Каржавин Федор Васильевич |
|
1745-1812 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Каржавин Федор ВасильевичКаржавин Федор Васильевич (1745-1812), российский просветитель; путешественник, литератор. Противник рабства. Участник войны за независимость США. Труды филологические, этнографические, по теории архитектуры, оригинальные рисунки. + + + Каржавин Федор Васильевич (20 января 1745, Петербург — 28 марта 1812) — русский переводчик, издатель. Учился во Франции, встречался с Дидро и Вольтером. По окончании учебы в 1765 году вместе с В. И. Баженовым возвращается в Россию, где по указу императрицы Екатерины II зачислен на должность «архитектуры помощника» в экспедицию Кремлевского строения. Новую образовательную поездку совершил в 1773 году в Амстердам и Париж. Участвовал в войне за независимость Северной Америки (1775—1783), выполнял отдельные поручения Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона. Вернувшись в Россию, посвятил себя активной литературно-философской деятельности, построенной на идеалах французского Просвещения. Высоко ценил Демокрита, Ф. Бэкона, Б. Франклина, французских энциклопедистов, Ломоносова, Радищева и др. В своих «Словарях» Каржавин дал определения понятиям «философия», «физика», «энциклопедия», «политика», «история» и др. Участвовал в издании сочинения Т. Мора «Картина возможно лучшего правления, или Утопия»; переводчик, комментатор и издатель сочинения Витрувия «Десять книг об архитектуре». А. И. Абрамов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 217.
Каржавин Федор Васильевич (20.01.1745. Петербург - 28.03.1812) - философ, политик, теоретик архитектуры, филолог. Закончив Сорбонну (во время учебы он встречался с Д. Дидро и Вольтером), Каржавин в 1765 году вместе с В. И. Баженовым возвращается в Россию, а в 1769 году по указу Екатерины II был принят «архитектуры помощником» В. И. Баженова в экспедицию Кремлевского строения. В 1773 году Каржавин вновь уезжает учиться в Амстердам и Париж, участвует в войне за независимость Северной Америки (1775-1783), выполняя поручения Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона. После 12-летнего пребывания в Америке возвращается в Россию, где издает множество произведений, в которых как на своих «величайших» предшественников в философии и науке ссылается на Демокрита и Ф. Бэкона, Б. Франклнна и фр. энциклопедистов, Ломоносова и Радищева. В своих «Словарях» он излагает «целую сокращенную науку», дает определения таким понятиям, как «философия», «физика», «энциклопедия», «политика», «история», «право народное» и др. «Материя», по его мнению, есть «вещественность», «вообще всякое вещество», «законы движения составляют всю систему Натуры» (природы). В книге Каржавина «Французские, Российские и Немецкие разговоры» (она выходила 22 изданиями с 1784 по 1840 годы на 3 языках) подчеркивается изменчивость материального мира: «Из какой материи состоит земноводной шар? Земноводной шар есть величайший ком, состоящий из земли, каменьев, песку, минералов, руд и вод. Не претерпел ли он от его сотворения каких-нибудь перемен? Земноводной шар претерпел весьма достопамятные перемены. Сии перемены производимы частично естеством, частию людьми». Идея универсальной изменчивости мира выражена им в надписи на книге мистика Э. Сведенборга, где он определяет свет как некую химическую реторту, в которой «из разных начал делается переварка, посредством которыя, переходя из состояния в состояние, оные начала освобождаются от всех грубейших частей, очищаются... для вечнаго произвождения мира нашего, или других, подобных ему, когда сей мир падши в обветшалость, преобразуем будет в другой иновндной». Обращаясь к социальной истории, Каржавин обосновывает идею народовластия, дает социально-экономическую характеристику «трех классов»: помещиков, которые живут «за получаемые от крестьян своих выгоды», «содержат елей заводов, фабрик» и «драгоценного класса граждан» - «черни». «Народ, - пишет он, - подобен сей воде, а Государь подобен сему судну», им потопляемому. Он критикует недостатки устанавливаемого классом с «посредственным именем» демократического режима («новоизбранные начальники, каковы будут?» - «Готовы заниматься». - «Делами?» - «Нет, рублями»; «К обещаниям великие люди; к исполнению не те...»). Каржавин участвовал в первых публикациях в России книги «Картина всевозможно лучшего правления, или Утопия» Т. Мора (1789 и 1790) и написании русской утопии «Город Морж». Он автор ряда архитектурных теоретических трактатов, первый в России переводчик, комментатор и издатель труда «Десять книг об архитектуре» основоположника теории зодчества Витрувия, сторонник того, чтобы искусство зодчества, рисунка, музыки, театра «нераздельно» служило для «народной забавы и пользы». По своим просветительским взглядам Каржавина - определенное связующее звено между Радищевым и знавшими его труды декабрист, ши. В. И. Рабинович Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 267-268. Сочинения: Французские, российские и немецкие разговоры. М .; Спб.; Лейпциг, 1784—1840. Сказание содержащимся в Письмах Персидских материям // Монтескье Ш. Письма Персидские. Спб., 1792. Литература: Рабинович В. И. Вслед Радищеву. Ф В. Каржавин и его окружение. М., 1986; Маслин М. А., Рабинович В. И О преемственности в развитии идей русского просвещения XVIII в.: М. В. Ломоносов и Ф. В. Каржавин // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1986. № 6.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Французские, российские и немецкие разговоры. М.—СПб. — Лейпциг, 1784—1840; Сказание содержащимся в Письмах Персидских материям. — В кн.: Монтескье Ш. Персидские Письма. СПб., 1792. Литература:Рабинович В. И. Вслед Радищеву... Ф. В. Каржавин и его окружение. М., 1956; Маслин М. А., Рабинович В. И. О преемственности в развитии идей русского просвещения 18 в.: М. В. Ломоносов и Ф. В. Каржавин. — «Вестник Московского университета, сер. 7. Философия». 1986, № 6.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |