Киприан
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Киприан

?-1406

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Киприан

Миниатюра: Свидание св. Киприана с Витовтом и Ягайлой.
Царственный летописец.

Киприан (? - 1406) - митрополит всея Руси с 1390 г., болгарин по национальности. В 1375 г. константинопольский патриарх назначил его киевским и литовским митрополитом. В результате интриг и длительной борьбы Киприан стал в 1381 г. московским митрополитом, но уже в 1382 (после бегства из Москвы, которой угрожал хан Тохтамыш) был выслан из Московского княжества. Вернулся в Москву и 1390. Под властью Киприана церковь объединилась во всех землях, населённых православными рускими людьми, в т. ч. входивших в состав Великого княжества Литовского. Киприан - инициатор составления Троицкий летописи и, видимо, «Правосудия митрополичьего»; он переработал составленное ранее (возможно, в 1327) Житие митрополита Петра, которое сделал более риторическим и пышным. Переводил греч. церк. произведения. Является автором посланий Сергию Радонежскому и др. Канонизирован русской православной церковью в XV в.

+ + +

Киприан (ум. 1406) - митрополит всея Руси. По национальности болгарин (из Тырнова). Был митрополитом киевским и литовским. В 1381 году стал московским митрополитом, но вскоре (1382), после бегства Киприана из Москвы, которой угрожал Тохтамыш, был удален из Московского княжества. Вернулся в Москву в 1390 году, уже при Василии I Дмитриевиче, политику которого Киприан всячески поддерживал. Киприан - инициатор составления Троицкой летописи и, видимо, "Правосудия митрополичьего"; переработал составленное ранее (видимо, в 1327 году) житие митрополита Петра, которое сделал более риторическим и пышным; переводил греческие церковные произведения; Киприан - автор посланий Сергию Радонежскому и др. Признан церковью "святым", канонизирован.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.


Киприан Московский, митрополит (ск. 1406), серб по происхождению, подвизался на Афоне. Своей благочестивой жизнью и образованием он обратил на себя внимание Константинопольского патр. Филофея, который в 1373 послал его в Литву и на Русь для примирения литовских и тверских князей со свт. Алексием. Тогда же Киприан участвовал в прославлении литовских (виленских) мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. В 1375, когда возобновилась вражда Литвы и Москвы, литовские князья просили патриарха поставить им митрополитом Киприана. Патр. Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского с тем, чтобы по смерти свт. Алексия он объединил обе части митрополии. Заняв в 1390 Московскую кафедру, свт. Киприан проявил себя мудрым блюстителем Церкви Божией, ревнителем государственного единства всей Русской земли. Человек высокой книжной культуры, знаток устава, святитель особенно заботился об упорядочении богослужения и иноческой жизни. Он рассылал по епархиям различные чинопоследования и уставные записки, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, перевел с греческого языка богослужебник, составлял жития святых, наставления по богослужебной практике, переписывал святоотеческие творения. В то время, при отсутствии книгопечатания, эта работа была настоящим подвигом. В 1472, при постройке нового Кремлевского Успенского собора, были обретены нетленными мощи трех святителей, митрополитов Киевских и всея Руси чудотворцев: Киприана, Фотия и Ионы.

Русское небо


Киприан (ск. 1406), святитель, митрополит Московский и всея Руси, серб по происхождению, подвизался на Афоне. Своей благочестивой жизнью и образованием он обратил на себя внимание Константинопольского патр. Филофея, который в 1373 послал его в Литву и на Русь для примирения литовских и тверских князей со свт. Алексием. Тогда же Киприан участвовал в прославлении литовских (виленских) мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. В 1375, когда возобновилась вражда Литвы с Москвой, литовские князья просили Патриарха поставить им митрополитом Киприана. Патр. Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского с тем, чтобы по смерти свт. Алексия он объединил обе части митрополии. Заняв в 1390 Московскую кафедру, свт. Киприан проявил себя мудрым блюстителем Церкви Божией, ревнителем государственного единства всей Русской земли. Человек высокой книжной культуры, знаток устава, святитель особенно заботился об упорядочении богослужения и иноческой жизни. Он рассылал по епархиям различные чинопоследования и уставные записки, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, перевел с греческого языка богослужебник, составлял жития святых, наставления по богослужебной практике, переписывал святоотеческие творения. В то время, при отсутствии книгопечатания, эта работа была настоящим подвигом. В 1472, при постройке нового Кремлевского Успенского собора, были обретены нетленными мощи трех святителей, Московских и всея Руси чудотворцев: Киприана, Фотия и Ионы.

Память свт. Киприану отмечается 16/29 сентября и 27 мая/9 июня (перенесение мощей).

+ + +

Киприан, митрополит Киевский и всея Руси в 1381—82 и 1390—1406, православный святой (ок. 1340—16.09.1406), писатель, публицист, переводчик. Болгарин, родом из г. Тырнова. Принадлежал к богатой семье. Рано принял монашество и ок. 10 лет провел на Афоне, после чего служил в Константинополе. В 1375 Константинопольский патриарх поставил Киприана митрополитом Литовским и Русским по требованию Литовского кн. Ольгерда. Но с условием, что после смерти митр. Алексия Киприан станет митрополитом Киевским и всея Руси. Алексий умер в 1378, и Дмитрий Иванович попытался утвердить на митрополичьей кафедре своего ставленника архим. Михаила (Митяя). В 1378 Киприана, попытавшегося занять кафедру, арестовали, а затем выставили за пределы Московского княжества — в Литву. Но Михаил (Митяй) умер по дороге в Константинополь. В 1381 Киприан все же утвердился в Москве. В 1382 во время нашествия Тохтамыша он не пошел с князем в Коломну и не остался в Москве, а бежал в Тверь. Это навлекло гнев Дмитрия, и Киприана опять выслали из Москвы. До смерти Дмитрия Ивановича Киприан жил в Киеве и в Константинополе. Киприан смог вернуться в Москву после смерти Дмитрия Ивановича в 1390. 26 авг. 1395 во время приближения к Москве Тамерлана (Тимура) по инициативе Киприана в Москву из Владимира была перенесена икона Владимирской Божией Матери. После ухода на месте ее встречи основаны церковь и Сретенский монастырь.

На посту митрополита главной заботой Киприана было сохранение единой митрополии. Он подолгу жил в Киеве, вел переговоры об унии с польским королем Ягайло. Киприан в целом ориентировался на политику Константинополя, а его деятельность объективно способствовала интересам Литвы и Орды. Интересы Московского княжества для него были далеки, он не понимал задач, стоящих перед Русью.

Перу митр. Киприана принадлежат одна из редакций Жития митрополита Петра и Служба митрополиту Петру, «Ответы» игум. Афанасию, несколько грамот и посланий, перевод «Лествицы» Иоанна Синайского. Киприан стал инициатором создания Троицкой летописи — первого общерусского митрополичьего свода. При Киприане в русскую церковную практику вошли чтение Учительного Евангелия, Иерусалимский устав и литургия в редакции патр. Филофея. После смерти похоронен в Успенском соборе. Канонизирован Русской православной церковью. Дни памяти: 27 мая (9 июня) и 16 (29) сент.

Перевезенцев С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Литература:

Снегаров И., К истории культурных связей между Болгарией и Россией в кон. XIV - нач. XV в., в сб.: Международные связи России до XVII в., М., 1961,

Дмитриев Л. A., Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы (к русско-болгарским литературным связям XIV - XV вв.), ТрОДРЛ, (т.) 19., М.-Л., 1963.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС