Клисфен |
|
VI в. до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
КлисфенЗаконы КлисфенаВо главе движения против Писистратидов стоял род Алкмеонидов, поддержанный Спартой. Алкмеониду Клисфену удалось освободить Афины от Писистратидов и сломить сопротивление родовой аристократии. С именем Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Первой реформой Клисфена было разделение Аттики по территориальному принципу. Аттика разбивалась на три территориальных округа: 1) город Афины с пригородами, 2) внутренняя центральная полоса и 3) береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти разных частей — триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, составляли одну новую филу. Таким образом составлялось десять территориальных фил. Клисфеиогская фила, следовательно, представляла собой не сплошную территорию, но объединение локально разделённых гражданских групп, соединяющихся во время голосований. Цель реформы: смешать население, разъединить роды и тем самым ослабить силу влиятельных их членов, т. е. эвпатридов. Старые филы с их филобасилевсаки оставались, но их значение низводилось до простых культовых объединений. Новые филы тоже получали сакральную санкцию, будучи названы по именам древних аттических героев. Мелкой сельской единицей внутри триттии был дем; в Аттике при Клисфене насчитывалось всего сто демов; потом, с течением времени, число демов возросло. Дем являлся одновременно хозяйственной, административной, культовой, военной и политической единицей. С демом человек был связан со дня рождения. В возрасте восемнадцати лет он заносился выборным демархом (старостой) в гражданские и военные списки, зачислялся в эфебы, т. е. объявлялся совершеннолетним и считался способным носить оружие, получал право являться в суд. С двадцати лет он получал все гражданские права. По конституции Клисфена права гражданства определялись принадлежностью к тому или иному дему, а не роду. «Оставь в покое филы и роды», — гласила афинская поговорка, ведущая своё начало со времён Клисфена. При Составлении списков демотов в число афинских граждан было занесено много метэков и вольноотпущенников. Внесение в гражданские списки новых элементов увеличило число афинских граждан и укрепило демократию. В демах велись гражданские списки, и по демам же происходил набор гоплитов и избирались по жребию члены суда присяжных. Кроме того, каждый из граждан мог быть выбран по жребию в члены вновь созданного совета пятисот (булэ), заменившего прежний совет четырёхсот. Новый совет состоял из пятисот человек, выбираемых по пятидесяти человек на каждую филу. Внутри же филы голоса распределялись по демам в зависимости от их величины. Таким образом, основной ячейкой и в этом случае оставалась мелкая сельская единица — дем. Наконец, Клисфен создал коллегию из десяти стратегов — предводителей афинского ополчения, в порядке очереди сменявших друг друга в главном командовании. В целях ослабления демагогии и предохранения государства от возможного переворота, от захвата власти тираном, Клисфен установил экстраординарный «суд черепков» — остракизм. Сущность остракизма сводилась к следующему: каждый год весной созывалось экстренное народное собрание, определявшее голосованием, нужно ли произвести остракизм, т. е. нет ли среди граждан кого-либо, опасного для гражданской свободы. Если таковые оказывались, то собрание созывалось вторично, и тогда каждый гражданин писал на глиняном черепке (остракон) имя того, кто, по его мнению, был опасен для гражданской свободы. Осуждённый большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на десять лет, по истечении которых он возвращался в Афины, и вместе с тем ему возвращались все принадлежавшие ему раньше гражданские права. Законодательство Клисфена сыграло очень большую роль в истории Афинского полиса как заключительный этап реформ и революций, начатых Солоном. На историческую арену отныне выступало всё аттическое гражданство, составлявшее Афинское государство. Сами греки считали Клисфена родоначальником греческой демократии. Клисфен, говорит Геродот, установил демократию в Афинах. После Клисфена, читаем в «Афинской политии» Аристотеля, Афинское государство сделалось значительно демократичнее, чем оно было, например, при Солоне. Энгельс, давая высокую оценку клисфеновской конституции, называет её революцией, низвергнувшей «последние остатки родового строя» 1. «В какой степени сложившееся в главных своих чертах государство оказалось приспособленным к новому общественному положению афинян, свидетельствует быстрый расцвет богатства, торговли и промышленности. Классовый антагонизм, на котором покоились теперь общественные и политические учреждения, был уже не антагонизм между знатью и простым народом, а антагонизм между рабами и свободными, между неполноправными жителями и гражданами» 2. «Возникновение государства у афинян, — писал Энгельс,— является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого вмешательства внешнего или внутреннего насилия,— захват власти Писистратом не оставил никаких следов своего короткого существования,— с другой стороны, потому, что в данном случае очень развитая форма государства, демократическая республика, возникает непосредственно из родового общества...» 3. Примечания 1. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 133. 2. Там же, стр. 135. 3. Там же, стр. 136. Сергеев В.С. История Древней Греции. Под. ред. Н.А. Машкина и А.В. Мишулина. ОГИЗ, 1948, с. 177-179. Вернуться на главную страницу Клисфена
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |