Киреевский Иван Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Киреевский Иван Васильевич

1806-1856

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иван Васильевич Киреевский

 

И.В. Киреевский. Дагерротип 1840-х годов.

Киреевский Иван Васильевич (22.03(3.04).1806. Москва - 11(23).0б. 1856, Петербург) - философ и литературный критик, один из ведущих теоретиков славянофильства. Родился и вырос в высокообразованной дворянской семье. Большое влияние на Киреевского оказала его мать Авдотья Петровна, племянница В. А. Жуковского, вышедшая после смерти отца в 1817 году замуж за А. А. Елагина, одного из первых в России знатоков философии Канта и Шеллинга. В литературном салоне А. П. Елагиной собирались почти все интеллектуальные силы тогдашней Москвы. В 1823 году Киреевский поступил на службу в Архив иностранной коллегии, где вместе с Кошелевым основал «Общество любомудров», которое после восстания декабристов приняло решение о самороспуске. Последующие несколько лет Киреевский посвятил философским занятиям. Тогда же он начал публиковать свои первые литературно-критические статьи, обратившие на себя общее внимание (в частности, Пушкина). В 1830 году Киреевский побывал в Германии, где слушал лекции Гегеля, с которым лично познакомился и который настоятельно советовал ему продолжить систематические занятия, обнаружив у своего русского слушателя незаурядные способности к философии. В Берлине Киреевский слушал также лекции Шлейермахера, а в Мюнхене - Шеллинга. Вернувшись в Россию, он предпринял издание журнала «Европеец» (1832), запрещенного за помещенную в его первом номере статью Киреевского «Девятнадцатый век». Николай I, прочитавший статью, усмотрел в ней закамуфлированное требование конституции для России. Запрещение «Европейца» было сильным ударом для К., замолчавшего после этого на десять с лишним лет. В 1840-х годы Киреевский предпринял попытку получить кафедру философии в Московском университете, эта попытка не увенчалась успехом, так как тень неблагонадежности все еще лежала на нем. «Западнические» симпатии, весьма заметные в первом периоде его творчества, вскоре сменяются мистицизмом и славянофильством. Киреевский сближается со старцами Оптиной пустыни, с которыми его связывала совместная литературная работа по изданию соч. отцов церкви. В 1852 году славянофилы решили начать издание своего печатного органа — «Московский сборник». Киреевский опубликовал в нем свою статью «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», но, как и 20 лет назад, статья была признана «неблагонадежной», а дальнейшие выпуски «Московского сборника» запрещены. Статья Киреевского «О необходимости и возможности новых начал для философии», опубликованная в 1856 году в журнале «Русская беседа», оказалась посмертной. Киреевский, последние годы своей жизни работавший над курсом философии и надеявшийся, что в его лице Россия скажет «свое слово в философии», умер от холеры в Петербурге. Похоронен в Оптиной пустыни. С внешней стороны литературную деятельность Киреевского можно было бы считать неудачной, особенно если учесть, что официальные запреты всегда являются заметным препятствием для самореализации любой творческой личности. Тем не менее посмертная судьба его философского наследия оказалась на редкость счастливой. Историки русской философии, какого бы направления они ни придерживались, оценивают вклад Киреевского в ее развитие как весьма весомый. Говорить о «системе философии» Киреевского, несмотря на его несомненную философскую гениальность, приходится лишь условно. Зеньковский, выделяя у Киреевского онтологию, гносеологию, эстетику, философию истории и даже социологию, оценивает его как «христианского философа» (История русской философии. Л, 1991. т. 1, ч. 2. С. 27). Точнее говоря, Киреевский не просто христианский, а православный, национальный русский философ. Представление об оригинальности и глубине русской православной культуры сложилось у Киреевского не сразу. И его славянофильство можно считать реакцией на его же собственное первоначальное «западничество». Противопоставление России и Европы осуществляется им на макро- и микроуровнях. На макроуровне речь идет о двух типах просвещения (или «образованности», фактически же имеется в виду культура и цивилизация): если европейское просвещение рассудочно и секуляризовано, то русское просвещение, полученное от Византии, по мнению Киреевского, основано на началах братства и смирения. На микроуровне односторонне рассудочному западному человеку противостоит человек русской культуры, носитель целостного сознания. Сама эта целостность понимается Киреевским как органическое единство рассудочной и эмоциональной сфер жизни. Поэтому россиянин является носителем соборного или, как предпочитает выражаться Киреевский, «общинного духа», в то время как западный человек - носитель духа отрицания, т. е. эгоизма и индивидуализма. Недостаток основного «методологического приема», который использовали Киреевский и другие славянофилы при сравнении России и Запада и который обнаружил у них В. С. Соловьев, заключался в следующем: фактические грехи Запада сравниваются не с русской действительностью, а с идеалами Древней Руси, естественно, преимущество оказывается на стороне указанных идеалов. Главная заслуга Киреевского в том, что им была сделана одна из первых попыток утвердить русскую философию на собственном фундаменте, каким для него являлось православие как основа национального духа. Голос «тишайшего философа» почти не был услышан современниками. Зато семена, посеянные им, обильно взойти в системах его позднейших последователей, к числу которых относятся почти все крупнейшие представители русского религиозного ренессанса начала XX века.

В. В. Сапов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 275-276.

Сочинения: Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1911; Критика и эстетика. М, 1979; М, 1998; Избр. статьи. М., 1984; Киреевский И. В., Киреевский П. В Полн. собр. соч.: В 4 т. Калуга, 2006.

Литература: Лясковский В. Братья Киреевские, жизнь и труды их. Спб., 1899; Лутиников А. Г. И. В. Киреевский. Казань, 1918; Гершензон М. О. Исторические записки. М, 1910: Фризман Л. Г. К истории журнала «Европеец» // Русская литература. 1967, № 2; Манн Ю. Русская философская эстетика. М., 1969; Четвериков С. Оптина пустынь: Исторические очерки и личные воспоминания. Париж, 1926; И. В. Киреевский: Лит и филос.-эстет. искания (1820-1830); Омск, 1996; Иван и Петр Киреевские в русской культуре. Калуга, 2001; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2008; Мюллер Э. И. В. Киреевский и немецкая философия // Вопросы философии. 1993. № 5; Антонов К. М. Философия Киреевского: Антропологический аспект. М., 2006; Lavrin J. Kireevsky and the Problem of Culture // Russian Review, 1961. № 2; Chi istojf P. K. An Introduction to Nineteenth-Century Russian Slavophilism. A Study of Ideas. Vol. 2. I. V. Kireevskij. The Hague-P., 1972; Gleason A European and Moscovite. Ivan Kireevsky and the Origins of Slavophilism. Cambridge (Mass.), 1972.


Вернуться на главную страницу И.В. Киреевского

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС