоследствии не вспоминал, выпустил в 1913 совместно с Виктором Якериным в Киеве тиражом 500 экземпляров. Сборник был подписан «Владимир Пиотровский», что и стало авторским именем поэта до 1945. Называлась эта книга «Стихотворения. Вып.1». Видимо, подразумевались и последующие выпуски, но вскоре началась мировая война. На фронте Корвин-Пиотровский стал офицером-артиллеристом, в Гражданскую войну сражался в белых отрядах, базировавшихся на территории Польши. Попал в плен и был, по его словам, «чрезвычайно неумело расстрелян красными партизанами». После поражения Белого движения Корвин-Пиотровский из Польши прямо в военной форме очутился в Берлине, который был одним из центров русской эмиграции. Корвин-Пиотровский включился в литературную жизнь, став руководителем отдела поэзии в созданном А.Дроздовым журнале «Сполохи». В этом журнале была опубликована одна из первых поэм Корвина-Пиотровского «Звериной тропой». Сотрудничал Корвин-Пиотровский также в берлинской газете «Руль» и в парижском журнале «Русские записки», напечатал несколько стихотворений в журнале «Жар-птица». Корвин-Пиотровский поддержал идею А.Дроздова о создании летом 1922 содружества писателей «Веретено», стал его участником. В первом номере выпущенного содружеством альм. «Веретено» было опубликовано стихотворение Корвин-Пиотровского «Полынь-город». Однако долго эта организация не просуществовала. Членам содружества удалось организовать всего 2 своих публичных выступления. Второе выступление, ставшее последним, состоялось 12 нояб. 1922 в берлинском кафе «Леон». На вечере с чтением своих произведений вместе с Корвин-Пиотровским выступили Гл.Алексеев, В.Лидин, О.Савич и др. Этот вечер был последним перед расколом содружества «Веретено». В дек. Корвин-Пиотровский и Гл.Алексеев заявили о выходе из него. В 1922 в издании И.П.Ладыжникова вышли две небольшие книги сказок для детей — «Светлый домик» и «Погремушки», в Данциге — книга рассказов Корвин-Пиотровского «Крик из ночи», а в Берлине — другой сборник — «Причуды господина аббата». Рассказы эти, написанные с привкусом дешевой эротики, Корвин-Пиотровский в дальнейшем в список своих произведений не включал, как, впрочем, и первый свой поэтический сборник «Полынь и звезды» (1923), в котором чувствовалось заметное влияние Есенина и имажинистов. Хотя встречены эти стихи были достаточно доброжелательно: «Читая распадающуюся на три цикла книгу стихов Вл.Пиотровского, надо признать, что этот поэт кроме влияния имеет и свое (Новая русская книга. 1923. №2). В начале 1923 в Берлине вышел альманах «Струги» под редакцией К.Там, помимо стихов Б.Пастернака, В.Ходасевича, М.Цветаевой, отрывков из еще не вышедшего романа И.Эренбурга «Жизнь и гибель Николая Курбова», были напечатаны и стихи Корвин-Пиотровского «Свято-горскит». И.Эренбург, оценив в письме В.Лидину альманах как издание «терпимое», о своем одногодке Корвин-Пиотровский сообщил: «Редактор их ["Струг"] мальчишка — Пиотровский» (Попов В., Фрезинский Б. Илья Эренбург: Хроника. СПб., 1993. С.301). Стихи Корвин-Пиотровский вошли и в выпущенную в Берлине антологию «Из новых поэтов» (1923). В 1924 вышла еще одна детская книжка Корвин-Пиотровского «Веселые безделки», а в 1925 — второй сборник его стихов «Каменная любовь». Этот сб. положительно оценила советская критика (что было в те годы редкостью), изначально негативно относящаяся к эмигрантской литературе: «Для эмигрантской литературы характерно, что за все восемь лет она не дала ни одного нового и свежего имени. Литературно-эмигрантская молодежь не блещет талантами, и только один Вл.Пиотровский, как исключение, заслуживает упоминания. В последней его книге "Каменная любовь" (изд. "Волга", Берлин, 1925 год) есть немало хороших стихотворений. В его стихах чувствуется приподнятость, мудрое ощущение земли, ее мощи и здоровья... Но Пиотровский, как и все эмигрантские писатели и поэты, целиком во власти старины: он воскрешает в своих стихах звон древних половецких мечей, ржание славянских скакунов, тележную тоску Игорева похода и лебяжьи крики степной, боевой тревоги: "Бродит в снах колокольный звон — / Ты коня, молодец, пусти — / Половчанку бери в полон". Он очень тонко чувствует природу, и его изобразительные средства богаты и щедры» (Смирнов Н. На том берегу // Новый мир. 1926. №6. С.141). К концу 1920-х Корвин-Пиотровский вновь попробовал себя в прозе и написал роман «Атлантида под водой» (1928), рассказы «По разрушенной жизни» и «Русский Парнас» (1931), а в поэзии появился цикл Корвин-Пиотровского «Стихи к Пушкину», напечатанный в первом сборник стихов берлинских поэтов «Новоселье» (1931), по нескольку стих, во втором сборнике — «Роща» (1932) и третьем — «Невод» (1933). Корвин-Пиотровский в своей жизни был обидно одинок. И, возможно, не случайно, когда в середине 1920-х большинство русских писателей перебрались из Германии в Париж, Корвин-Пиотровский продолжал почти в одиночестве оставаться в Берлине и писать несмотря ни на что. Стихи Корвин-Пиотровский писал в традиционной форме XIX в.; его поэзия отличается исключительной простотой, отсутствием каких-либо формальных новшеств. Сила стихов Корвин-Пиотровского в их романтическом устремлении. Его не интересовали специфические проблемы своей эпохи и своего поколения, и этим он еще больше усиливал свое поэтическое одиночество. Вся поэзия Корвин-Пиотровского была внеисторической, и смысл ее заключался в стремлении подняться над жизнью. Ко всему этому Корвин-Пиотровский отличался высокой самокритичностью и большинство своих произведений, прежде всего прозу, по прошествии времени полностью отрицал. Очень строго подходил он и к своей поэзии. В 1940-х, оглядываясь на прошлое, Корвин-Пиотровский написал: «До последней войны успел выпустить шесть сборников стихотворений, которые ничего, кроме досады, в авторе не вызвали. Исключение — сборник драматических поэм в берлинском издательстве "Слово"» («Поздний гость»). Возможно, что отречение Корвин-Пиотровского от ранее созданного и было одной из причин, а может быть, даже единственной, побудившей Корвин-Пиотровского в 1945 сменить свое творческое имя и подписываться под стихами отныне полной своей фамилией, символизируя этим появление совершенно другого поэта. Упомянутый же Корвин-Пиотровским сборник драматических поэм назывался «Беатриче» и состоял, помимо заглавной, из поэм «Король», «Смерть Дон Жуана» и «Перед дуэлью» «Его "Драматические поэмы" меньше всего стилизация. Естественность их до того поразительна, что представляется, что написаны они не про эпоху Возрождения. Драматические поэмы — не только творчество уже вполне зрелого художника, но они и наиболее примечательны и самобытны среди всего созданного Корвиным по ясности, отточенности и легкотекущего своего языка, порою заостряемого рифмой, по своеобразию своих персонажей, по насыщенности действием» (Офросимов Ю.). Фабулы поэм Корвин-Пиотровского неодинаковы по сложности и увлекательности. «Перед дуэлью» посвящена последней ночи Пушкина и не дает читателю никаких новых фактов. Фабула «Короля» достаточно традиционно: в борьбе за престол правитель совершает ряд преступлений и даже проливает кровь своего сына. Несколько неожидан финал. В классическом виде за всем этим должно следовать возмездие, но оно не приходит, и даже жуткое преступление остается безнаказанным. Несколько сложнее развивается действие в «Смерти Дон Жуана». Корвин-Пиотровский начинает свою драму с пушкинского финала, заставляет своего героя воплотиться в стеклянную роспись святого на кладбищенском своем памятнике и стать свидетелем встреч погруженной в двойной траур донны Анны с Лепорелло. Последний столь умело перенял повадки своего покойного хозяина, что в конце концов обольщает донну Анну, отчего стеклянный Дон Жуан раскалывается и умирает вторично, уже навсегда. Основная же тема драматических поэм Корвин-Пиотровского — смерть и свобода. После прихода Гитлера к власти Корвин-Пиотровский из Берлина перебрался в Париж, а когда фашисты добрались и туда, вступил в ряды французского Сопротивления, был арестован, но выжил. В тюрьме гестапо в Монлюке близ Лиона сочинял стихи, которые не мог положить на бумагу и записал по памяти после освобождения и возвращения в Париж. Эти стихи составили основу новой поэтической книги Корвин-Пиотровского «Воздушный змей»: «Сборник — подлинно органичен. Тематика и трактовка поэтического материала глубоко характерны для господствующего в зарубежной поэзии настроения ухода из реальности... Каждое стихотворение Пиотровского не есть, конечно, абсолютная удача, но его уровень настолько высок, что придирки тут мало интересны» (Тверской П. [проф. Н.Андреев]. Полет на ломаной кривой//Грани. 1951. №12). На сборник «Воздушный змей» отозвался и Ю.Иваск: «Это очень умелый, остро наблюдательный поэт, но в его упругих ямбах нет трепета поэзии. Его тонкие гравюры — "Карусель", "Чиновник на казенном стуле" — не трогают. Он умеет отлично показывать вещи, но у него нет дара создавать лирическую атмосферу — дара, который был у его учителя Ходасевича» (Новый журнал 1951. №25. С.303). После Второй мировой войны Корвин-Пиотровский, подобно многим русским эмигрантам, некоторое время состоял в «советских патриотах», участвовал в просоветских газ. и даже подумывал о возвращении на родину. 11 окт. 1945 И.Бунин писал М.Алданову: «На днях поэт Корвин-Пиотровский позвал меня на "литературную чашку чая"; я согласился и поехал и застал у него С.К.Маковского, Ладинского, Ставрова. А затем приехал вдруг советский консул Емельянов и советник посольства Гузовский» (Октябрь. 1996. № 3). Ни И.Бунин, ни Корвин-Пиотровский в Россию так и не поехали. Корвин-Пиотровский уехал в Америку, где сотрудничал главным образом в «Новом журнале». В Америке Корвин-Пиотровский вновь наряду со стихами писал прозу — «Рассказ пожилого человека» (1953), «Признание» и «Измена» (1959), «Разговоры без продолжения», «Лунные пятна», «Заклинания призрака», «Охотник за бабочками», «Моя деревня», «Счастье», «Флоренция» (1960). В 1960 в Париже вышел последний прижизненный сборник стихов Корвин-Пиотровского «Поражение», в который автор включил 4 поэмы, в т.ч. и поэму о детстве «Золотой песок» и 12 «Стихотворений о России». «Книга литературно своеобразна и причудлива, а духовно не лишена некоторой надменности. Она не рассчитана на чтение рассеянное и как будто заранее отталкивает тех, кто собирался бы ее только перелистать, "пробежать". Но в ответ на внимание она обещает и ум, и воображение, и чувство» (Адамович Г. Стихи Вл.Корвин-Пиотровского // Новое русское слово. Нью-Йорк. 1960. 10 апр.). Когда спустя 6 лет Корвин-Пиотровский скончался, некрологи ему посвятили Т.Фесенко (Новое русское слово. 1966. 13 апр.), К.Померанцев (Русская мысль. Париж. 1966. 3 июня). Гл.Струве (Русская мысль. 1966. 11 июня), Р.Гуль (Новый журнал 1966. №83), Ю.Офросимов (Новый журнал. 1966. №84). «Мастер точного и крепкого стиха», Корвин-Пиотровский «явно многому научился у Ходасевича... Есть у него кое-что общее и с Набоковым, но он гораздо проще. Иногда слышатся в его стихах интонации из "Урны" Андрея Белого, иногда тютчевское (например, стихотворение "Темнеет небо понемногу"). Есть отголоски Баратынского и Осипа Мандельштама... Тем не менее у Пиотровского множество счастливейших стилистических находок, и сам он — одна из запоздалых счастливых находок зарубежной поэзии» (Струве Г.— С.361-362). В.В.Попов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 255-258. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Поздний гость: Стихи, поэмы, драматические поэмы: в 2 т. Вашингтон, 1968-69. Литература:Вильчковский К. О поэзии В.Корвин-Пиотровского // Возрождение. Париж. 1956. №53; Померанцев К. [Рец. на сб. «Поражение»] // Мосты. 1964. №4; Офросимов Ю. Против течения: О поэзии В.Корвин-Пиотровского // Новый журнал. Нью-Йорк. 1960. №61; Струве Г. Русская литература в изгнании. 2-е изд. Paris, 1984. С.172-173, 361-362; Витковский Е. Те же... и Корвин-Пиотровский // Современная драматургия. 1990. № 2.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |