Кириллов Владимир Тимофеевич |
|
1890-1937 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Кириллов Владимир ТимофеевичКириллов Владимир Тимофеевич (1890/1943) — советский поэт. Характерные черты стиля: абстрактная символика, риторизм, элементы архаики, гиперболизм, обобщенность образов, эти черты связаны с влиянием поэзии Пролеткульта. В своих стихах Кириллов отразил пафос революционной борьбы и пролетарского интернационализма. Стихи «Я подслушал эти песни близких, радостных веков» (1917), «Железный мессия, «Матросам» (1918), «25 Октября» (1922). Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 126. Кириллов Владимир Тимофеевич [2(14).10.1890, д. Харино Духовщинского у. Смоленской губ.— 1937, Москва] — поэт. Родился в крестьянской семье. Отец будущего поэта служил некоторое время приказчиком в книжном магазине в Смоленске, он рано умер. В 9 лет Кириллов был отдан учеником в сапожнозаготовочную мастерскую в г.Орел. Около 3 лет он проработал в этой мастерской. Но «ученичество» у сапожников оказалось невыносимым для мечтательного мальчика: он сбежал сначала в Тифлис, где жила старшая сестра, а затем перебирается в Одессу, где работала кухаркой его мать. В 1903 стал юнгой на одном из пароходов торгового флота. Побывал в Турции, Греции, Египте. В 1905-06 был участником революционного движения черноморских моряков. «Волнующее чтение запрещенных книг, непременное участие во всех революционных выступлениях в качестве агитатора и дружинника наполняло теперь всю мою жизнь. Я заучивал наизусть революционные песни. С упоением читал Некрасова и декламировал матросам его "Парадный подъезд"»,— вспоминал позднее поэт (Цит. по: Зелинский К. — С.8,9). В 1906 вместе с другими участниками революционных волнений юнга Кириллов был арестован, но по молодости лет избежал каторги, а был выслан на поселение под надзор полиции в г.Усть-Сысольск Вологодской губ. В ссылке юноша много читает, увлекается музыкой, знакомится с русской поэзией XIX в., публикациями современных поэтов. Увлечение поэзией настолько захватывает юного революционера, что он сам начинает писать стихи. Занятия музыкой пригодились Кириллову, когда он в 1910 вернулся из ссылки. Начинающего поэта принимают в оркестр русских народных инструментов. В 1911 Кириллов побывал в составе оркестра в крупнейших городах США: Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско. В 1913 в «Народном журнале» (№20) появилось его первое опубликованное стихотворение «На родине» — ученическое, пейзажное, ничем не предвещающее торжественно громыхающие ритмы одного из ведущих поэтов «Кузницы». В 1914 Кириллов призван в армию. Революционные события застают его на фронте. Во время Февральской революции Кириллов был членом полкового комитета, во время Октябрьской — секретарем райкома партии большевиков в Петрограде. В 1917-18 работает в Петроградском Пролеткульте, активно печатается в журнале «Грядущее», «Пламя», в это время написаны самые известные стихотворения Кириллова: «Железный Мессия», «Мы», «Матросам». «Многие мои стихи, переложенные на музыку и зафиксированные на граммофонных пластинках, широко распространялись по всей стране. 1917-1918 гг. и моя работа в это время остались для меня ярчайшей страницей в моей жизни...» — писал поэт в автобиографии (Цит. по: Зелинский К.— С.11). Особую известность в первые послереволюционные годы получило стихотворение «Мы», полемически заостренные лозунги которого («Во имя нашего Завтра — сожжем Рафаэля, / Разрушим музеи, растопчем искусства цветы») взял на вооружение Пролеткульт. В 1918 издан первый поэтический сборник Кириллов «Стихотворения, 1914-1918 гг.» (Пг., 1918). Затем выходят сборники «Зори Грядущего» (Пг., 1919), «Железный Мессия» (М., 1921). Стихам этих сборников присущи типичные для поэзии пролеткультовцев романтическая приподнятость стиля, обилие абстрактной образности, чрезмерное увлечение заглавными буквами: «Славьте Великое Первое Мая — Праздник Труда и паденья оков». С 1920 живет в Москве, становится одним из организаторов и активным участником объединения пролетарских писателей «Кузница». В 1921 Кириллов избран председателем ВАПП (Всероссийская ассоциация пролетарских писателей). В годы нэпа поэт переживает глубокий творческий и идейный кризис. Выходит из «Кузницы» и из ВАППа. Настроения тех лет нашли отражение в поэтических сб. «Голубая страна» (М.; Л., 1927) и «Вечерние ритмы» (М., 1928). Обе книги стихов подверглись жесткой критике за «упаднические настроения» (см.: Селивановский А. Живой мир и бутафория // Молодая гвардия. 1928. №9; Малахов С. Буржуазные и мелкобуржуазные тенденции в современной поэзии // Революция и культура. 1929. №2). Действительно, слишком резок был переход от торжественной риторики поэзии Пролеткульта к пластически осязаемой живописи крымского пейзажа: «Тяжелых, томных слив голубоватый иней, / Свисая за плетень, глядится в водоем» («Стихи о Крыме», 1926) или звукописи стих. «Весенний концерт» (1926). В 1930-е Кириллов возвращается к активной общественно-литературной деятельности, избирается членом правления Всероссийского Союза советских писателей. Но в печати выступает сравнительно редко. Незаконно репрессирован и расстрелян в 1937. Реабилитирован посмертно. В.Л.Журавлёв Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 190-191. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Стихотворения, 1914-1918. Пг., 1918; Избранные стихи. М., 1933; Стихотворения / предисл. К.Зелинского. М., 1958; Стихотворения и поэмы / предисл. А.Суркова. М., 1970. Литература:Садофьев И. Поэт Владимир Кириллов // Литературный еженедельник. 1923. №10. С.2; Фатов Н. В.Т.Кириллов // Современные писатели в школе. Л., 1925. С.223-236; Розанов И. Пролетарские поэты. М., 1927; Селивановский А. Очерки по истории русской советской поэзии. М., 1936; Зелинский К. О Владимире Кириллове // Кириллов В. Стихотворения. М., 1958. С.5-21; Сурков А. Поэзия революционного пафоса // Кириллов В. Стихотворения и поэмы. М., 1970. С.3-14.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |