Китайка Константин Демьянович |
|
1914-1962 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Константин Демьянович КитайкаЗаслуженный деятель искусства Молдавской ССР Константин Демьянович Китайка (1914-1962) принадлежит к числу художников, творческий путь которых определила Великая Отечественная война. Он родился в 1914 году в крестьянской семье, детство провел в молдавском селе Подоймица. Образование получил в Московском художественном институте, где он занимался живописью в мастерской профессора П.Д.Покаржевского. В 1942 году молодой художник получил диплом и сразу же ушел на фронт, прошел всю войну до самой Победы и вернулся кавалером боевых наград. Интерес к военной теме, с которой Китайка связал свое творчество, не случайно проявился у него уже в последние годы учебы в институте - ведь они совпали со временем самых тяжелых испытаний, переживаемых тогда нашей страной. Молодого художника привлекали образы воинов, сильных и мужественных защитников Родины. Именно таким он представил генерал-лейтенанта Белова в портрете, ставшем его дипломной работой. В армии, деля с товарищами все тяготы фронтовой жизни, Китайка не оставляет занятий искусством, ищет темы для своих будущих произведений, новых героев, убеждаясь в правильности избранного им творческого пути. Еще будучи фронтовиком, в 1943 году он вместе с такими известными мастерами, как Е.Вучетич, Н.Жуков, Л.Голованов, В.Вогаткин, поступает в Студию военных художников имени М.В.Грекова и работает в ней до конца жизни. С войны Китайка вернулся с многочисленными зарисовками и этюдами, в которых запечатлел картины фронтовых будней, запоминающиеся моменты боевых операций, таких, например, как битва за Берлин. Это были бесценные документальные материалы. Столь же важным для дальнейшего творчества Китайки был его собственный человеческий опыт боевой жизни, переживания и наблюдения художника-солдата, которые затем легли в основу его произведений. Один из фронтовых эпизодов, запомнившихся художнику, - участие в глубоком рейде советской конницы по тылам противника. Как раз тогда у художника родился замысел картины "Рейд в тыл врага" и возникла идея парного портрета видных кавалеристов генерал-майора И.В.Тутаринова и полковника М.В.Турчанинова. Здесь же, на фронте, был сделан подготовительный этюд к портрету, по которому в 1945 году Китайка выполнил большое полотно. Он изобразил своих героев на сильных, могучих конях. Пластический и композиционный строй картины убедительно раскрывает мужественный и волевой характер кавалеристских командиров, внося в их образы эмоциональную глубину и монументальное звучание, которое станет типичным для многих последующих работ мастера. Парный портрет кавалеристов вызвал большой интерес зрителей, снискав известность автору. Большое внимание в своем послевоенном творчестве Китайка уделял историко-революционной теме, интерес к которой характерен для многих художников-грековцев. Обращение к ней именно в этот период закономерно, поскольку она помогала мастеру глубже осмыслить истоки героизма Советской Армии в Великой Отечественной войне. Историко-революционная тема нашла развитие в работах Китайки, посвященных выдающемуся полководцу гражданской войны Г.И. Котовскому. Неповторимый образ легендарного комбрига воссоздан художником в картине "Котовский в бою", а также в ряде портретных композиций. На одном из полотен ("Портрет героя гражданской войны Г.И.Котовского", 1948) полководец представлен на коне, с обнаженной саблей, готовым ринуться в бой. Художнику удалось передать в своем герое момент внутренней динамики, пластически выраженной в порыве едва сдерживаемого движения и определяющей образный строй этого произведения. На втором, более статичном портрете Г.И.Котовский изображен как военачальник, решающий сложную тактическую задачу и готовый через мгновение повести за собой сотни бойцов. Третья работа Китайки, посвященная Г.И.Котовскому, - конный монумент, установленный в Кишиневе в 1953 году. В его создании художник принимал участие совместно со скульптором Л.Дубиновским, И.Першудчевым и А.Посядо. К историко-революционной теме художник не раз обращался и в последующие годы в таких картинах, как "Накануне Октября", "Чапаев". Крупноформатное полотно "Чапаев", написанное в 1955 году, - одна из самых запоминающихся работ художника. Полное живописной и пластической динамики, оно несет на себе печать лучших традиций советской батальной живописи, у истоков которой стоял М.Б.Греков. Эти традиции своеобразно преломились и в другой работе мастера, выходящей за рамки исторического жанра, - картине "Скачки". За годы творческой деятельности К.Д.Китайка создал целую галерею портретов своих современников. Среди них мы встречаем передовиков труда, писателей, артистов. В образах этих людей, занятых мирным трудом, живущих и работающих рядом с нами. Китайка старается прикоснуться к их душевному миру, передать их настроение, переживания. В этих полотнах он выступает как серьезный мастер психологического портрета. В портрете Героя Советского Союза П.Вершигоры, где писатель-партизан изображен на минуту оторвавшимся от чтения книги, перед зрителем предстает человек большой внутренней силы, могучей мысли, наделенный в то же время богатством сердечного тепла. Одно из лучших портретных произведений Китайки - полотно, запечатлевшее черты О.Котовской, жены славного полководца, - образ проникновенный и полный душевного обаяния. К числу других творческих удач художника в этом жанре следует отнести портреты председателя колхоза В.Данилюка, доярки В.Мунтян, народных артистов Молдавской ССР К.Штирбу и Е.Уреке. Китайка прожил недолгую, но творчески насыщенную жизнь. Он был постоянным участником экспозиций Студии военных художников имени М.Б.Грекова, а также московских, республиканских и всесоюзных выставок. Произведения Китайки неоднократно демонстрировались за рубежом, в Венгрии, Китае, ГДР. Искусство этого художника всегда находило живой отклик у зрителей. Использованы материалы статьи А. Жукова в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |