Комаровский Василий Алексеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Комаровский Василий Алексеевич

1881-1914

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Комаровский Василий Алексеевич

Комаровский Василий Алексеевич [21.3(2.4).1881, Москва — 8(21).9.1914, Царское Село] — поэт.

Род Комаровских — польского происхождения. Отец Комаровского, граф Алексей Егорович Комаровский, был шталмейстером Императорского двора, действительным статским советником. От матери, Александры Васильевны (урожденная Безобразова), будущий поэт унаследовал тяжелый психический недуг, изнурительные приступы которого преследовали его всю жизнь. Сначала Комаровский жил в Тамбовской губ., потом — в Петербурге. После смерти отца, последовавшей в 1897, он поселился в Царском Селе, в доме своей тетки, Любови Евграфовны. В 1900, окончив Императорский лицей, поступил на юридический факультет Петербургского университета, затем, через год, перешел на историко-филологический, где учился, с перерывами, много лет. По отзывам современников, Комаровский был человеком отменно образованным, он всерьез занимался живописью, знал несколько языков, свободно читал по-латыни.

Комаровский страстно, самозабвенно любил искусство, которое, по выражению Н.Пунина, «было его колыбелью и его жизнью». Ладом, гармонией искусства он, видимо, усмирял хаос своей больной, мятущейся души. Он «как бы вынашивал в себе ритмы и сам казался олицетворением ритмической речи», когда бродил мерным шагом по глухим аллеям царскосельского парка (Голлербах Э.— С.145-146.). Кому-то Комаровский казался нелепым «чудаком». Но те, кто близко знал поэта, видели в нем романтика, необычного, «странно-очаровательного» человека, не чуждого порой веселой иронии. В последние годы жизни Комаровский был в дружеских отношениях с А.Ахматовой. Весной 1914 он написал посвященное ей стих., сотканное из едва уловимых образов и неожиданных ассоциаций: «Анне Ахматовой («Вечер» и «Четки»)». Откликом на это послание явилось стих. Ахматовой «Ответ» («Какие странные слова...»), в свою очередь посвященное Комаровскому.

Творчество художника, «неожиданное, растрепанное, полное какой-то настойчивой воли и смятенного величия» (Н.Лунин // Аполлон. 1914. №6-7. С.87), нравилось далеко не всем. Но были люди, сумевшие оценить его причудливый дар. Особенно ощутимой была поддержка кружка Н.Гумилева, редакции журнала «Аполлон». Именно в литературном альманахе «Аполлона» (1912) Комаровскому удалось единственный раз опубликовать свою прозу — рассказ-стилизацию «Sabinula», в котором талантливо воссоздан эпизод из жизни Римской империи (II в.). Среди героев произведения — знаменитый римский историк Тацит, Публий Агрикола. Редактор журнала С.Маковский в своих мемуарах «На Парнасе "Серебряного века"» почти восторженно писал об этой вещи: «Словесная музыка ее поражает благородством тона, выбором слов, эпитетов — всем холодком самоограничения, краткостью и меткостью» (Маковский С— С.247). В том же альм, было опубликовано несколько стих, поэта. И рассказ, и стихи напечатаны под псевдонимом Incitatus (так, по преданию, звали коня Калигулы).

В 1913 в Петербурге вышел сборник стихов Комаровского «Первая пристань». Одобрительно отозвался о нем Н.Гумилев, оценивший этот дебютный сборник не как книгу «обещаний», а как книгу «достижений десятилетней творческой работы несомненного поэта». «Все стихи с 1909 г.,— отмечал Гумилев,— уже стихи мастера. <...> Под многими стихотворениями стоит подпись "Царское Село", под другими она угадывается. И этим разгадывается многое. Маленький городок, затерянный среди огромных парков с колоннами, арками, дворцами, павильонами и лебедями на светлых озерах, городок, освященный памятью Пушкина, Жуковского и за последнее время Иннокентия Анненского, захватил поэта, и он нам дал не только специально царскосельский пейзаж, но и царскосельский круг идей. <...> В первом отделе собраны лиро-пейзажные стихотворения, очень "царскосельские", хотя и приписанные иногда по капризу автора к другим местам. Во втором отделе — лиро-эпические стихи, веселое блуждание по векам и странам. <...> Третий отдел — "Итальянские впечатления" — менее значителен, чем предыдущие, хотя, может быть, совершеннее в ритмическом отношении» (Гумилев Н.— С.176-177). Но в общем сб. почти не был замечен критикой.

Других книг Комаровскому, к сожалению, не суждено было издать. Следующий год, 1914, оказался для него роковым. Война, разделившая мир пополам, прошла и через его сердце и душу... Д.Святополк-Мирский, упоминая о том, что Комаровский «писал воспоминания о своих сумасшествиях», свидетельствовал: «Из воспоминаний этих я запомнил одну фразу: "Несколько раз сходил с ума и каждый раз думал, что умер. Когда умру, вероятно, буду думать, что сошел с ума". Он умер сумасшедшим. Начало войны нанесло такой удар его нервной системе, что она не вынесла, и все силы хаоса снова хлынули на него и затопили уже навсегда» (Святополк-Мирский Д.— С.261-262). Случилось это в психиатрической лечебнице во время буйного припадка...

Через 2 года после смерти поэта в журнала «Аполлон» были опубликованы «Посмертные стихотворения графа Василия Алексеевича Комаровского» (1916. № 8. Окт.). Потом о Комаровском в России вспоминали очень редко.

Комаровский никогда не слыл звездой первой величины, но в эпоху блистательного Серебряного века его творчество оставило приметный след. «Комаровский не был гением,— писал критик Д.Святополк-Мирский,— и его "оригинальность" не была из таких, которые будут со временем оценены и станут пищей общечеловеческой. Она была эксцентрична, необъяснима и для человечества не нужна. В творческом потоке развития он был странным завитком в сторону, никуда не ведущим. Но именно такая оригинальность, совершенно бескорыстная с эволюционной точки зрения, и есть утверждение абсолютной свободы, проявление какой-то божественной игры...» (Святополк-Мирский Д.— С.260). Комаровский, по словам Н.Пунина, «родился, чтобы сказать два-три слова, сделать жест, и ушел, унося с собою тайну своего духа и своей мысли...» (Аполлон. 1914. №6-7. С.86). Впрочем, представление об абсолютной обособленности Комаровского от русской поэзии было несколько преувеличено критиками. Сам Комаровский немало почерпнул у символистов и И.Анненского, а его творческие прозрения нашли отклик у акмеистов (А.Ахматова, О.Мандельштам).

В.Н.Быстров

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 240-241.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Стихи // Ежов И., Шамурин Е. Русская поэзия XX в. М., 1925.

Литература:

Гумилев Н. Письма о русской поэзии. М., 1990. С.175-177;

Святололк-Мирасий Д. Памяти гр. В.А.Комаровского // Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993. С.260-263;

Маковский С. На Парнасе Серебряного века. Мюнхен, 1962 С.223-250;

Голлербах Э. Город муз: Царское Село в поэзии. СПб., 1993. С.145-147;

Топоров В.Н. Две главы из истории русской поэзии начала века: 1 — В.А.Комаровский // Russian Literature. 1979. V.7 №3. May.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС