Кирсанов Семен Исаакович |
|
1906-1972 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Семен Исаакович КирсановКирсанов Семен Исаакович (1906/1972) — советский поэт. Его лирика носит публицистический и социально-философский характер. Кирсанов работал преимущественно в жанре поэмы и стихотворной повести: «Товарищ Маркс» (1933), «Семь дней недели» (1956), «Макар Мазай» (1947/1950). Лауреат Государственной премии СССР (1951). Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 126. Лауреат Сталинской премииКирсанов Семен Исаакович (5.6.1906, Одесса - 10.12.1972, Москва), поэт, лауреат Сталинской премии (1951). Сын портного. Образование получил на филологическом факультете Одесского института народного образования (1935). Дебютировал со своими стихами в 1922. Был близок к В.В. Маяковскому, входил в ЛЕФ ("Левый фронт"). Специализировался в области литературной публицистики: сборники стихов "Строки стройки" (1930), "Стихи в строю" (1932), поэмы "Пятилетка" (1931), "Актив" (1933) и т.д. Наиболее известные его произведения: "Товарищ Маркс" (1933), стихотворная повесть "Макар Мазай" (1947-50), поэмы "Эдем" и "Александр Матросов" (1946). Его стихи были составной части политической пропаганды. Во время Великой Отечественной войны военный корреспондент ряда газет и ТАСС. Пик его популярности пришелся на хрущевскую "оттепель". Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000. Писал стихи о ликбезе, о красноармейцах...Кирсанов Семен Исаакович (1906 - 1972), поэт. Родился 5 сентября (18 н.с.) в Одессе в семье портного. Детские и юношеские годы Кирсанова прошли в Одессе: здесь он окончил гимназию, увидел революцию, начало советской власти, гражданскую войну, пароходы, увозившие белоэмигрантов в Константинополь, и рабочие отряды под красными знаменами, входившие в город. В 1920-е, учась на филологическом факультете Одесского института народного образования, Кирсанов уже писал стихи о ликбезе, о красноармейцах, о революции. Приехавший в 1924 в Одессу Маяковский взял стихи молодого одессита и напечатал их в "Лефе". Кирсанов всей душой рвался в Москву, на "левый фронт", создавать новую поэзию, не похожую на все, что было в прошлом, жаждал споров и открытий. В 1925 приезжает в Москву, публикуется в журнале "Леф", вместе с Маяковским выступает с чтением стихов в разных городах страны. Выходят первые его книги - "Прицел" (1926), "Опыты" (1927), поэма "Моя именинная"(1928). С начала 1930-х активно работает в области стихотворной публицистики (сборники "Строки стройки", "Стихи в строю", "Ударный квартал", поэма "Пятилетка" и др.). Составлял лозунги для заводов, печатался в многотиражках, ездил на строительство Днепрогэса. В конце 1930-х вернулся к лирике, написал "Золушку" и "Твою поэму". С группой советских поэтов ездил по Европе (Париж, Прага, Варшава). Во время Отечественной войны работал во фронтовых редакциях, побывал на разных фронтах, писал листовки, лозунги, частушки, фельетоны, стихи. После войны вышли его книги - "Чувство нового", "Советская жизнь", "Товарищи стихи", а также переводы стихов П.Неруды, Н.Хикмета, Луи Арагона и других поэтов. В 1954 опубликовал значительное произведение - поэму "Вершина". К этому же времени принадлежит цикл стихотворений об Италии, стихи о Лондоне и цикл "Ленинградская тетрадь". В последние годы вышли сборники "Лирика. 1924 - 1962", "Искания" (1967), "Зеркала" (1970). Умер поэт С.Кирсанов в Москве в 1972. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Поэт XX векаКирсанов Семён Исаакович [5(18).9.1906, Одесса - 10.12.1972, Москва] — поэт. Родился в семье портного. Учился в гимназии, затем на филологическом факультете Одесского института народного образования. Первые публикации — стихи «Летчики», «Водолаз» и др. в 1922-23 в одесских газетах. «Известия», «Моряк», «Станок». Стал последователем В.Маяковского после встречи с ним в Одессе (1924), где работал ответственным секретарем редакции журнала «Юголеф». Первый сборник стихов «Прицел» издал в 1926 после переезда в Москву. Печатался в журнале «ЛЕФ», выступал вместе с Маяковским в поездках по стране. За 4 года издал 6 книг — «Опыты», «Зимние картинки» (1927), «Моя именинная», «Разговор с Фурмановым» (1928), «Последний современник», «Слово предоставляется Кирсанову» (1930). «В утренние мои годы меня влекли к себе не только подмостки митинговых аудиторий, но и арена цирка, где хотелось перелетать с трапеции на трапецию головокружительных рифм. Я искал слова быстрого и точного, отважно пробегающего по канату темы» (Искания. М., 1968. С.5). С начала 1930-х Кирсанов обращается к стихотворной публицистике — сборники «Строки стройки» (1930), «Стихи в строю» (1932), поэма «Пятилетка» (1932) и др. Сотрудничает в заводских и центральных газетах, ездит по стране. В 1936 участвует в коллективной поездке советских поэтов по странам Европы, пишет цикл стихов о Франции («Начало парижской драмы» и др.). С середины 1930-х в поэзии Кирсанова усиливается лирическая тема — сборники «Мыс желания» (1938), «Поэма поэтов» (1939). «Твоя поэма» посвящена утрате любимого человека. Перед войной пишет аллегорическую поэму «Война — чуме!». В начальный период Великой Отечественной войны Кирсанов принял участие в организации «Окон ТАСС». Затем работал корреспондентом военных газет пяти фронтов. В автобиографии вспоминал: «Войну я провел во фронтовых редакциях, ее первый месяц в горящем Новгороде, выбирался с редакцией из окружения через разрушенный Чернигов, был на Карельском фронте, на болотных рубежах Калининского фронта...» (Советские писатели. Автобиографии: в 2 т. М., 1959. Т.1. С.570). В газете «Красная звезда», затем в газете Центрального фронта «В бой за Родину» публиковал репортажи с фронта, в 1942 в газете «Вперед на врага» напечатал «Поэму фронта». В статье «Певец нашей родины» (Комсомольская правда, 1943. 20 июля) Кирсанов писал об огромном агитационном воздействии поэзии В.Маяковского и сам стремился продолжать традиции своего учителя. Стихотворная сатира и главы раешника Кирсанова «Заветное слово Фомы Смыслова» печатались во многих фронтовых газетах, распространялись листовками и массовыми тиражами. В 1943 было выпущено отдельным изданием «Заветного слова Фомы Смыслова». О нем Кирсанов говорил: «...ни на одну свою вещь я не потратил столько труда. Я утверждаю, что вложил в нее все свое мастерство» (цит. по: Самойленко Г. Стихотворная сатира и юмор в период Великой Отечественной войны. Киев, 1977. С.126). Послевоенное время характерно творческим подходом к новым темам, к новым сюжетам. В поэме «Александр Матросов» (1946) биография героя воспроизводится с детальностью, прежде автору не свойственной. Героический поступок вырастает до масштабов широкого обобщения — бросаясь на амбразуру, герой стремится прикрыть собой всю страну. Еще до войны Кирсанов создавал поэмы на социально-исторические и философские темы: «Золотой век», «Товарищ Маркс» (обе — 1933), «Поэма о Роботе» (1935), «Золушка» (1936), «Война - чуме!» (1937), «Ночь под Новый Век» (1940) и др. Характерны для Кирсанова также сюжетно-стихотворные повести: «Письма» (1930), «Поэма фронта» (1941). В послевоенные годы происходит развитие собственных традиций, в историко-философском плане написана поэма «Небо над Родиной» (1945-47), здесь от реальности автор идет к сказке, к фантасмагории. Поэма «Макар Мазай» (1947-50) написана в традиции сюжетно-стихотворной повести, в стихотворное повествование вводится описание производственных процессов. В философском ключе разработаны драматическая поэма «Небо над Родиной» и поэма «Эдем», в них автор обращается к философским мотивам творчества Гёте и Шелли. В поэме «Вершина» (1952-54) сюжет о достижении памирской вершины становится осмыслением дороги к вершинам нравственным, духовным. Этапными в послевоенном развитии поэта стали циклы: «Этот мир» (1945-56), «Под одним небом» (1960-62), книга «Ленинградская тетрадь» (1957-60), поэма «Семь дней недели» (1956). Послевоенное творчество Кирсанов анализируется в статьях П.Антокольского «На подступах к трагедии» (Литературная газета 1947. 13 дек.), 3.Кедриной «О простоте и народности» (Литературная газета. 1950. 19 окт.) и др. Интересные страницы посвящены Кирсанову в книгах «На литературные темы» К.Симонова (1956), «Поэты и время» П.Антокольского (1957). Кирсанов перевел стихи более 50 советских и зарубежных поэтов, в 1974 издан сборник его переводов «Вечерняя жатва». Основные творческие силы были отданы жанру поэмы, разрабатываемому экспериментально-разнообразно. В поэме «Однажды завтра» (1964) сегодняшний день анализируется с позиции будущего; в поэме «Зеркала» (1965-68) фантазия используется для постижения правды; в драматической поэме «Дельфиниада» (1971) автор увлекает читателя в глубь моря, знакомит с дельфинами, их историей, философски развертывает тему природы. Неоднократно издавались однотомники и двухтомники избранных произведений Кирсанова, путь плодотворных творческих поисков подытожила книга «Стихотворения и поэмы» (1972). «Ученик и соратник Маяковского, Семён Кирсанов занял в поэзии свое особое место. Это шахматист слова. О чем бы ни писал Кирсанов, слово в его руках играет солнечными "зайчиками", отливает радугой, живет, дышит, трепещет» (Сельвинский И. Я буду говорить о стихах. М., 1973. С.150). Р.В.Шошин Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 191-193. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:СС. в 4 т. М., 1974-76; Сочинения в 2 т. М., 1954; Избранные произведения: в 2 т. М., 1961; Лирика военных лет. М., 1985; «Бандера роха» и другие стихи // Бессмертен подвиг ваш. М, 1986. С.31-35, 117-119, 172-174; Семь дней недели: поэма // Оттепель. М., 1989 С.299-321; Сон во сне: Стихотворение // Антология русского верлибра. М., 1991. С.250-251; Я жив [и др. стихи] // Гимн любви. М., 1991. Т.I. С.347-349; Циркач смеха. М., 2000 Литература:Гринберг И. Труд и вдохновенье. М., 1983. С.214-233; Минералов Ю. Поэзия. Поэтика. Поэт. М., 1984; Ваншенкин К Поиски себя: Воспоминания. Заметки, записи. М., 1985. С.110-119; Оганесян А. «Я, в сущности, мичуринец...» О словотворчестве поэта С.Кирсанова // Русская речь. 1988. №3; Эволюция художественных форм и творчество писателя. Алма-Ата, 1989. С.74-83; Ловарцов С. «Мы старые поэты» // Вопросы лит-ры. 2002. Вып.3.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |