Кетлинская Вера Казимировна |
|
1906-1976 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вера Казимировна КетлинскаяКетлинская Вера Казимировна [28.4(11.5).1906, Севастополь - 23.4.1976, Ленинград] — прозаик. Родилась в семье морского офицера. Работала техническим сотрудником в Красной Армии, затем была на комсомольской работе в Мурманском, Петрозаводском и Олонецком уездах; училась в Ленинграде в Институте внешкольного образования, откуда ушла на производство — была прядильщицей и текстильщицей на ленинградских фабриках «Нева» и «Возрождение», совмещая работу на производстве с выполнением обязанностей пропагандиста культуры в комсомольской организации. Небольшие рассказы, очерки и стихи начала печатать в газете Мурманска, Петрозаводска и Ленинграда в 1921-1922, они публиковались под псевдонимами, как и статьи о работе комсомольских ячеек. В 1927 вышла отдельным изданием первая книга Кетлинской «Девушка и комсомол» — популярная брошюра о жизни девушек-работниц. Проблемы этики, семейных отношений в среде рабочей молодежи составили основу содержания первого крупного художественного произведения Кетлинской повести «Натка Мичурина» (1929). Аналогичным проблемам посвящен роман «Рост» (1934), идея книги выражена уже в ее названии; подробно воспроизведены образ парторга фабрики Антона Кострова, проблемы партийного руководства, участия интеллигенции в народной жизни. В 1929 Кетлинская была направлена на работу в редакцию ленинградского отделения Гослитиздата, где 4 года работала главным редактором детской секции. Многое осталось в личном архиве неопубликованным, например, повесть «Стиль» (1934), киносценарий «Год рождения семнадцатый» (1935), написанный в соавторстве с Р.Музыкант. Став в 1934 разъездным корреспондентом «Комсомольской правды», Кетлинская познакомилась с Дальним Востоком и там нашла тему для своего нового романа, который стал наиболее значительным ее произведением в предвоенные годы,— «Мужество» (1938). Он посвящен социалистическому освоению Дальнего Востока. Постоянный интерес к современности, публицистичность дарования, ощущение остроты проблем, волнующих общество, нашли здесь плодотворное творческое воплощение. Это не был наезд репортера, это было откровение, автор в Комсомольске-на-Амуре делил со своими героями трудности жизни и работы в тайге. «О чем бы ни писала Кетлинская — о заводе, о стройке, об ученых, о партийных работниках,— сразу видно, что она не на время, не на командировочный месяц, а навсегда погружена в окружающую ее жизнь» (Рахманов Л.— С.494). Роман «Мужество» вызвал широкий читательский отклик, ему был посвящен целый ряд материалов в печати: Усиевич Е. «Мужество» // Правда. 1938. 16 нояб.; Серебрянский М. «Мужество» // Литературное обозрение. 1939. №1; Крекшин Е. Молодые люди нашего времени // Знамя. 1939. №2; Севрук Ю. Об искусстве романиста // Литературная учеба. 1939. №4, и др. Критики отмечали, что автор детально, вдумчиво и со знанием дела раскрывает конкретные коллизии строительства в глухой тайге, очерчивает многочисленные образы истинных энтузиастов стройки — здесь и комсомолец Сергей Голицын, и инженер Костько, нанайская девушка Мооми, партийные активисты Морозов, Драченов, Круглое. Тогда же композитор Н.Макарова написала оперу «Мужество» (см.: Мартынов И. Нина Макарова. М., 1973. С.38-42). Во время Великой Отечественной войны Кетлинская работала ответственным секретарем Ленинградского отделения СП СССР. На этом посту в ее обязанности входило многое: «трудоустройство писателей в армейские и городские газеты, на радиовещание, выступления в госпиталях, эвакуация всех, кого можно и нужно эвакуировать, ежедневные заботы и хлопоты о водопроводе, отоплении, противопожарных средствах и ПВО...» (Рахманов Л.— С. 496). Кетлинская выступала в прессе со статьями и очерками, писала и для зарубежной печати, немало ее очерков и рассказов осталось на страницах фронтовых и армейских газет. Обороне Ленинграда посвящены сборники рассказов и очерков Кетлинской «Рассказы о ленинградцах» (1944) и роман «В осаде» (1947). В центре романа — коллектив большого машиностроительного завода с его трудовыми, по существу боевыми буднями. «Роман полон событиями прочувствованными, продуманными, выстраданными»,— писал о нем Вс.Вишневский (Труд. 1948. 8 апр.). Интересны и содержательны персонажи романа Мария Смолина, Ольга Трубникова, Вера Подгорная, капитан Каменский и др. Для творческой манеры Кетлинской было характерно постоянное стремление к новому, от одного замысла автор переходил к другому, вот почему многое осталось неопубликованным — комедия «Успех», либретто опер «Мужество» и «Сила войны». В 1952 вышел новый роман Кетлинской «Дни нашей жизни», посвященный проблемам рабочего класса на примере ленинградского завода. И здесь судьбы героев правдиво отразили многие существенные коллизии и конфликты современности, что отмечалось в печати (Кондратович А. Завод и люди // Новый мир. 1952. №12; Штут С. Почувствовать красоту деяния // Литературная газета. 1954. 7 дек.; Макогоненко Г. Против «тления слова-сырца» // Новый мир. 1954. №12). Народ поднимал страну из руин и пепелищ, потому «производственная» тема, тема строительства, оказывалась на переднем плане в литературе. Новаторам производства и науки, борцам за технический прогресс был посвящен роман Кетлинской «Иначе жить не стоит» (1960). Автор показывает, как высокая новаторская цель вызывает подъем научной мысли, борьба с консерваторами и карьеристами становится школой мужества, гражданского роста. Это подтверждают судьбы главных положительных героев — инженера Мордвинова, изобретателя Светова, производственника Липатова. Общее дело сближает, но различное к нему отношение со стороны разных персонажей порождает новые конфликты, и снова автор анализирует сложные многоплановые отношения людей, сплетения их судеб. Для творчества Кетлинской характерна многожанровость, разносторонний охват жизни. В 1945 Кетлинская публикует повести «Золотой мост» и «На берегу Невы». В 1958 издает книгу очерков «Китай сегодня и завтра». Комедия «Да, вот она любовь!» (1954) была поставлена на сцене Театра им. Евг. Вахтангова в Москве. В 1964 Кетлинская издает сборник рассказов «День, прожитый дважды», в 1967 драму «Прошу слова!». Часто выступает со статьями и очерками о Ленинграде и ленинградцах, по вопросам литературы в «Ленинградской правде», «Правде», «Литературная газ.», «Известиях» и др. Активно участвуя в литературно-общественной жизни, Кетлинская была избрана членом правления СП СССР. Постоянными были помощь молодым писателям и встречи с молодыми читателями. Кетлинская была одним из инициаторов создания в Ленинграде молодежного журнала «Аврора», который начал выходить в 1969. В 1974 отдельной книгой издается повесть «Вечер. Окна. Люди». Новую жизнь обретают прежние произведения Кетлинской, драма «Мужество» в инсценировке И.Мурзаевой была поставлена в театрах Москвы и Комсомольска-на-Амуре. По роману «Мужество» был поставлен многосерийный телефильм и написана опера «Город юности» (либретто С.Северцева, музыка Г.Шантыря), она также шла на сцене. В 1982 в прессе продолжали отмечать популярность романа «Мужество» (Дальний Восток. 1982. №5. С.150). Произведения Кетлинской переведены на иностранные языки. Р.В.Шошин Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 178-179. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:СС: в 4 т. Л., 1978-80; Иначе жить не стоит: роман. М.; Л., 1966 (и др. изд.); Прошу слова!: драма. М., 1967; В осаде: роман. Л., 1969 (и др. изд.); Вечер. Окна. Люди: повесть. М., 1974; Мужество: роман. Л., 1980; Вера Щекина: Очерк // Победа. М., 1984. С.103-107. Литература:Раппопорт Э. Вера Кетлинская. Л., 1958; Костелянец Б. Творческая индивидуальность писателя. Л., 1960. С.317-342; Хорошхин В. Многоцветность жизни и мастерство писателя // Дальний Восток. 1982. №5; Рахманов Л. Чет-нечет. Л., 1988. С.494-497; Шварц Б. Живу беспокойно. Л., 1990. С.497-505; Макарова И. Мужество: Из дневника старшего редактора // Нева. 1991. №5. С.186-188.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |