Карпини Джиованни Плано дель
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Карпини Джиованни Плано дель

1182-1252

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Джиованни Плано дель Карпини

Сравнительная карта путешествий Карпини, Рубрука и Марко Поло.

Карпини (Carpini, del Pian del Carpine), Джованни да Плано (1182-1252) - итальянский путешественник, монах францисканец-минорит. После нашествия монголов на запад папа Иннокентий IV (по поручению Лионского собора 1245 года) отправил Карпини в Монголию для сбора сведений о монголах. Из Лиона через Южную Россию, Хорезм, Семиречье, Тарбагатай  Карпини прибыл в ханскую ставку (в районе Каракорума), где присутствовал при съезде монгольских князей и церемонии возведения на престол Гуюка, сына Угэдэя (1246). На обратном пути был принят Батыем, вернулся в 1247 году с письмом Гуюка. Отчет о поездке изложил в труде "Libellus historicus", который содержит ценные сведения о монголах и о посещенных Карпини странах и народах, в том числе и о России. Работа неоднократно издавалась, на русском языке есть 2 перевода: Д. Языков, "Историческое сочинение Иоанна де Плано - Карпини, которого папа Иннокентий IV послал послом к татарам в 1246 г." (в кн.: "Собрание путешествий к татарам...", СПБ, 1825) и А. И. Малеин, "Иоанн де Плано К., История монгалов" (СПБ, 1911; переизд. в 1957, в его кн.: "История монгалов. - Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны").

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Карпини Джиованни Плано Дель (1182-1252) - путешественник.

Джиованни дель Плано Карпини, которого обычно именуют просто Карпини, родился в 1182 году в городе Умбрии. В 1245 году, в возрасте шестидесяти трех лет, предпринял путешествие в Центральную Азию. Итальянский монах-францисканец, направленный папой Иннокентием IV в земли, захваченные монголо-татарами, должен был установить дипломатические отношения с монгольскими ханами и склонить их к союзу против исламских государств. Его отчет о путешествии впервые познакомил Европу с миром Востока тех лет. Автор "Истории монголов".

При Чингисхане и его преемниках, великих ханах Угедее и Мункэ, ранняя военно-феодальная Монгольская империя достигла размеров, неслыханных в истории человечества. В результате ряда грабительских походов монголы к середине XIII века завоевали Северный Китай, Туркестан, Иранское нагорье, Месопотамию, Закавказье и Восточную Европу. Монгольские походы сопровождались чудовищным разорением завоеванных стран. На жестоких монголов европейцы смотрели, как на дьяволов, вырвавшихся из бездны преисподней, и дали им название "тартар", или "татар", то есть сынов тартара, или ада. В 1206 году Чингисхан избрал столицей своего царства Каракорум - древний город в Центральной Азии, который был расположен на реке Орхон, у северных границ Китая.

Наступление монголов взволновало папу римского, предполагавшего заключить союз с татарами, или хотя бы выведать их дальнейшие намерения. С этой целью папа Иннокентий IV отправил к монгольскому хану свое первое посольство, которое привезло от хана высокомерный и малоутешительный ответ. Тогда папа решил послать к хану второе посольство, поручив эту миссию францисканскому монаху Джиованни дель Плано Карпини, слывшему умным и тонким дипломатом.

Карпини был избран руководителем миссии, состоящей из трех человек, и выехал в апреле 1245 года из Лиона, где находилась тогда резиденция папы. Он направился через Богемию (Чехия), Силезию и область Краковского герцогства в Киев, оттуда по покрытому льдом Днепру к Черному морю и затем вдоль его северного побережья и частично по прибрежному льду к Дону и дальше к Волге.

4 апреля 1246 года путешественники прибыли в зимнее кочевье Батыя - Сарай-Бату (ниже теперешнего Волгограда). Татары, встретившие послов весьма недружелюбно, направили их под стражей к Батыю - второму лицу после великого хана, находящегося в Каракоруме.

"Прежде чем нас повели к хану, - рассказывает Карпини, - нас предупредили, что мы должны будем пройти между двух огней, так как сила огня очистит нас от дурных намерений и от яда, если мы имеем какой-нибудь злой умысел против хана, на что мы и согласились, дабы снять с себя всякое подозрение".

Монголы немедленно разожгли два костра. Рядом воткнули два копья, к которым привязали веревку с нацепленными кусками цветных тканей, соорудив, таким образом подобие ворот. Около костров уселись две женщины, брызгающие водой и произносящие заклятия.

Через эти ворота сначала пронесли подарки для хана, а затем прошли монахи. Карпини и его спутник были приняты Батыем.

Папская грамота была переведена толмачами на славянский, арабский и татарский языки, после чего ее прочли хану. На другой день Батый призвал к себе послов и приказал ехать в стан великого хана. Под монгольским конвоем 64-летний старик был вынужден пройти за три с половиной месяца громадный отрезок от Сарая до летней резиденции великого хана Сыр Орды около столицы Каракорум (к западу от нынешней столицы Монголии Улан Батора). Экспедиция следовала по проложенному с древних времен мировому торговому пути, который на севере проходил мимо Аральского моря к нижнему течению Сыр - Дарьи и нижнему течению Или и далее через Джунгарские ворота в Монголию.

22 июля 1246 года Карпини со спутником прибыли в Сыр-Орду и попали туда в период избрания нового великого хана. Преемником Угедея, умершего весной того же года стал Гуюк. Эта процедура, обставленная со всей роскошью огромного государства, заняла много времени - прошел целый месяц, прежде чем Гуюк был провозглашен великим ханом и принял папских послов. Несколько дней спустя, 13 ноября, Карпини вручили ответное письмо хана к папе римскому, которое кончалось словами: "Мы поклоняемся нашему Богу и с его помощью разрушим весь мир от Востока до Запада".

В ставке Гуюк-хана Плано Карпини встретил группу русских, в том числе великого князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского. Он, живя в орде, изучал быт и нравы татар, и его описания обнаруживают большую наблюдательность.

Больше всего монах восхищается неутомимостью и уменьем монголов легко переносить голод и стужу. "Татарин, напостившись день или даже два, напевал так весело, будто бы был после вкусного обеда".

Мужчин от женщин очень трудно отличить вследствие того, что одеваются они совершенно одинаково: все носят халаты, подбитые мехом, и высокие шапки из холста или из шелка, расширяющиеся кверху. Мужчины не утруждают себя никакой домашней работой: охотиться, стрелять из лука, пасти стада, ездить верхом - вот и все их занятия. Девушки и женщины тоже отличаются ловкостью и смелостью. Они обязаны выделывать меха, изготавливать одежду, а также смотреть за скотом. Все домашние работы идут тем успешнее, чем больше в каждом доме женщин. Благодаря обычаю многоженства татары покупают себе столько жен, сколько каждый из них в состоянии прокормить.

Монголы очень суеверные: они верят в чары, колдовство и в очистительную силу огня. После смерти какого-нибудь вельможи вместе с ним зарывают чашу, полную мяса, кружку с кумысом, кобылицу с жеребенком и оседланного и взнузданного коня.

Главный их недостаток состоит, по мнению Карпини, в том, что они горды и надменны с иностранцами и ни во что не ставят человеческую жизнь.

Плано Карпини представил папе "Исторический обзор" (в русском переводе "История монголов") о нравах монголов, их жизни, религии и государственном устройстве. Путешествие Джиованни дель Плано Карпини открыло список великих путешествий европейцев в Азию.

Он умер в Риме в 1252 году. 

Карпини, Иоанн дель Плано (лат. Carpini; ит. Carpine)(1180-е/1190-е, Вилла-дель-Карпине — 1252, Бар) — итальянский монах-францисканец, посланник папы Иннокентия IV в Монгольскую империю, первым из европейцев побывавший в Сарае и Каракоруме в 1245—1247 годы и оставивший описание своего путешествия. Карпини родился в Вилла-дель-Карпине (современный город Маджоне в Умбрии, Италия), по разным данным, в 1180-х годах или начале 1190-х годов. Был другом и сподвижником своего земляка Франциска Ассизского и сам стал проповедником и видным деятелем францисканского ордена. Сыграл большую роль во францисканской пропаганде в странах Северной и Центральной Европы.

В 1245 году папа римский Иннокентий IV поставил Карпини во главе дипломатической миссии в Монгольскую империю. Целью посольства было сдерживание монголов, продвинувшихся в 1241 году до Легницы в Силезии, а также сбор информации о них как о потенциальном союзнике против исламских государств. В апреле 1245 года Карпини и его спутники отправились из Лиона, где тогда находилась папская резиденция, в Чехию, откуда через Польшу прибыли в Киев. Далее посольство, двигаясь по Днепру, черноморскому побережью, Дону и Волге, в апреле 1246 года пришло в Сарай к хану Батыю, правителю Джучи улуса (Золотой Орды). Оттуда по древнему караванному пути, проходившему по приволжским степям и Средней Азии через Джунгарские ворота в Монголию и Китай, Карпини в течение трех месяцев добирался до летней резиденции Великого хана близ города Каракорума в Монголии. Вскоре после своего прибытия Карпини стал очевидцем торжеств по случаю избрания на курултае нового Великого хана Гуюка. Карпини провел переговоры с Гуюком и получил ответ хана на письмо папы. Содержащееся в нем требование о подчинении папы и европейских государей монгольскому владычеству свидетельствовало о провале миссии Карпини. В ноябре 1246 года Карпини по уже знакомому маршруту пустился в обратный путь и в ноябре 1247 года вернулся в Лион.

В конце 1240-х годов Карпини составил на латинском языке «Историю монголов» (Historia Mongalorum, quos nos Tartaros appellamus; другое название — Liber Tartarorum, т. е. «Книга татар») — отчет о своем путешествии, ставший ценным источником по истории монголов и Монгольской империи, а также тех стран, по которым он проезжал, в частности Руси. Сочинение Карпини состоит из 9 глав, 8 из которых посвящены описанию земли монголов, их внешнего вида и быта, нравов и верований, организации власти и государства, военного дела подвластных монголам народов. В 9-й главе Карпини подробно рассказывает о своем путешествии в Каракорум и обратно, описывая страны и города, где он останавливался. В частности, он говорит о проведенных им во Владимире Волынском переговорах с князем Васильком Романовичем о возможности церковной унии. Сочинение Карпини на протяжении длительного времени оставалось для европейцев важным источником сведений о монголах, оно неоднократно переиздавалось и переводилось на различные языки.

По возвращении из Монголии в 1247 году Карпини был назначен папским легатом ко двору французского короля Людовика IX Святого, а в 1248 году — архиепископом Антибари (современный город Бар в Черногории). Умер в конце июля или начале августа 1252 года.

И. Г. Коновалова.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 219-220.

Далее читайте:

История монгалов, именуемых нами татарами (документ)

Монголы (государственные образования).

Монголы в XIII веке (хронологическая таблица)

Историки (биографический указатель).

Публикации:

Storia dei Mongoli / Ed. critica del testo latino a cura di E. Menesto, trad/italiana a cura di M. C. Lungarotti e note di P. Daffina, introd. di L. Petech, studi storico-filologici di C. Leonardi, M. C. Lungarotti, E. Menesto. Spoleto, 1989.

Переводы, литература:

История монгалов, именуемых нами татарами / Пер. А. И. Малеина. СПб., 1911 (переизд.: Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Ред., вступит, ст., примеч. Н. П. Шастиной. М., 1957); The Story of the Mongols whom we Call the Tartars by Friar Giovanni di Piano Carpini / Transl. with an Intr. by E. Hildinger. Boston, 1996; Юрченко А. Г. Империя и космос. Реальная и фантастическая история походов Чингисхана по материалам францисканской миссии 1245 года. СПб., 2002.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС