Карташев, Антон Владимирович |
|
1875-1960 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Карташев Антон ВладимировичКарташев Антон Владимирович (1875-1960) - богослов, историк церкви, церковный и общественный деятель. Преподавал в Петербургской духовной академии, на петербургских Высших женских курсах. С 1909 г. председатель петербургского Религиозно-Философского общества. С 25 марта 1917 г. - товарищ обер-прокурора Святейшего Синода, с 25 июля 1917 г. - обер-прокурор Святейшего Синода. С 1919 г. в эмиграции, где был председателем Русского национального комитета в Финляндии, затем в Париже, членом епархиальных собраний и епархиального совета Русского экзархата Вселенского престола, участником съездов Русского студенческого христианского движения. Был одним из основателей и профессором Свято-Сергиевского Богословского института в Париже (1925-1960 гг.) Использован материал с сайта "Русское зарубежье".
Карташев Антон Владимирович (1875-1960) - богослов, историк Церкви, общественный и государственный деятель. В 1906-1917 профессор высших Женских (Бестужевских) курсов в Петербурге. После Февральской революции вступил в партию кадетов. Поддерживал Л.Г. Корнилова. В 1917 обер-прокурор Святейшего Синода и министр вероисповеданий Временного правительства. С января 1919 в эмиграции. Председатель Национального комитета. С 1925 профессор Богословского Свято-Сергиевского института в Париже. Использованы материалы кн.: В жерновах революции. Русская интеллигенция между белыми и красными в пореволюционные годы. Сборник документов и материалов. М., "Русская панорама". 2008. Антон Владимир Карташев родился в семье уральского шахтера. После окончания духовного училища продолжил богословское образование в Пермской духовной семинарии (1894) и Санкт-Петербургской духовной академии (1899), где и остался преподавать. В июле 1917 года стал товарищем (заместителем) обер-прокурора Святейшего Синода и вогзглавил это учреждение по управлению Русской Православной Церковью. Карташев выступил одним из самых деятельных участников начавшегося Поместного собора Русской Православной Церкви (1917-1918), на котором было восстановлено патриаршество в стране и избран патриарх Тихон. Был арестован большевиками, скрывался, эмигрировал в Финляндию, а затем во Францию. Его деятельность, как религиозного историка, отличалась подлинным энциклопедизмом, блестящей интуицией и необычайной энергией. + + +Карташев Антон Владимирович [11(23) июля 1875, Кыштым Екатеринбургского у. Пермской губ. — 10 сентября 1960, Париж] — русский историк Церкви, богослов, общественный и государственный деятель. Родился в семье бывшего крепостного, окончил в 1899 Петербургскую духовную академию, преподавал в ней с 1900 по 1905. С 1905 работал в Петербургской публичной библиотеке, одновременно с 1906 преподавал на Петербургских высших женских (Бестужевских) курсах. С июля 1917 обер-прокурор Священного Синода, с середины октября 1917 министр исповеданий Временного правительства. Активный участник Религиозно-философских собраний (1901—03) и Петербургского религиозно-философского общества (1907—17). Приложил много усилий для организации Поместного собора Русской Православной Церкви, от имени правительства открыл его первое заседание 15 августа 1917 в Москве. Арестован большевиками, освобожден в 1918 и бежал за границу. С 1920 в Париже, с 1925 и до конца своей жизни профессор Православного богословского института. А. В. Соболев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с.225.
Карташев Антон Владимирович (1 Ц23).07.1875, нос. Кыштым Екатерининского у. Пермской губ. (ныне Челябинская обл.) — 10.09.1960, Париж) - государственный деятель, историк, богослов и философ. Родился и вырос на Урале в семье горнозаводчика. В 1894 году окончил Пермскую духовную семинарию, а в 1899 году - Петербургскую духовную академию, где был оставлен для подготовки к профессорскому званию и в 1900-1905 годы являлся доцентом кафедры истории церкви. В Петербурге сблизился с представителями так называемого религиозно-философского ренессанса Мережковским, Булгаковым, Франком и другими, участвовал в заседаниях Религиозно-философских собраний. В результате расхождений с ректором, епископом Сергием (Страгородским, впоследствии патриархом), оставил Духовную академию, стал преподавателем Высших женских курсов (1906-1919), был избран председателем Религиозно-философского общества. После Февральской революции Карташев назначен помощником обер-прокурора Синода В. Н. Львова, а в июле 1917 году занял этот пост сам, получив, таким образом, возможность для реализации своих идей о переустройстве русской церкви и ее взаимоотношений с государством. Первым шагом нового обер-прокурора явилась реорганизация самого ведомства, олицетворявшего эпоху парализованности церкви, превращенной в государственный орган. Главным достижением Карташева уже как министра исповеданий Временного правительства стало проведение церковного собора 1917-1918 годы. После Октября 1917 года Карташев подвергся арестам и в 1919 году уехал из России в Париж, где принимал активное участие в общественной жизни эмиграции, а с 1925 года являлся профессором Свято-Сергиевского Богословского института. В своих воззрениях Карташев своеобразно сочетал консерватизм и либерализм. Центральной философемой для Карташева служит православный догмат о богочеловечестве. Принятый вероопределением IV Вселенского собора в Халкидоне (451 г.) как ответ на ереси монофизитства, согласно которому человеческое во Христе поглощено божественным, и несторианства, разделявшего природу Христа, этот догмат установил православное учение о «неслиянном, неизменном, нераздельном и непреложном» единстве двух природ в личности Богочеловека. Проецируя богословскую коллизию V века на всю историю христианства, Карташев призывал к постоянному практическому переживанию халкидонского догмата как «сочетания божеского и человеческого начал... не только в мистатогии личного христианского подвига, но и подвига общественного и культурно-творческого, всемирно-исторического, общечеловеческого, т. е. воистину вселенского» (Церковь. История. Россия: Статьи и выступления. М., 1996. С. 110). По Карташеву, роковая ошибка старых религиозно-метафизических систем состояла в том, что они оперировали прежде всего проблемами Бога и человека, игнорируя проблемы общества и космоса. В результате социальная мысль Нового времени узурпировала сферу общественного идеала, а наука - сферу мировоззрения, вытеснив церковь на периферию, вопреки ее призванию освящать и религиозно осмыслять все явления природно-исторической жизни. Церковь должна воссоединиться с творческими силами истории, ибо историчность - неотъемлемый элемент христианства, восходящий к библейскому пониманию Священной истории. В соответствии с халкидонским догматом, церкви присущи 2 начала: статическое («плирома»), представляющее непреложную данность хранимого в предании залога веры, и динамическое («кенома»), выражающееся в необходимости раскрытия, осуществления многообразных жизненных воплощений первого. Исходя из этого, Карташев отстаивает концепцию догматического развития, понимая ее в духе неопатристического синтеза; признавая богословское наследие отцов церкви «живой оболочкой абсолютных истин христианского откровения», он призывает видеть в нем эталон, в соответствии с которым надо «переводить на язык новой европейской и славянской мысли все со-держание христианства и трактовать его в свойственных нам формах новейшей проблематики» (Там же. С. 40,41). Именно так Карташев интерпретирует византийский идеал теократической «симфонии» - учение о согласовании духовной и светской властей в единстве общей цели. Как отвечающая халкидонскому догмату, социальная доктрина церкви, «симфония» сохраняет актуальность в качестве универсального императива, следование которому - не в реставрации старых церковно-государственных форм, а в творческом поиске адекватных времени решений. Оптимистически оценивая достижения прогресса, Карташев считает, что современное правовое государство, характеризующееся высоким развитием общественной жизни, предоставляет церкви самое главное - свободу, позволяя ей выступать в качестве реального социального фактора и тем самым непосредственно осуществлять идеал «симфонии». Порицая клерикализм, Карташев выступает за формирование христианской общественности, которая возместит в церкви недостаток «пророческого» духа, вытесненного засильем инертного «священнического» элемента. Последним объясняется и разделение церквей, в истории которых относительное возобладало над абсолютным; взамен тупикового пути уний предлагается конфедеративная модель христианского воссоединения на почве выявления «незримого единства церкви». В философии истории Карташев опирается на теорию культурно-исторических типов, считая народы устойчивыми и неразложимыми типами с индивидуальной судьбой, зависящей от верности национальному призванию. По его мнению, качественное самоопределение России нашло выражение в идеале «Святой Руси», в задаче построения империи «pax sancto-russica» как наследницы великого Рима в мировой культуре; соответственно судьба России рассматривается как сложный процесс осуществления этого идеала. В реформах Петра I и европеизации русской культуры Карташев усматривает не отказ от дела «Святой Руси», а своеобразный диалектический антитезис, результатом которого явился «синтез абсолютной правды православия и гуманистического достояния античной и западной культуры, Святой Руси и петровой Великой России» (Воссоздание Святой Руси Париж, 1956. С. 45-46). Карташев ставил перед будущей Россией задачу творческого воссоздания «Святой Руси» «в арматуре новейшей общественности и государственности». А. В. Черняев Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 270-271. Сочинения: Путь единения // Россия и Латинство. Берлин, 1923; На путях к Вселенскому Собору. Париж, 1932: «Святая Русь» в путях России. (Курс к познанию России). Париж. 1939; Революция и Собор 1917-1918 IT. //Богословская мысль. Париж, 1942; Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947; Идеологический и церковный путь Франка // Об. памяти С. Л. Франка. Мюнхен, 1954; Очерки по истории Русской церкви. Париж, 1959. Т. 1-2; М„ 1991. Вселенские соборы. Мадрид, 1963; М., 1994 (2006); История русской церкви: В 2 т. М., 2006. Литература: Зернов Н. М. А. В. Карташев // Русская религиозно- философская мысль / Под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. С. 262 -268; Кассиан (Безобразов), епископ. Антон Владимирович Карташев П. Православная мысль. Париж, 1957. Вып. 11. С. 9-16; Сахаров А. Н. От публикатора // Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991. Т. 1. С. III-XVI; Пашуто В. Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1992; Митрофанов Г., прот. А. В. Карташев - русский богослов и церковный историк, государственный и общественный деятель// Посев. 2002, № 10-11.
В годы революции 1917 годаКарташев Антон Владимирович (1875, по др. данным, 1870, м. Киштьма на Урале,- 1960). Род. в семье чиновника. Окончил Петерб. духовную академию (1899). В 1906-17 проф. Высших жен. (Бестужевских) курсов в Петербурге. В 1909 стал пред. Религ.-филос. об-ва в Петербурге; выдвинул идею о необходимости реформирования отношений между церквью и гос-вом, сто- ронник свободы церкви в её внутр. делах. Близкий друг писателей З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского; блестящий оратор. В первые дни после Февр. рев-ции 1917 вступил в кадетскую партию, чл. её ЦК и один из лидеров. Входил в группу П.Б. Струве, возглавлявшего правое крыло партии. Вошёл во 2-е коалиц. Врем. пр-во: с 24 июля обер-прокурор Св. Синода, 5 авг. Врем. пр-во упразднило этот пост и учредило Мин-во исповеданий во главе с Карташев Провозгласил автономию Синода. Один из инициаторов восстановления патриаршества в России, созыва в Москве Всерос. Поместного Собора Рус. правосл. церкви. 16 авг. от имени пр-ва приветствовал открывшийся Собор, заявил, что контроль мин-ва над церквью будет минимальным, сообщил, что Врем. пр-во ассигновало 1 млн. руб. на расходы по проведению Собора. Выступал сторонником ген. Л.Г. Корнилова. 10 сент. Карташев, последний кадет в пр-ве, в записке на имя А.Ф. Керенского указывал на "засилье социалистов над Врем. пр-вом" и просил уволить его от должности ("Рев-ция 1917", т. 4, с. 197). 22 сент. принял участие в соединённом заседании Врем. пр-ва, Моск. группы промышленников, представителей Демокр. совещания и членов ЦК кадетов с целью создания нового пр-ва. 25 окт. выступил на заседании пр-ва с речью о необходимости решит. мер против орг-ции большевиками вооруж. выступления, а вечером вместе с др. членами пр-ва был арестован в Зимнем дворце и отправлен в Петропавл. крепость. 26 нояб. подписал вместе с др. арестованными министрами заявление на имя пред. Учред. Собр. Карташев был освобожден в нач. 1918. Один из руководителей "Нац. центра". В янв. 1919 уехал в Финляндию, где возглавил Рус. к-т (с мая - Полит, центр). Оказывал помощь армии ген. Н.Н. Юденича. С 1920 эмигрант, продолжал борьбу против Сов. Республики. С 1925 проф. Рус. богословского ин-та св. Сергия в Париже. Автор книг и статей о взаимовлиянии православия и культуры в России. Использованы материалы статьи М.Е. Голостенова Н.А.Сахарова в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993.
Далее читайте:Члены Временного правительства. (Биографический указатель). Сочинения:Очерки по истории рус. церкви, г. 1-2, Париж, [1959-1960]. Очерки по истории Русской Церкви, т. 1—2. М., 1991; На путях к Вселенскому собору. Париж, 1932; Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947; Воссоздание Святой Руси. Париж, 1956: Вселенские соборы. М., 1994; Церковь. История. Россия. М., 1996. Литература:Зеньковский В. В. Памяти проф. А. В. Карташева. — «Вестник РСХД», Париж, I960, № 58/59; Херасков И.М., А.В. Карташев, "Возрождение", 1951. N 14; Князев А.Л. Памяти А.В. Карташева, "Вестник студенч. рус, христ. движения", 1960. N 58/59 (здесь же Автобиография Карташева); Фостер. Рус. эмиграция. Зернов Н. М. А. В. Карташев // Русская религиозно- философская мысль / Под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. С. 262 -268; Кассиан (Безобразов), епископ. Антон Владимирович Карташев П. Православная мысль. Париж, 1957. Вып. 11. С. 9-16; Сахаров А. Н. От публикатора // Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991. Т. 1. С. III-XVI; Пашуто В. Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1992; Митрофанов Г., прот. А. В. Карташев - русский богослов и церковный историк, государственный и общественный деятель// Посев. 2002, № 10-11.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |