Кологривова Лидия Александровна |
|
?-1915 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Кологривова Лидия Александровна (?— 20.03.1915), поэтесса, монархистка, член Русского Монархического Собрания (РуМоСо). Из известного княжеского рода Рюриковичей. Дочь кн. Александра Ивановича Ухтомского (1791—после 1854), полковника, участника Отечественной войны 1812 года и Марии Дмитриевны (1802—?), урожд. кнж. Голицыной. Получила образцовое воспитание и хорошее образование. Ее муж — ученый-историк, сотрудник Императорского С.-Петербургского Археологического института С. Н. Кологривов (1856—после 1918) — также принимал участие в монархическом движении в Москве, был членом ряда московских патриотических организаций. Кологривова получила известность среди правых своими патриотическими стихотворениями, без которых не обходился практически ни один монархический вечер. Первая книга — сборник стихов трех поэтесс — вышла в 1902 и получила хорошие отзывы. В 1903 выпустила собственный сборник стихов. В 1903—1904 сотрудничала в журнале «Вестник Европы», а с 1905 стала постоянной сотрудницей ведущей правой газеты «Московские ведомости», где по субботам и воскресеньям печатались ее стихотворные отклики на текущие исторические события. Автор большого числа стихов на религиозную тематику («Воскресение Христово», «Иоанн Креститель», «Рождественская ночь», «Саровская пустынь», «Молитва» и др.). В годы Русско-японской войны и революционной смуты 1905—1907 Кологривова проявила себя как писательница, обладавшая глубоким патриотическим чувством. Кологривова принимала непосредственное участие в монархическом движении, одной из первых она стала членом РуМоСо. Ее стихотворение «Русь идет» было очень популярно среди монархистов. В нем были такие строки: «В борьбе коварной и неравной/ Изнемогал наш край родной,/ В пыли был попран стяг державный/ Крамол мятежною толпой./ Но день настал, страна прозрела,/ Пришел к сознанию народ,/ И клич врагам кидает смело:/ «Долой с дороги! Русь идет!». Патриотической и монархической тематике были посвящены и многие другие стихотворения поэтессы: «Наши исконные заветы», «О, Русь!», «Россия для Русских», «Черная Сотня» и др. В стихотворении «Черная Сотня» Кологривова гордо заявляла о своей приверженности к черносотенцам: «Когда неистовой хулою/ Русь заливал крамольный вал,/ Нас встретил враг насмешкой злою,/ И Черной Сотней нас прозвал./ Названье приняли мы смело/ Мы им довольны и горды,/ На общее сплотило дело/ Оно могучие ряды./ И наша рать для славной брани/ Растет и крепнет шаг за шаг,/ И замер смех в мятежном стане./ Увидел изумленный враг,/ Что шуткой наглой и задорной/ Не омрачился наш восход,/ То, что считал он Сотней Черной,/ То — православный наш народ». В 1912 вышел последний сборник поэтессы, хотя отдельные стихотворения продолжали публиковаться на страницах правой печати до самой кончины Кологривовой. Она скончалась в Страстную пятницу после тяжелой и продолжительной болезни в своем имении в с. Милет Богородицкого у. Московской губ. Похоронена на второй день Пасхи в имении. Отпевал Кологривову видный монархический деятель, сщмч. о. И. И. Восторгов. В прощальном слове у гроба он отметил, что Кологривова посвятила «свое перо, свое вдохновение не суете мира и не случайным и кратковременным интересам жизни, а тому, что называется интересами и вопросами высшего порядка. В век, когда перо литератора и даже поэта столь часто служило неверию и глумлению над верой, нравственностью, над Церковью, над высокими патриотическими чувствами, над подвигами верности, благородства и служения долгу; в век, когда творчество поэтов столь часто отдается воспеванию плоти, греха, позора, злобы, ненависти; в век, когда слово поэтическое стало продажным и служило столь часто наемником у модных или господствующих посредством наглости и засилья политических и общественных течений и партий, — слово ныне поминаемой поэтессы, Лидии Александровны Кологривовой, всегда было солью растворено, руководствовалось началами вечности, посвящено было идеалам Высшей Истины, Добра, Красоты и Бесконечного. Сколько возвышенных религиозных стихотворений принадлежит ей! Они были бы достойны, при иных условиях и обстоятельствах, общецерковного употребления. Сколько прекрасных и трогательных строк вылилось из-под ее пера в честь и славу Христа Воскресшего и в знаменование пасхальной радости! Они впоследствии, с течением времени, войдут в сборники и книги для молодых поколений, и долго <...> будут напоминать родному русскому народу о возвышенных религиозных переживаниях русской женщины-поэта. Сколько стихотворений патриотических, согретых огнем любви, воодушевления и любви, написано ею, — и написано в такое время, когда всякое патриотическое воодушевление подвергалось насмешкам и преследованию!» А. Иванов, А. Степанов Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.
Кологривова Л.А. "Исконные заветы. Имя замечательной русской поэтессы Лидии Александровны Кологривовой, жившей в конце XIX - начале ХХ века, к сожалению, все еще незнакомо современному читателю. За исключением нескольких небольших публикаций, появившихся в последнее время [1], упоминаний об этой замечательной женщине в литературоведческих работах послеоктябрьского периода просто нет - даже в претендующем на академическую полноту биографическом словаре "Русские писатели. 1800-1917", увидевшем свет уже в 1990-е годы. Сборники ее стихотворений, встречавшие до революции положительные отклики критики, также после революции 1917 года не переиздавались. Не нашлось для Л.А. Кологривовой места и в объемной антологии "Сто поэтесс Серебряного века" (СПб., 1996) [2] Между тем вот что говорил о Лидии Александровне современник - священномученик протоиерей Иоанн Восторгов: "Они (стихи Л.А. Кологривовой. - А.И.) впоследствии, с течением времени, войдут в сборники и книги для молодых поколений, и долго (...) будут напоминать родному русскому народу о возвышенных религиозных переживаниях русской женщины-поэта" [3]. Священник Александр Речменский ему вторил: "Время замалчивания русских писателей осмелившихся остаться русскими во дни попыток расшатать вековые устои Руси, еще не прошло, и о Л.А. Кологривовой наша художественная критика доселе замалчивала. Без сомнения, пройдет еще немного времени, и талант ее получит достойную оценку (...) Тогда религиозно-нравственные и патриотические стихотворения Л.А. Кологривовой найдут себе место на страницах сборников и книг..." [4] Будем надеяться, что время, о котором говорили православные пастыри, не за горами... Точная дата рождения Л.А. Кологривовой, к сожалению, пока неизвестна. Как следует из немногих некрологов поэтессе, родилась она в 1872 или 1873 году. Согласно дошедшим до нас отрывочным фактам ее биографии, Лидия Александровна происходила из старинного и знатного рода князей Ухтомских, получила образцовое воспитание и имела репутацию "высокообразованного знатока искусства". Ее мужем стал Сергей Николаевич Кологривов (1856 - после 1918), ученый-историк, сотрудник Императорского Санкт-Петербургского Археологического института, активный деятель монархического движения. Первые поэтические опыты Лидии Александровны увидели свет в 1902 году в сборнике трех авторов - Л. Кологривовой, А. Милорадович и В. Гордеевой. Книжка была замечена и удостоилась лестных отзывов. "Критика с особенною похвалою отозвалась о выдающихся сочинениях (...) поэтессы, как о легкости и плавности ее стиха, так и об интересных сюжетах, которые Л.А. брала, с одной стороны, из жизни природы и из настроений человеческого сердца, а с другой - из событий родной старины" [5] Успех ободрил поэтессу, и с этого времени из-под ее пера одно за другим начали появляться оригинальные стихи и переводы. В 1903 году она выпустила уже собственный сборник, назвав его (как и все последующие, вышедшие в 1905, 1907, 1910 и 1912 годах и насчитывавшие в общей сложности более пятисот страниц), просто "Стихотворения". Следующий сборник - 1905 года - вызвал восторженные рецензии в церковной и патриотической прессе. Так, петербургский журнал "Православно-русское слово" делая подробный разбор творчества Л.А. Кологривовой, отмечал: "Как по содержанию, так и по изложению, все стихотворения отличаются многими достоинствами. Предметы или темы их не пустячны и не пошлы, как в пьесах современных декадентов, но совершенно серьезны, возвышены, близко касаются лучших потребностей нашей души, - словом, вполне достойны истинной поэзии. И внешняя форма стихотворений - выражение мыслей и чувств - довольно художественна: поэтические образцы изящны и благородны, стихи, за немногими исключениями, вообще правильны и гладки, достаточно музыкальны, рифмы благозвучны и удачны". Стихи Кологривовой, отмечалось далее, "по высоте и назидательности мыслей и по глубине чувств поучительны и трогательны, возбуждают в душе читателя благоговейные движения сердца и стремления к самоуглублению и самоусовершенствованию". "Можно смело рекомендовать стихотворения г-жи Кологривовой любителям назидательного чтения и истинной поэзии", - заключал автор рецензии, укрывшийся за инициалами А.П. [6] А вот отрывок из рецензии, опубликованной в московском еженедельном журнале "Родная речь": "Много у нас теперь людей, которые пишут стихи и печатают их, но где вы видите среди этих стихотворцев истинных поэтов? (...) Истинные поэтические дарования в наш век, мещанский и пошлый, редки, поэтому мы с особенным удовольствием приветствуем появление настоящих поэтов. К числу именно таких настоящих, одаренных свыше чувством красоты и изящества поэтов должно отнести Л.А. Кологривову (...) На примере Л.А. Кологривовой особенно ясно и отчетливо вырисовываются как причины упадка русской поэзии, так и путь к ее возрождению". Она - "счастливое и - увы! - единственное в наше время исключение. Эта истинно русская женщина - законная и прямая наследница тех русских женщин, величавые и поэтические образы которых изображены мастерами русского слова. И стоя на родной, русской почве, воодушевляясь русскими идеями и чувствами, она непрестанно питает свое дарование и создает истинно поэтические произведения" [7]. В 1903-1904 годах Л.А. Кологривова сотрудничала в журнале "Вестник Европы", а с 1905-го стала постоянной сотрудницей ведущей консервативной газеты "Московские ведомости", где, как правило, по субботним и воскресным дням в течение ряда лет печатались ее стихотворные отклики на текущие события, а также стихи, посвященные религиозной теме, русской истории и чарующей русской природе. Православный читатель по достоинству оценил творчество поэтессы. Помимо благожелательных рецензий, в которых Кологривову хвали за глубину чувств и "завидную ясность духа", в печати стали появляться и восторженные письма читателей, среди которых, пожалуй, можно особо отметить стихотворный отклик некоего Владимира Старогородского: "Тебя я не знаю, но лиры твоей / Мне в душу аккорды запали, / И струны поэта, по воле своей, / Твои лишь слова повторяли..." [8] А лично знавший Лидию Александровну протоиерей Иоанн Восторгов сравнивал поэтессу с преподобной Кассией, жившей в Византии в IX веке и прославившейся, помимо своей праведной жизни, сочинением духовных стихов и церковных песнопений: "В святые дни наиболее чтимых и великих христианских праздников среди песнопений церковных встречаем мы блистающие вдохновением и художеством молитвы, которые имеют надписание "Творение Кассино". Они принадлежат Кассии, женщине-поэту, - женщине, посвятившей свое слово и дар литературного творчества возвышенной религиозно-назидательной поэзии. История говорит нам, что эта замечательная писательница была знатного рода, получила высокое образование и удивляла современников своею одаренностью; она окончила жизнь в обители, в подвигах молитвы и служении Богу". Лидия Кологривова - "одна из последовательниц и подражательниц блаженной Кассии, женщина-поэт, писательница, женщина, несомненно, одаренная высокими и редкими способностями литературного творчества и тоже посвятившая свое вдохновение религиозно-назидательной поэзии. (...) Сколько возвышенных религиозных стихотворений принадлежит ей! Они были бы достойны, при иных условиях и обстоятельствах, общецерковного употребления. Сколько прекрасных и трогательных строк вылилось из-под ее пера в честь и славу Христа Воскресшего и в ознаменование пасхальной радости!" [9] В особый цикл стихотворений Лидии Александровны можно выделить ее религиозные, глубоко православные стихи, посвященные библейским сюжетам ("Иоанн Креститель", "Иродиада", "Саул", "Рождественская ночь" и др.) и личным духовным переживаниям поэтессы (например "Молитва"). Нередко перо Л.А. Кологривовой служило и для художественной зарисовки фрагментов житий русских святых (взять хотя бы стихотворение "Св. Митрофаний" или "Св. Митрополит Филипп"). Будучи убежденной монархисткой, Лидия Александровна неоднократно обращалась к художественному описанию незаурядных личностей русских Царей - Иоанна IV Грозного, Петра I, Александра III. А торжественные юбилей, посвященный трехсотлетию Дома Романовых, "вызвал из-под ее живого пера особенно прочувствованные произведения, которые невольно обращали на себя внимание и теплотою чувства, и звучным, точно отчеканенным стихом" [10]. Особняком стояла лирика поэтессы, которая, по словам одного из рецензентов, "читается не без удовольствия и доставляет немало художественных наслаждений" [11] Как справедливо отмечал один из критиков, мировоззрение Л.А. Кологривовой было настолько ясно и четко выражено в ее творчестве, "что усвоить его не представляет никаких затруднений". Но, тут же пояснял он, "это вовсе не значит, что оно бедно содержанием. Оно изумительно целостно, как бы выковано из одного куска. Оно немногосложно, но зато крепко и надежно, и из него не единой доли нельзя выкинуть, не повредив и не изуродовав в конец все здание (...) Бог, отчизна, природа - вот три кита, на которых основывается все поэтическое миросозерцание Лидии Александровны. Все эти три элемента неразрывно связаны друг с другом. Природа есть обнаружение Бога, а Владыка вселенной хранит и защищает Святую Русь" [12]. Русско-японская война и последовавшие за ней революционные события 1905-1907 годов потеснили в творчестве поэтессы лирические и исторические сюжеты. С этого времени в ее стихах-молитвах слышны прошения о ниспослании победы Русскому воинству и о преодолении охватившей страну пагубной смуты. В эти годы также появляется целый цикл стихов, отстаивающих коренные ценности русского народа ("Наши исконные заветы", "О, Русь!", "Россия для Русских" и другие). Поэтесса активно включается в монархическое движение, став одним из первых членов Русского монархического собрания в Москве. Пойдя против общего течения, выступив в защиту незыблемых для нее идеалов - Православия, Самодержавия, Народности, поэтесса не побоялась громко объявить себя врагом революции и "черносотенкой". Из под ее пера в это время выходит целый цикл стихов, грозно обличающих как революционеров, так и либералов, расшатывавших опоры Православного Царства. В результате - "прогрессивная общественность" объявила Л.А. Кологривовой негласный бойкот. Позже, говоря о незаслуженной малой известности поэтессы, газета "Русский стяг" отмечала: "Причина, конечно, обусловлена в значительной части тем, что покойная Лидия Александровна всей душой олицетворяла собой протест против смуты (...), шла против течения, что, как известно, у нас не прощается..." [13]. "Лидия Александровна под вихрем безумных свобод главы не склонила и смело стала в ряды монархистов, вооружась художественным пером против "крамолы"", - вспоминал священник А. Речменский [14]. "На ее долю выпала трудная роль. Особенно энергично ее деятельность развивалась как раз в тот период, когда всем низким и темным инстинктам души были настежь распахнуты двери (...) В момент сначала беспомощной растерянности, затем разнузданной вакханалии низменных страстей, потом общего уныния, угнетения и подавленности духа - голос Л.А. Кологривовой звучал удивительно уверенно, спокойно, убежденно, и, главное, искренно", - отмечал современник [15]. "В продолжение трех последних лет, - писала в 1907 году одесская газета "За Царя и Родину", - очень часто в номерах столичных и провинциальных газет приходилось встречать стихотворения, подписанные Л. Кологривовой. Теперь, когда издано полное собрание ее сочинений, тип и поэзия Кологривовой совершенно выяснились, и мы можем дать полную и справедливую оценку этой новой поэтессе, выдвинутую черносотенным движением. Насколько по стихам можно узнать характер автора, Кологривова представляет собой тип настоящей русской женщины, с богатой возвышенной, склонной ко всему хорошему душой. Это тип той женщины, которую изобразил Пушкин в Марии Ивановне - капитанской дочке. В каждой строке ее стихотворений особенно проглядывают главнейшие черты ее характера: религиозность и высокий патриотизм. По ее переложениям псалмов и стихотворениям на религиозные темы с объяснениями важнейших евангельских изречений видно, что поэтесса глубоко верующая убежденная христианка, признающая все догматы и постановления Церкви". В заключение рецензии автор статьи называл Кологривову "восходящей звездой русской литературы" [16] Либеральная же критика занесла имя Кологривовой в "черные списки". Что, впрочем, неудивительно, ведь ее стихи, "осмысляя современность и историческое прошлое, внутренний мир самой поэтессы и окружающий Божий мир с позиции глубоко верующей воцерковленной православной души" [17], находились в резком противоречии с господствующей тогда модой на декадентов и хулителей традиционных русских начал [18]. Но стихи Лидии Александровны продолжали выходить в свет, прежде всего благодаря поддержке "Московских ведомостей", размещавших произведения Кологривовой на своих страницах и протоиерею Иоанну Восторгову, чье издательство "Верность" в революционные годы продолжало публиковать сборники стихов поэтессы. В последние годы жизни из-за тяжелого телесного недуга Л.А. Кологривова была вынуждена часто покидать Москву, чтобы искать исцеления под ярким итальянским небом. "Но и оттуда, хотя изредка, прилетал поэтический голос больной писательницы, описывавшей с восторгом роскошные ландшафты чужого края, но с примесью грусти о покинутой родине" [19]. Едва лишь почувствовав небольшое облегчение, она поспешила возвратиться в "милую Москву", но, как оказалось, только для того, чтобы после долгих страданий замолкнуть навеки. Лидия Александровна Кологривова умерла в Страстную пятницу 20 марта (2 апреля) 1915 года в своем имении в селе Милет Богородицкого уезда Московской губернии [20]. Она ушла из жизни слишком рано - ей было всего 42 года. "Как и все горячо любящие родную Русь, покойная отличалась прежде всего религиозную настроенностью, и Господь милосердный послал ей кончину в великий день воспоминаний Крестной Своей смерти за грехи всего мира, - вспоминал, знавший Лидию Александровну священник. - Светлый луч веры Христовой озарял душу и сердце ее в течение всей ее жизни, давал утешение в скорбные минуты, давал силу в перенесении тяжелой болезни (...) Особенно ярко луч теплой веры покойной блистал, когда она готовилась у Вышнего Престола найти блаженство и покой. Какою отрадою послужило возложение на нее, многоболезную, мантии прп. Серафима. С какою верою она повторяла слова молитвы пред св. причащением, прочтенные ее духовником. А когда наступила блаженная минута принятия св. Христовых Таин, то она слабою рукою дала знак, чтобы священник повременил сподобить Таин и углубившись в созерцание своей душевной жизни, с мольбою произнесли заключительные слова молитвы: "Да не в суд или в осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во оставление всех моих грехов и в жизнь вечную!"" [21]. Отпевал Л.А. Кологривову протоиерей Иоанн Восторгов, произнесший у ее гроба трогательную и прочувственную речь. После революций 1917 года о талантливой поэтессе уже не вспоминали. Историю, как известно, пишут победители, а им, что либералам-февралистам, что безбожникам большевикам, этот "родник простых и чистых звуков полный" был чужд и враждебен. Поэтому стоит ли удивляться, что никаких упоминаний о жизни и творчестве Л.А. Кологривовой в литературе послеоктябрьского периода нет. И дело здесь, конечно же, не в уровне ее стихов, которые до революции признавались весьма достойными войти в историю русской литературы, а в их религиозно-патриотическом содержании. Как с грустью заметил в свое время один из первых современных исследователей творчества Кологривовой доктор филологических наук С.Н. Азбелев, даже в наши дни имя несомненно одаренной русской поэтессы, "результативно стремившаяся продолжить творческие традиции Федора Ивановича Тютчева, Алексея Константиновича Толстого и Аполлона Николаевича Майкова", умышленно замалчивается, а в энциклопедических изданиях, посвященных нашей литературе, по какому-то нелепому недоразумению на букву "К" до сих пор помещаются такие "поэты" и "писатели" как, например переводчик "Интернационала" Аарон Коц или большевистский функционер Лев Каменев (Розенфельд)... Поэтому хотелось бы верить, что публикация этого небольшого сборника стихотворений Лидии Александровны - первого после почти столетнего перерыва - послужит началом возвращения этого незаслуженно забытого имени русскому читателю.
Примечания: [1] Степанов А.Д. Кологривова Л.А. // Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русский патриотизм. М., 2003; Азбелев С.Н. Забытая русская православная поэтесса Лидия Кологривова // Российское Дворянское собрание / http://old.rusk.ru/st.php?idar=103114; Иванов А.А. Русская Кассия // Воинство святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала XX века / Сост. А.Д. Степанов, А.А. Иванов. СПб., 2006; Он же. "Слово, растворенное солью" // Московский журнал. История государства Российского. 2006. N 5. [2] Нет ее стихов и в переиздании этого труда "Сто одна поэтесса Серебряного века" (СПб, 2000). Впрочем, составители антологий в предисловии отметили, что раздела, посвященной Л.А. Кологривовой в книге нет из-за отсутствия какой-либо информации о поэтессе. [3] Восторгов И. Памяти писательницы Л.А. Кологривовой (речь при погребении 24 марта 1915 г.) // Московские ведомости. 1915. 25 марта. [4] Речменский А. Памяти Л.А. Кологривовой (к сороковому дню ее кончины) // Московские ведомости. 1915. 28 апреля. [5] Некролог // Исторический вестник. 1915. N 5. [6] А.П. [Рецензия] Кологривова Л. Стихотворения. Москва, 1905 // Православно-русское слово. Издание общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. 1905. Апрель. N 7. С. 625, 628-629. [7] Родная речь. Иллюстрированный журнал. 1905. N 26. С. 12-15. [8] Старогородский В. Л. Кологривовой // Московские ведомости. 1904. 14 декабря. [9] Восторгов И. Указ. соч. [10] Памяти Л.А. Кологривовой // Московские ведомости. 1915. 21 марта. [11] Православно-русское слово... [12] Васильев Н. Чистый родник поэзии // Московские ведомости. 1915. 28 апреля. [13] Русский стяг. 1915. 24 мая. [14] Речменский А. Указ. соч. [15] Васильев Н. Указ. соч. [16] Дарголак И. Сборник стихотворений Л. Кологривовой // За Царя и Родину. 1907. 2 декабря. [17] Азбелев С.Н. Указ. соч. [18] "Вся мировая критика, создающая кумиров и общественное мнение, трещит и бренчит именами, угодными миру дольнему, погибающему в демонизме, но никак не горнему миру. Даже в женской поэзии возносят древнюю изощренную Caфo, а великую поэтессу святую Кассию (III век) не знают, хотя в Церкви мы по сей день поем ее Рождественскую стихиру в переводе с греческого. Увы! Знаем и учим Цветаеву и Ахматову, а величественную поэтессу Лидию Кологривову, урожденную княжну Ухтомскую, ее стихи были в гимназических учебниках, не знаем", - сетует современная известная православная поэтесса Нина Карташева (Карташева Н.В. Прямой путь Станислава Куняева // Русь Державная. Православная народная газета. 2002. N 11 (101). [19] Памяти Л.А. Кологривовой... [20] Ныне село Новый Милет Балашихинского района Московской области. В XVII в. усадьба Милет, "Милое лето", принадлежала царевне Софье, имевшей здесь каменные палаты в 20 комнат. Позднее Государыней Елизаветой Петровной усадьба была подарена графу М.И. Воронцову, а его наследниками продана в начале XIX века князю Д.В. Голицыну. В качестве приданого усадьба перешла князьям Ухтомским; последними владельцами ее были Кологривовы. [21] Азбелев С.Н. Указ. соч. Вступление к книге: Кологривова Л.А. "Исконные заветы. Избранные духовные стихотворения". СПб.: "Леушинское подворье", 2009. МОЛИТВА Перепечатывается с сайта http://ruskline.ru/analitika/2009/07/20/o_lidii_aleksandrovne_kologrivovoj_i_ee_tvorchestve/ Сочинения:Стихотворения и переводы А.Милорадович, Л.Кологривовой и В.Гордеевой. М., 1902; Стихотворения. М., 1903; Стихотворения. М., 1905; Стихотворения. М., 1907 (два выпуска); Стихотворения. М., 1910; Стихотворения. М., 1912. Литература:Азбелев С. Н. Забытая русская православная поэтесса Лидия Кологривова// Сайт Дворянского собрания / http://www.rusk.ru/st.php?idar=103114; Восторгов И. Памяти писательницы Л. А. Кологривовой (речь при погребении 24 марта 1915 г.) // Московские ведомости. 1915. 25 марта; Иванов А. А. Русская Кассия. Православная поэтесса Лидия Александровна Кологривова (? — 1915) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Егоже.«Слово, растворенное солью» // Московский журнал. 2006. № 5; Некролог// Исторический вестник. 1915. № 5; Некролог // Московские ведомости. 1915. 21 марта; Памяти Л. А. Кологривовой // Московские ведомости. 1915. 21 марта; Православно-русское слово. СПб., 1905. № 7; Родная речь. М., 1905. № 26; Степанов А Кологривова Лидия Александровна // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003. Далее читайте:Русские писатели и поэты: | АБ | БА | ВА | ГА | ДА | ЕА | ЖА | ЗА | ИА | КА | ЛА | МА | НА | ОА | ПА | РА | СА | ТА | УА | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-ЩА | ЭА | ЮА | ЯА | (биографический указатель).Черносотенцы в лицах (биографический указатель). Правые организации в России. Начало XX века. Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы? Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам. Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |