Карсавин Лев Платонович |
|
1882-1952 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Лев Платонович Карсавин
Карсавин Лев Платонович (1(13).12.1882, Петербург - 20.07.1952, Абезь, Коми АССР) - философ и историк-медиевист, один из идеологов евразийства. В 1901-1906 гг. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, в 1910-1912 гг. работал в библиотеках и архивах Франции и Италии, затем защитил магистерскую (1913) и докторскую (1916) диссертации «Очерки религиозной жизни в Италии в XII—XIII веках» (опубл. в 1912) и «Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках, преимущественно в Италии» (опубл. в 1915). Свидетельством перемещения интересов К. в сферу гл. обр. философско-богословскую явился выход уже после революции кн. «Католичество», 1918; «Saligia, или Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке», 1919; «Восток, Запад и русская идея», «Noctes Petropohtanae», 1922; ст. «О свободе», «О добре и зле», «Глубины сатанинские», «София земная и горняя», «Достоевский и католичество». Вел интенсивную издательскую и преподавательскую деятельность (с 1918 года - профессор Петроградского университета), участвовал в работе Петроградского философского общества и Вольной философской ассоциации (Вольфила). В 1922 году выслан за границу в составе большой группы творческой интеллигенции. В Берлине в 1923 году выходят книги: «Диалоги», «Джиордано Бруно» и «Философия истории», а в 1925 году - «О началах (Опыт христианской метафизики)». С 1926 года Карсавин живет в Париже, участвует в работе «Евразийского семинара», сотрудничает в Евразийском книгоиздательстве и газ. «Евразия». Здесь были изданы его работы «Святые отцы и учители. Раскрытие православия в их теориях» (1926) и «Церковь, личность и государство» (1927). Стремясь быть ближе к родине, Карсавин в 1928 году принял приглашение Каунасского университета занять кафедру всеобщей истории, продолжая вместе с тем философское творчество (кн. «Peri archon. Ideen zur christlisichen Metaphysik», 1928; «О личности», 1929; «Поэма о смерти», 1931). Его педагогическая и творческая деятельность прервалась в Вильнюсе в 1949 году, когда он был арестован и отправлен в лагерь Абезь (Коми АССР), где и умер в лагерной больнице. Философское мировоззрение Карсавина развивалось в русле метафизики всеединства. При этом категорию всеединства под влиянием прежде всего святоотеческой литературы (Григорий Нисский, Максим Исповедник и др.) он дополнил понятием триединства, представляющим сотворенное бытие как отражение божественной троичности (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой) и вместе с тем как диалектический процесс, включающий этапы «первоединства», «саморазъединения» и «самовоссоединения». Подобный подход сказался и на философии истории, и на учении о личности - центральном в его философском творчестве. Весь мир в представлении Карсавина - это всеединая симфоническая личность или иерархическое единство симфонических личностей различимого порядка. В человеческом сообществе каждая симфоническая социальная личность (семья, социальная группа, народ, культура) есть «стяженное», несовершенное выражение высшей божественной личности. Это несовершенство преодолевается через единение с Божественной реальностью как носителем единства. В движении к совершенству - смысл и назначение личности, а это предполагает осознание ею себя в качестве свободного осуществления высшей личности. Вместе с тем у каждой социальной личности есть основная функция (задание) по отношению к высшей личности, от ее полноты зависит полнота жизни личности. Высшей степени бытия могут достичь лишь социальные личности, обладающие обширными функциями. Таковыми, по Карсавину, являются прежде всего семья и народ, в отличие от сословий и классов как функционально ограниченных образований. Каждая личность, будучи «индивидуацией», или аспектом, человечества не вечна и нуждается в «усовершении», однако она обладает и абсолютной ценностью как момент самораскрытия человечества, а через него и всего мира. В выявлении основного начал человеческого бытия и его отношения к абсолютному бытию К. усматривал задачу философии истории. История, считал он, имеет своим содержанием «развитие человечества как всеединого, всепространственного и всевременного субъекта» (Философия истории. С. 85). Отсюда смысл исторического исследования - в раскрытии внутренней целостности единства социальной жизни. При этом взаимоотношения между отдельными людьми, социальными группами, историческими процессами есть результат не прямого воздействия одних из них на другие, а проявления высшей личности, которая в различные моменты актуализируется по-разному. В социально-политической области Карсавин - сторонник органической теории в духе идей Э. Бёрка, Ж. де Местра и других европейских консерваторов XVIII - начала XIX века. Он критикует идеологию индивидуализма и порожденный ею взгляд на общество как на механический aiperar «атомизированных» индивидов, исключающий признание абсолютного и надэмпирического характера идеи власти, к чему склонялся К. По существу, эта критика была направлена в адрес буржуазного либерализма, а в его лице и всей западной политической культуры. Хотя принцип приоритета коллективистского начала К. и стремился соединить с признанием самоценности человеческой личности, однако последнее не могло получить своего развития в рамках антиперсоналистского по своему существу учения о симфонической личности. Исходя из этого учения, Карсавин видел задачу русского народа и русской культуры в том, чтобы «проявить», принять «актуализированные» Западом возможности христианства и восполнить их началами, содержащимися в православии. Карсавин верил в большие возможности русского народа, подтвержденные уже имеющимися историческими достижениями России: ее государственностью, духовной культурой, наукой, искусством. Он утверждал, что творческий и народный характер имела и русская революция, с которой он связывал перспективы исторического развития нации. В. П. Кошарный Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 268-270. Сочинения: Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т. I; Соч. М., 1993; Философия истории. Спб., 1993; Малые соч. Спб., 1994; О началах. Спб., 1994. Литература: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч 2. С. 147-157; Лососий Н. О. История русской философии. Гл. 18; Ванеев А. А. Два года в Абези: В память о Л П. Карсавине. Брюссель, 1990; Лев Платонович Карсавин (Сер. «Философия России иервой половины XX века»), М., 2012. Вернуться на главную страницу Л.П. Карсавина
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |