Клагес Людвиг |
|
1872-1970 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Людвиг КлагесКлагес (Klages) Людвиг (1872-1956 *) — немецкий психолог и философ-иррационалист, представитель «философии жизни», специалист в области характерологии, основатель научной графологии. Исследования. Опирался на философские воззрения К. Г. Каруса. По его представлениям, существует общая космическая жизнь, которая проявляется в жизни растений, поведении животных, поступках людей. При этом дух рассматривался им как «акосмическая сила», которая тормозит спонтанность целостной душевной жизни, сбивает ее бессознательный космический ритм. Индивид формируется на инстинктивно-творческой основе, но постоянно испытывает внешнее организующее воздействие духа. Чтобы вернуться к своим подлинным первоначалам, ему необходимо раствориться в безличной основе непосредственного чувствования. Методы. По мнению Клагеса, первоосновы человеческого существования открываются в непосредственном «физиономическом наблюдении» жизни индивида, которая фиксируется на языке символов (сказания, мифы, чья отличительная черта — слитность субъекта и объекта). Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 245. Сочинения. Samtliche Werke. Bd. 1-8. Bonn, 1964-1979; Die Sprache als Quelle der Seelenkunde. Zurich, 1948; Vom kosmogonischen Eros, Bonn, 1963; Grundlegung der Wissenschaft vom Ausdruck, Bonn, 1964. Примечания * - см. датровку смерти в биографической статье ниже.
Клагес (Klages) Людвиг (10 декабря 1872, Ганновер — 29 июля 1970, Кильхберг) — немецкий философ. Развивал идеи философии жизни. Одна из основных его тем — противоречивость взаимоотношения между жизнью и духом. Человек формируется на инстинктивно-творческой основе и в то же время испытывает внешнее организующее воздействие духа. Изначальное единство души и тела расчленяется деструктивной деятельностью духа. Позитивная природа духа в его концепции не определяется. Функция духа заключается в вечном противоположении душе, исторические ступени развития которой были всегда сопряжены с его разрушающей силой. Клагес считает, что полноту духовного уничтожения первичных оснований жизни демонстрирует разъединение понятия и вещи. Человек имеет шанс вернуться к подлинным первоначалам, лишь постепенно растворяясь в нейтральной, безличной основе непосредственного чувствования, переходя порог наличного существования, соотнося метод истинного постижения жизненной целостности с непосредственным видением, созерцанием, выраженным в сказаниях, мифах, образах, где субъект и объект существуют слитно. Первооснования человеческого мира открываются путем «непосредственного физиогномического наблюдения» самой жизни в целостном языке символов. Исходя из этого в работах «Проблемы графологии» (Die Probleme derGraphologie, 1910) и «Графология» (Graphologie, 1932), он обосновывал научность графологии, определяющей в почерке неповторимую уникальность индивидуальной души, возвышал до уровня философской дисциплины учение о характере в книгах «Принципы характерологии» (Prinzipien der Charakterologie, 1910) и «Основы характероведения» (Die Grundladender Charakterkunde, 1926). Критические позиции Клагеса по отношению к духовной культуре современности были односторонне восприняты национал- социалистической идеологией. В. А. Кругликов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 254.
Клагес (Klages) Людвиг (10.12.1872, Ганновер,— 29.7.1956, Кильхберг), немецкий психолог и философ-иррационалист. По профессии химик, жил в Мюнхене, где с 1905 году вёл семинар по проблемам выражения (с 1919 года в Кильхберге близ Цюриха). Получил широкую известность благодаря своим работам в области характерологии (см. Характер) и графологии, в основе которых лежит его учение о выражении, исходящее из представления о человеке как душевно-телесном единстве (динамика тела — «явление» души, душа — «смысл» живого тела, выразительного движения — образы «душевных побуждений», эмоциональных импульсов). Учение о выражении истолковывалось Клагесом как род универсальной «космической физиогномики». В русле натурфилософских построений немецкого романтизма (К. Г. Карус), идей И. Бахофена и Ницше Клагес развил своеобразный вариант философии жизни, рассматривая дух как «акосмическую» силу, тормозящую и разрушающую спонтанную целостность душевной жизни, её бессознательный космический ритм («Дух как противник души», «Der Geist als Widersacher der Seele», Bd l—3, 1929—32). Следствием этой иррационалистической установки Клагеса является крайне пессимистическая оценка им цивилизации как губительного для жизни господства духа. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Sämtliche Werke, in 10 Bd, Bonn, Bd 1—8, 1964—79; Vom kosmogonisehen Eros, Bonn, 1963'; Grundlegung der Wissenschaft vom Ausdruck, Bonn, 19648. Литература: Schröder H. E., L. Klages. Die Geschichte seines Lebens, Bd 1—2, Bonn, 1966—72; K a sd or ff H., L. Klages. Werk und Wirkung, Bonn, 1969.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Германии (биографический указатель). Сочинения:Mensch und Erde. Lpz., 1920; Vom kosmogonischen Eros. Miinch., 1922; Der Geist als Widersacher der Seele. Lpz., 1929; Geist und Leben. Lpz., 1934; Samtliche Werke, Bd 1 -10. Bonn, 1964-1981. Литература:Kasdorff H. L. Klages. Bonn, 1969.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |