Каратыгин Василий Андреевич |
|
1802—1853 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Андреевич КаратыгинКаратыгин Василий Андреевич (1802—1853) — российский актер, переводчик. Дебютировал на сцене Петербургского Большого театра (1820). С 1832 г. — ведущий актер-трагик Александрийского театра. Играл заглавные роли в пьесах отечественных и зарубежных авторов: А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, У. Шекспира, Ф. Шиллера, А. Дюма-отца, В. Гюго. Для его актерского стиля были характерны: напевная декламация, монументальная парадность, живописность поз и приподнятая героика. Гастроли актера в Москве (1833 и 1835) вызвали оживленную полемику, вышедшую за рамки эстетического спора о театральном искусстве. В 1830—1840-х гг. актер перевел и переделал более 40 пьес, поставленных на петербургской сцене. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 216. КАРАТЫГИН Василий Андреевич (1802-1853). В. А. Каратыгин — это целая эпоха в истории русского театра. 3 мая 1820 года он дебютирует в трагедии В. А. Озерова «Фингал» и сразу же занимает ведущее место в петербургском театре. Он создает величественные образы в классических трагедиях Расина, Корнеля, Вольтера, а позднее играет в пьесах Шекспира и Шиллера. По словам Белинского, «игра Каратыгина есть торжество сценического искусства». Пушкин был, вероятно, знаком с Каратыгиным еще до ссылки. Узнав в Михайловской ссылке об удачном бенефисе актера, поэт писал П. А. Катенину в декабре 1825 года: «Радуюсь успехам Каратыгина и поздравляю его...». Вернувшись из ссылки, Пушкин начинает посещать дом Каратыгина, ставшего мужем его старинной знакомой, актрисы Александры Михайловны Колосовой. Он читает у них еще не напечатанную трагедию «Борис Годунов». Оценить пушкинского шедевра Каратыгин не сумел; повторяя мнение своего учителя П. А. Катенина, он называл «Бориса Годунова» «галиматьей в шекспировском духе». Тем не менее Каратыгин дважды пытался выступить в драматических произведениях Пушкина — и первый раз именно в «Борисе Годунове», в сцене у фонтана. Шеф жандармов Бенкендорф постановку не разрешил. Вторично актер предпринял попытку добиться разрешения сыграть роль в «Скупом рыцаре». Пушкин подарил Каратыгину рукопись трагедии для бенефиса 1 февраля 1837 года, но бенефис был отменен за смертью поэта. Власти опасались антиправительственных демонстраций. В библиотеке Пушкина сохранилась переведенная Каратыгиным пьеса «Двое за четверых, или Ревность и шутка» (1827) с надписью: «Александру Сергеевичу Пушкину в знак истинного уважения от переводчика». Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 285-286. Далее читайте:Каратыгин Петр Андреевич (1805-1879), русский актер и драматург, брат Василия Андреевича. автор "Записок", см. ниже. Записки П.А. Каратыгина. // «Русская старина». Ежемесячное историческое издание. 1873 г. Том VII. Санкт-Петербург, 1873, стр. 146-180.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |