Кирилл - Константин |
|
?-869 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
КириллКирилл (в миру Константин) (?-869) - слав. просветитель, родом из Солуни (Фессалоники в Греции). Воспитывался при константинопольск. дворе. Получил блестящее свет. и дух. образование: знал латынь, древнееврейский, славанский и др. языки. Отказался от карьеры и остался в патриаршей библиотеке скромным архивариусом. В 860 прибыл в Корсунь на поиски мощей св. Климента. Обретение этих мощей произвело сильное впечатление не только на корсунян, но и на всю Западную Европу, куда Кирилл доставил часть останков ученика св. апостола Петра, бывшего одно время римским папой, и подарил мощи Риму, которые были помещены в храме, где впоследствии похоронили и Кирилл. Через 2 года, по просьбе моравмких князя, вместе с братом Мефодием прибыл в Паннонию, а затем в Моравию с просветительской миссией. Служил там проповедником и переводил отдельные тексты из Евангелия и Апостола, а также некоторые богослужебные книги с греческого языка на славянский. Умер в Риме. Считается, что он создал славянскую азбуку, усовершенствованную его учениками и названную в его честь «кириллицей». + + + Кирилл и Мефодий — братья-просветители, проповедники христианства (родом из Византии). Кирилла (Константина) (ок. 827/869) вместе с Мефодием (ок. 815/885) в 863 году пригласил в Великоморавскую державу (Германия) князь Ростислав. Там братья создали независимую от германской славянскую церковь. Кирилл и Мефодий вошли в историю как создатели славянской азбуки, они первыми перевели с греческого на славянский язык книги Священного Писания. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 126. Кирилл (Константин) - младший из великих славянских просветителей, Константин родился около 827 г. в Солуне (совр. Салоники, греч. название Фессалоника) в семье военачальника. За свою ученость (он знал 5 языков: славянский, греческий, латинский, арабский и еврейский) и красноречие прозван Философом. В 50-е годы IX в. Константин по поручению византийского императора Михаил III (842-867) проповедывал христианство у болгар, арабов и хазар. Когда в 863 г. князь Ростислав (846-870) попросил у Михаила III проповедников для Великой Моравии, он послал туда Константина и его брата Мефодия. До отъезда Константин создал славянскую азбуку, по мнению современных ученых, глаголицу и перевел несколько богословских книг на славянский язык. В Моравии братья в отличие от немецких священников вели проповеди на славянском языке, набирали учеников из местных жителей, учили их читать славянские книги. Из-за происков немецких миссионеров они в 866 г. должны были отправиться в Рим для подтверждения своих полномочий у папы Николая I (858-867). В Риме Константин заболел и скончался 14 февраля 869 г., приняв перед смертью схиму и монашеское имя Кирилл. Позднее канонизирован православной и католической церквями. Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005. Учители СловенскийКирилл и Мефодий Моравские, равноапостольные, учители Словенские, происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в городе Солуне (совр. Салоники в Греции). Св. Мефодий был военачальником и позже принял монашеский постриг в одном из монастырей Малой Азии. Св. Кирилл (Константин), отличавшийся необыкновенными дарованиями и прозванный Философом, получил в Константинополе превосходное образование, после чего принял монашество и был рукоположен в священники. Св. Константину часто приходилось отстаивать истину Православия. В Константинополе, в споре с иконоборцами, он защищал почитание св. икон. Ему приходилось вести богословские диспуты с мусульманами в Сирии и с иудеями — в Хазарском каганате. В Крыму св. Константин вместе со св. Мефодием обрели мощи св. Климента. Вскоре свтт. Константин и Мефодий были посланы в Моравию (на территории совр. Чехии и Словакии) для проповеди там христианства. В Моравии в 863 св. Константин составил первую славянскую азбуку. Труды свв. братьев вызвали сопротивление немецких епископов, не допускавших богослужения на “варварском” языке. Защиту от них братьям пришлось искать в Риме. Папа Адриан II благословил совершать богослужение по-славянски. В Риме 27 февраля 869 св. Константин скончался, приняв перед смертью постриг в великую схиму с именем Кирилл. Св. Мефодий был поставлен в архиепископы Моравии. Вернувшись туда, он был заключен немецкими епископами в тюрьму. Пробыв там два с половиной года, св. Мефодий был освобожден по приказанию папы Иоанна VIII. Много потрудившись, св. Мефодий скончался в апреле 885. Память равноап. Кириллу и Мефодию отмечается 11/24 мая; 6/19 апреля (свт. Мефодию); 14/27 февраля (свт. Кириллу). Создатель славянской азбукиКирилл и Мефодий — святые, равноапостольные, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл родился около 827 г., умер 14 февраля 869 г. До принятия монашества в начале 869 г. носил имя Константин. Его старший брат Мефодий родился около 820 г., умер 6 апреля 885 г. Родом оба брата были из г. Фессалоники (Солунь), отец их был военачальником. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе, где одним из его учителей был будущий патриарх Фотий. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию, за что получил прозвище «Константин Философ». В 40-х гг. успешно участвовал в диспутах с иконоборцами; в 50-х гг. был в Сирии, где неизменно одерживал победы в богословских спорах с мусульманами. Около 860 г. совершил дипломатическую поездку к хазарам. Мефодий рано поступил на военную службу. Позже в течение 10 лет был управителем одной из населенных славянами областей. Затем удалился в монастырь на гору Олимп. В 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. В 863 г. Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких князей. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг: избранные чтения из Евангелия, апостольские послания. Псалтирь и др. В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл — глаголицу или кириллицу, однако первое предположение более вероятно. Проповедь братьев на понятном моравскому населению славянском языке заложила основу национальной Церкви славян, но вызвала недовольство немецкого проримского духовенства. Кирилл и Мефодий были обвинены в ереси. В 866 или 867 г. Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве в Паннонии, где также распространяли славянскую грамоту и вводили богослужение на славянском языке. Папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии и в 870 г. возвратился из Рима в Паннонию. Немецкое духовенство, стремившееся расправиться с Мефодием, путем интриг добилось его заключения в темницу; после освобождения из тюрьмы Мефодий продолжал свою деятельность в Моравии. В 882-884 гг. жил в Византии. В середине 884 г. Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах их учениками, изгнанными из Моравии в 886 г. и перебравшимися в Болгарию. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 473-474. ПросветительКирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885), просветители славянских народов, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на церковнославянский язык. Кирилл и Мефодий — братья, родились в г. Солуни. Кирилл (до принятия монашества в 865 — Константин) получил образование при дворе византийского имп. Михаила III, отказался от административной карьеры, стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию (отсюда прозвище «философ»). Участвовал в диспутах с иконоборцами, в спорах с мусульманами, хазарскими раввинами. Мефодий был управителем одной из славянских стран, затем удалился в монастырь и, отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на берегу Мраморного моря. В 836 Кирилл и Мефодий были отправлены византийским императором в Моравию проповедовать христианство. Речь шла о создании в Моравии самостоятельной, не связанной с Баварией церковной организации. Славянская азбука была создана Кириллом задолго до поездки и была продолжением деятельности, начатой при дворе византийского имп. Михаила III, связанной с освоением византийской властью славянских земель. Перед отъездом Кирилл с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, Псалтирь и др.). В науке нет единства мнений о том, какую азбуку создал Кирилл — глаголицу или кириллицу. Проповедь на славянском языке вызвала протест немецкого духовенства, т. к. на латинском Западе существовала доктрина, согласно которой общение верующего с Богом должно было обязательно осуществляться на одном из трех священных языков — еврейском, греческом или латинском. В 866 братья были обвинены в ереси и вызваны в Рим, где Кирилл и умер. Мефодий уже в сане архиепископа вернулся в Моравию, где снова подвергся гонениям и с 882 жил в Византии. О деятельности братьев дают представления их жития. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru ФилософКонстантин-Кирилл Философ (ок. 827, Салоники — 14 февраля 869, Рим) — создатель (с братом Мефодием) славянской азбуки, литературной, богословской и философской традиций. Знатного происхождения, был взят ко двору византийского императора Михаила 111, получил образование в Магнаврской академии у Льва Математика и патриарха Фотия. Уклонившись от светской карьеры, принял духовное звание и стал библиотекарем при храме Св. Софии Константинопольской. В 860—861 вместе с Мефодием совершил миссионерскую поездку в Хазарию. По пути останавливался в Крыму, где обрел мощи св. Климента папы Римского, перенесенные им впоследствии в Рим. Принимал участие в диспутах с иконоборцами, арабскими мусульманами, иудейскими богословами. В 863 по приглашению князя Ростислава «солунские братья» посланы императором в Великую Моравию для организации богослужения на славянском языке. Вместе с соратниками Климентом, Наумом, Саввой, Гораздом, Ангеларием трудились над переводами с греческого богослужебных текстов. Отозванные в Рим, в полемике со сторонниками «триязычной ереси» (признававшими сакральное значение лишь за еврейским, греческим и латинским языками) отстаивали равенство всех языков и народов. Папа Адриан II разрешил им распространение канонической литературы и церковную службу на славянском языке. Вскоре Кирилл умер и был погребен в крипте церкви Св. Климента, где его мощи почитаются до сего дня. Кирилл и Мефодий канонизированы православной и католической церковью, считаются духовными покровителями Европы, в их честь воздвигнуто много храмов, день памяти 24 мая (по н. ст.) отмечается в Болгарии, России и др. странах как день славянской письменности и культуры. Творческое наследие Кирилла включает избранные переводы Священного Писания и собственные творения, сохранившиеся на греческом, славянском, латинском языках. Кирилло-мефодиане посвящено более 2 тыс. публикаций. В православной культуре Slavia orthodoxa Кирилл получил звание философа, ставшее частью его имени, за глубокие в ней познания, ее преподавание и первое на славянском языке определение философии, которое гласит, что она есть «Божиам человечям вещем разум, елико может человек приближитися Бозе, яко Детелию учить человека, по образу и по подобию быти сътворшему его» (Рук. 15 в. РГБ, МДА. ф. 173, № 19, л. 367 об.). Эпизод из отроческой биографии, описанный в виде пророческого сна, повествует о том, как юный Кирилл избирает себе в невесты Софию Премудрость, сияющую неземной красотой. Духовное обручение с ней будет трактоваться в православной софиологии как основополагающий мистический акт сопричастия к высшей форме постижения бытия не рациональным рассудочным, но внутренним сокровенным путем сердечного познания. Константин-Кирилл со времен Древней Руси становится образцом православного философа, его образ как просветителя, подвижника, мудреца повлиял на всю последующую историю отечественной философской мысли. М.Н. Громов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 289-290. Кирилл и Мефодий - славянские просветители, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в начале 869 года - Константин) (ок. 827 - 14.II.869) и его старший брат Мефодий (820 - 19.IV. 885) родились в городе Фессалоники (Солунь) в семье военачальника. С 840 года Кирилл обучался при императорском дворе Михаила III, где одним из его учителей был Фотий. В очень короткий срок Кирилл изучил грамматику, диалектику, геометрию, астрономию и другие "эллинские художества". "Житие" Кирилла сообщает, что он хорошо знал: славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором административной карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем. Вскоре он удалился на полгода в монастырь, а по возвращении преподавал философию. В 40-х годах успешно участвовал в диспутах с иконоборцами (см. Иконоборчество). Предполагают, что в начале 50-х годов Кирилл ездил с религиозной миссией в Болгарию, был в Сирии, где одержал победу в богословских спорах с арабами. Около 860 года совершил поездку к хазарам, во время которой пополнил свои знании еврейского языка. По свидетельству "Паннонского жития", будучи проездом в городе Херсонесе, Кирилл нашел там Евангелие и псалтырь "роусьскыми писмены писано". Это место в "Житии" составляет предмет споров в науке. Одни авторы (советский ученый П. Я. Черных, болгарский - Е. Георгиев и др.) видят здесь указание на самостоятельную славянскую письменность, другие предполагают, что имеется в виду иноязычное письмо (готское, сирийское), бельгийский ученый П. Дютиллель считает, что речь идет о славянском тексте, написанном греческими буквами. Болгарский акад. И. Гошев предполагает, что в источнике имеется описка и слово "роусьскыми" следует читать как "узкими". Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населенных славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 60-х годах, отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. В 863 году Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию, в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания содействия моравскому князю Ростиславу, боровшемуся за независимость своей страны от посягательств немецких феодалов. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел на славянский язык (македонский диалект) несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др.). Новейшие исследования (болгарского ученого К. М. Куева и др.) утвердили мнение, что 863 год был датой создания славянской письменности и первых переводов на славянский язык. В науке нет единого взгляда по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл - кириллицу или глаголицу. Летом 863 года Кирилл и Мефодий прибыли в Моравию. Проповедь братьев на понятном моравскому населению славянском языке заложила основу национальной церкви, по вызвала недовольство немецкого католического духовенства. Последнее обвинило Кирилла и Мефодия в ереси (введение славянского языка в богослужение). В 866 году по вызову папы они направились в Рим, по дороге побывав в Блатенском княжестве (Паннония), где также распространяли славянскую грамоту и славянский богослужебный обряд. Папа римский Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения. Вскоре после приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. После смерти Кирилла (869) Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии. В 870 году возвратился из Рима в Паннонию, где развернул большую работу по распространению славянского богослужения. Немецкое духовенство путем интриг, подлогов и доносов стремилось расправиться с Мефодием. Оно тайно сговорилось со Святополком, который захватил и передал в руки немецких светских и духовных феодалов покровителя Мефодия моравского князя Ростислава. Лишенный поддержки светской власти, Мефодий был заключен в темницу немецкими епископами. После освобождения из тюрьмы свою деятельность продолжал в Моравии. В 882-884 годы жил в Византии, где, по свидетельству "Жития", оставил двух учеников. В середине 884 года Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южно-славянских странах учениками Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии в 886 году. С. А. Никитин. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965. Источники: Кирилло-мефодиевский сборник, в. 1-2, Париж - Лейпциг, 1865-67; Ястребов Н. В., Сборник источников для истории жизни и деятельности Кирилла и Мефодия, СПБ, 1911; Лавров П. A., Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности, Л., 1930; Ильинский Г. A., Опыт систематической кирилло-мефодьевской библиографии, С., 1934; Попруженко М. и Романски С., Кириломатодиевска библиография за 1934-40 гг., С., 1942. Литература: Бильбасов В. А., Кирилл и Мефодий, ч. 1-2, СПБ, 1868-71; Ламанский В. И., Славянское житие Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как историч. источник, М., 1903-04; Грацианский Н., Деятельность Константина и Мефодия в Великоморавском княжестве, "ВИ", 1945, No 1; Теодоров-Балан А., Кирил и Методи, в. 1-2, С., 1920-34; Черных П. Я., К истории вопроса о "русских письменах" в житии Константина Философа, "Уч. зап. Ярослав. гос. ун-та", в. 9 (XIX), 1947; Георгиев Е., Кирил и Методий, основоположници на славянските литератури, С., 1956; Куев К. М., Към въпроса за началото на славянската писменост, "Годишник на Соф. унив.", 1960, т. 54, кн. 1, с. 1-108; его же, Отново за годината, когато е била съставена славянската азбука, "Исторически преглед", С., 1960, кн. 3, с. 107-12; Гошев Ив., Старобългарски глаголически и кирилски надписи от IX и X в., С., 1961; Истрин В. A., 1100 лет славянской азбуки, М., 1963. Далее читайте:Мефодий - старший из славянских первоучителей. Климент Болгарский (Охридский) — святой, ученик святых равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия. Моравия (830-906 гг.) - Великая Моравия, Великоморавская держава - старейшее славянское государство. Первое Болгарское царство - в 681-1018 гг. (справочная статья). Весь мир в IX веке (хронологическая таблица). Источники:Жития Кирилла и Мефодия. М,—София, 1986; Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930; Сказания о начале славянской письменности, вступ. статья, пер. и комм. Б. Н. Флори. М., 1981. Литература:Бильбасов В. А. Кирилл и Мефодий. ч. 1 —2. СПб., 1868—71; Бернштейн С. Б. Константин-Философ и Мефодий. М., 1984; Верещагин Е. М. У истоков славянской философской терминологии. — «Вопросы языкознания», 1982, № 6; Кирило-Мефодиевска енциклопедия в 3 т., т. 1. София, 1985; Малышевский И. Святые Кирилл и Мефодий первоучители славянские. Киев, 1886; Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930; Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. Danti A. L'itinerario spirituale di un santo: delta saggezza alia Sapienza. Note sul cap. Ill Vita Constantini. — Константин- Кирил Философ. София, 1981; Grivec F. Konstantin und Methodius, Lehrer der Slaven. Wiesbaden, 1960; Sevcenko J. The Definition of Philosophy in the Life of Saint Constantin. — For Roman Jacobson. The Hague, 1956.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |