Кельсиев, Василий Иванович |
|
1835-1872 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Иванович Кельсиев
Кельсиев Василий Иванович (1835-1872), русский революционер, эмигрант с 1859, сотрудник Вольной русской типографии в Лондоне. Вел пропаганду среди раскольников в Турции и на Балканах. В 1863 году организатор русской колонии в Тульче (ныне Тулча). С 1867 года в России, отошел от революционного движения. Кельсиев Василий Иванович (1835 - 2.X.1872) - деятель общественного движения в России конца 50 - начала 60-х годов 19 века. В 1856-1858 годы был хорошо знаком с Н. А. Добролюбовым, братьями Курочкиными. С 1859 года жил в Лондоне, где стал сотрудником Вольной русской типографии А. И. Герцена. Занимался историей раскола и опубликовал "Сборник правительственных сведений о расколе". В марте - апреле 1862 года конспиративно ездил в Россию для налаживания транспортировки герценовских изданий и упрочения контактов с руководством русского подполья. В декабре 1862 года был вызван в Россию по делу 32 революционеров. За отказ явиться приговорен к лишению всех прав состояния и изгнанию навсегда из России. В конце 1862 года порвал с Герценом и Н. П. Огаревым, жил в Турции, Австро-Венгрии. В мае 1867 года добровольно отдался русским властям. Находясь под арестом в Третьем отделении, написал покаянную "Исповедь" и получил полное прощение. Автор воспоминаний "Пережитое и передуманное" (СПБ, 1868), "Галичина и Молдавия. Путевые письма" (СПБ, 1868) и др. И. В. Порох. Саратов. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965. Литература: Лемке М., Очерки освободит. движения "шестидесятых годов", (2 изд.), СПБ, 1908; ЛН, (кн.) 41-42, М., 1941, с. 253-470. Кельсиев, Василий Иванович [1835, Петербург, - 2(14).Х.1872, Полюстрово] – русский общественный деятель, публицист. Родился в дворянской семье. В 1855-1857 годах был вольнослушателем факультета восточных языков Петербургского университета. В эти годы сблизился с радикальными студенческими кружками, с Н.А.Добролюбовым. В 1858 году был командирован Российско-американской компанией на Аляску. В 1859 году, приехав в Лондон, познакомился с А.И.Герценом и Н.П.Огаревым и вскоре объявил себя политическим эмигрантом. К. сотрудничал в первых номерах «Общего веча» - приложении к «Колоколу», но вскоре обнаружилось расхождение его с редакторами во взглядах на характер издания. Занявшись историей русского раскола, К. издал «Сборник правительственных сведений о раскольниках» (ч. 1-4, 1860-1862) и «Собрание постановлений по части раскола» (ч. 1-2, 1863). Осенью 1862 года К. уехал в Турцию, стремясь оказать революционное влияние на живших там старообрядцев. Здесь он оставался до декабря 1863 года, затем до 1865 года жил в Тульчине, на Дунае среди некрасовцев (секта донских казаков-раскольников), где распространял прокламации «Земли и воли» и издания Герцена. Видя безрезультатность своей пропаганды и наблюдая спад революционной волны в России, К. разочаровался в революционной деятельности. Духовный кризис завершился переходом в лагерь реакции. В 1865-1867 годах К. путешествовал по Венгрии и Галиции, занимался этнографией и мифологией славян, печатал корреспонденции в русских умеренно-либеральных и реакционных газетах под псевдонимом Иванов-Желудков. В 1867 году сдался русским властям. В тюрьме написал известную «Исповедь», в которой, отрекаясь от прежней деятельности, объяснял причины своего духовного перелома. Ренегатство К. произвело тяжелое впечатление на русские революционные круги. Его мемуары «Пережитое и передуманное» и др. резко осудила демократическая критика. К. опубликовал повести «Москва и Тверь» (1870) и «При Петре» (1871), печатался в журналах «Заря», «Русский вестник» и др. Сочинения К. знакомят с жизнью русских революционеров за рубежом, но тенденциозность освещения снижает их ценность. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.3, М., 1966. Кельсиев Василий Иванович (16[28].06.1835-2[14].10. 1872), публицист, писатель. Из дворян. Родился в Петербурге. Закончил Петербургское коммерческое училище. Во 2-й пол. 1850-х связался с Герценом и русскими нигилистами, за границей начал вести революционную антирусскую работу. За отказ вернуться в Россию на суд по делу «о сношениях с лондонскими пропагандистами» был приговорен к лишению всех прав состояния и вечному изгнанию из страны. В 1-й пол. 60-х осознает преступный характер революционной деятельности и отходит от нее (см. его письмо Д. В. Аверкиеву от 17 дек. 1864 о разочаровании в «нигилизме» и о намерении печататься в русских журналах). Переселяется в Вену. С 1866 публикует в «Голосе», «Отечественных записках» и «Русском вестнике» статьи по этнографии и мифологии славян. В мае 1867 Кельсиев добровольно сдался русским властям. Находясь под арестом, написал биографическую «Исповедь», в которой, создав впечатление полной искренности, сумел избежать упоминания лиц и событий, неизвестных правительству. Александр II читал записку Кельсиева и простил его. В сент. 1867 Кельсиев был выпущен на свободу и поселился в Петербурге. Сотрудничал в изданиях славянофильского и патриотического направления («Заря», 1869-70; «Всемирный труд», 1868-70; «Русский вестник», 1869-70). Главная работа Кельсиева «Пережитое и передуманное» (СПб., 1868) — произведение мемуарно-публицистического жанра, являющееся сокращенной редакцией «Исповеди», — отразила смещение акцентов в идейной позиции автора. В этой книге и серии очерков «Из рассказов об эмигрантах» Кельсиев создает подлинный образ политического эмигранта, потерявшего связь с реальностями русской жизни, чуждого России. Большим успехом пользовались путевые заметки Кельсиева и газета «Голос» (1866-67), составившие книгу «Галичина и Молдавия» (СПб., 1868), где бытовые зарисовки сочетаются с пропагандой идеи панславизма: «Вся цель и идеал славянства состоит в том, чтобы слиться во что бы то ни стало воедино; слиться в один народ, возыметь один язык, одну азбуку». Объединение славян (вследствие их «освобождения... из-под чужеземного ига») считал не только идеалом, но и ближайшей политической задачей. В своих очерках Кельсиев показывал разрушительный характер еврейства, его отрицательное влияние на славянскую культуру. В 1870-72 Кельсиев помещает в «Ниве» и «Семейных вечерах» ряд популярных исторических очерков («Александр Невский и Дмитрий Донской», «Первый русский царь Иван III Васильевич», «Просветители славян свв. Кирилл и Мефодий» и др.). В это же время он обращается к беллетристике (исторические романы «Москва и Тверь» (1872), «На все руки мастер» (1871), «При Петре» (1872)). Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Сочинения:Пережитое и передуманное, СПб, 1868; Галичина и Молдавия. Путевые письма, СПб, 1868; Исповедь, в кн.: Литературное наследство, т. 41-42, М., 1941 (там же библиография работ К.); Письма к Герцену и Огареву, там же, т. 62, М., 1955. Литература:Герцен А.И., Былое и думы, Собр.соч., т. 11, М., 1957; Лемке М., Очерки освободительного движения «шестидесятых годов», [2 изд.], СПб, 1908; Деятели революционного движения в России. Биобиблиографический словарь, т.1, ч. 2, М., 1928.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |