Кан Ювэй |
|
1858-1927 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Кан ЮвэйКан Ювэй (Кан Наньхай, Кан Цзуи, Кан Гуанся, Кан Чансу, Кан Гэншэн) (19 марта 1858, уезд Наньхай провинции Гуандун — 31 марта 1927, Циндао провинции Шаньдун) — китайский мыслитель и политик. В юности учился у известного неоконфуцианского наставника того времени Чжу Цыци, испытал воздействие буддизма. С 1890-х гг. преподавал в Гуанчжоу (Кантоне), среди его учеников — будущий политик и философ Лян Цичао. В этот период были написаны труды «Синьсюэ вэйцзнн као» («Исследование поддельных канонов Новой школы», 1891) и «Кун-цзы гайчжи као» («Исследование реформ институтов Конфуцием», 1897). В 1895 получил высшую ученую степень цзиньши. В 1898 император принял предложения Кан Ювэя по модернизации системы образования, отмене старой системы госэкзаменов, усилению вооруженных сил, введению начал парламентаризма и самоуправления. Начавшиеся в июне «Сто дней реформ» завершились в сентябре 1898 дворцовым переворотом, заключением императора Гуансюя под домашний арест и казнью шести ведущих реформаторов. Самому Кан Ювэю удалось бежать в Гонконг. В 1899 он создал в Канаде Общество защиты императора, к началу 1900-х гг. завершил работу над «Да тун шу» («Книга о Великом Единении»), В период зарубежных скитаний его увлечение западными идеями сменилось пафосом защиты национального наследия. После победы Синьхайской революции 1912 Кан Ювэй вернулся в Китай, где участвовал в провалившихся попытках учреждения конституционной монархии в 1917 и 1924. Рассматривая Конфуция как «некоронованного правителя», посланного Небом для наведения порядка в обществе, Кан Ювэй для доказательства этого тезиса обратился к сопоставлению школ «текстов новых письмен» и «текстов старых письмен» (см. Цзин сюэ), появившихся в результате различных реконструкций дониньских философских произведений, уничтоженных при династии Цинь (221—206 до н. э.). Оспаривая утвердившуюся точку зрения, он объявил подделкой тексты «старых письмен», якобы найденные в стене дома Конфуция при династии Хань, одновременно настаивая на аутентичности канонов «новых письмен», восстановленных сразу после падения Цинь на основе устно переданных текстов. Если школа «новых письмен» считала Конфуция земным мудрецом, унаследовавшим древнюю традицию, упорядочившим и передавшим ее последующим поколениям, то школа «старых письмен» видела в нем божественную фигуру, находя в приписываемых ему текстах глубокий аллегорический смысл. Трактовка Конфуция как божества, ниспославшего «шесть канонов», дала Кан Ювэю возможность сформулировать свои социально-политические взгляды со ссылкой на авторитет древности, но без опоры на консервативную традицию имперского конфуцианства. Возглавив в 1912 Общество религии Конфуция, Кан Ювэй добивался конституционного закрепления государственного культа Конфуция. Общественные взгляды Кан Ювэя соединяли учение Хэ Сю (2 в.) о «трех эпохах» [«упадок и хаос» — «рождающийся мир-равновесие» (шэн пин) — «великий мир-равновесие» (тай пин)] с конфуцианскими идеями «малого процветания-благосостояния» (сяо кан) и «Великого единения» (да тун). Кан Ювэй полагал, что человечество находится на этапе «рождающегося мира-равновесия» и начинает движение к идеальному обществу Великого единения, в котором будут сняты девять видов различия, вызывающих страдания (между государствами, расами, классами, полами, семьями, профессиями, видами, отменятся также «хаотические» иррациональные страдания и страдания из-за страданий). После установления всемирного общества всеобщего равенства и благоденствия, в котором будут невозможны войны и конфликты, главной проблемой человечества станет достижение бессмертия. Философским основанием социально-утопической теории Кан Ювэя служило соединение понятий Мэн-цзы о «сердце, небезразличном к страданиям других людей», фундаментального конфуцианского понятия о гуманности (жэнь), учения об «изначальной пневме» (юань ци) и заимствованного западного понятия об «электричестве» (дянь). «Пневма» и «электричество» пронизывают все бытие и порождают взаимное притяжение вещей, что у людей проявляется в форме «гуманности» — сочувствия друг другу, взаимопомощи и т. д. А. В. Ломанов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 204.
Кан Ю-Вэй (Кан Чан-су, Кан Нань-хай) (19.III.1858 - 31.III.1927) - китайский ученый и педагог, руководитель движения за реформы в Китае в конце 19 века. Родился в семье мелкопоместного шэньши уезда Наньхай провинции Гуандун. Получил классическое конфуцианское образование. В 1888 году, прибыв на экзамены в Пекин, Кан Ю-Вэй направил письмо троим влиятельным сановникам при маньчжурском дворе, а затем послал меморандум вдовствующей императрице Цыси и молодому императору Гуансюю (Цзай Тяню); в письме и меморандуме он обличал порядки в империи, обращал внимание двора на рост агрессии капиталистических держав в Китае и призывал к срочному проведению преобразований в управлении страной. Выступая с критикой двора, Кан Ю-Вэй, выходец из китайской помещичьей среды, в то же время проявлял и свойственную его классу боязнь возникновения новой крестьянской войны, повторения тайпинского восстания и призывал двор к проведению реформ во имя недопущения революционных выступлений крестьян. Кан Ю-Вэй выпустил несколько книг, в которых обличал официальную феодальную идеологию - догматическое неоконфуцианство. Эти книги ставили под сомнение подлинность классических канонов, на которых основывалось официальное конфуцианство, и ссылками на авторитет самого Конфуция обосновывали необходимость проведения реформ в стране. Одновременно Кан Ю-Вэй вел педагогическую работу в Гуанчжоу, руководя школой "Чансин", в которой ввел преподавание современных западных естественных и общественных наук, бросив вызов официальной схоластической феодальной системе образования. В 1887 году Кан Ю-Вэй была написана книга "Да тун шу" ("Книга о Великом Единении"), излагавшая его утопич. социальную теорию и содержавшая обличительную критику как современного китайского феодального общества, так и буржуазного строя Запада. Кан Ю-Вэй выдвигал идею о необходимости ликвидации старого общества, об упразднении частной собственности и создании нового общества, основанного на всеобщем равенстве. Весной 1895 года Кан Ю-Вэй стал во главе возникшего в Китае организованного буржуазно-помещичьего движения за реформы. Он написал меморандум императору, направленный против ратификации кабального Симоносекского договора 1895 года с Японией; меморандум содержал обширную программу политических, экономических и культурных преобразований, преследовавших цель усиления Китая и по существу расчищавших пути для капиталистического развития страны. В августе 1895 года в Пекине Кан Ю-Вэем и его сторонниками был создан "клуб реформ" - Цянсюэхой (Ассоциация усиления государства), вскоре открывший свои филиалы в основных провинциальных центрах и выпускавший свой печатный орган "Цянсюэбао ("Усиление государства"). В апреле 1898 года под руководством Кан Ю-Вэя была создана новая партия реформ - Баогохой (Союз защиты государства). Сторонникам реформ удалось организовать в июне 1898 года аудиенцию Кан Ю-Вэя у молодого императора и заручиться его согласием на привлечение группы реформаторов к государственному управлению. В период "Ста дней реформ" (11 июня - 21 сентября 1808 года) реформаторы от имени императора издали около 60 указов о реформах. После дворцового переворота, проведенного 21 сентября 1898 года ультраконсервативной группировкой Цыси и положившего конец организованному движению за реформы, Кан Ю-Вэй эмигрировал из страны. В эмиграции Кан Ю-Вэй создал в 1899 году Баохуанхой (Союз защиты императора) - монархическую организацию, ставившую целью реставрацию на престоле императора Цзай Тяня, отстраненного от власти Цыси. Деятельность Кан Ю-Вэя после 1898 года объективно носила реакционный характер, ибо она препятствовала сплочению прогрессивных сил страны в борьбе за революционное свержение Цинской монархии. В 1908 году после смерти Цзай Тяня и Цыси Кан Ю-Вэй принял участие в умеренном буржуазно-помещичьем конституционно-монархическом движении. После революции 1911 года заметной роли в политической жизни страны не играл, хотя в 1917 году участвовал в монархическом путче генерала Чжан Сюня, пытавшегося восстановить правление Цинской династии; Последние годы жизни Кан Ю-Вэем были посвящены тщетным попыткам возрождения конфуцианства, которое он стремился превратить в общенациональную религию. Серьезное научное изучение деятельности Кан Ю-Вэя и его теоретического наследства в Китае началось лишь после учреждения КНР. После дворцового переворота Цыси были изданы императорские указы, требовавшие сожжения книг Кан Ю-Вэя. Пока существовала Цинская династия, ни о каком изучении движения за реформы в Китае не могло быть и речи. Гоминьдановские историки также отказывались от исследования движения за реформы и наследства, оставленного Кан Ю-Вэем. Кан Ю-Вэй мотивируя это тем, что Кан Ю-Вэй после 1898 года вел активную борьбу с Сун Ят-сеном и был тесно связан с антиреспубликанским монархическим движением. За годы существования КНР китайскими учеными выпущен ряд книг и статей о Кан Ю-Вэе и руководимом им движении за реформы. Основная масса статей вышла в 1958 году в связи с широко отмечавшимся 60-летием движения за реформы и 100-летием со дня рождения Кан Ю-Вэя. С. Л. Тихвинский. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965. Литература: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959 (библ.).
Кан Ювэй, Кан Цзуй, Кан Гуанся, Кан H а н ь х а й (19.3.1858, с. Интань, ок. Кантона,— 31.3.1927, Циндао, пров. Шаньдун), китайский учёный, философ, политический деятель. В 1898 году был главным вдохновителем реформаторского движения и «реформ ста дней» (11.6. — 21.9.1898); спасаясь от преследований, уехал из Китая, путешествовал по Азии, Америке и Европе; в 1899 году организовал в Канаде консервативный Союз защиты императора (Баохуан хуэй). С 1912 года в Китае, боролся за установление конституционной монархии и превращение конфуцианства в государственную религию. Автор многочисленных сочинений, в которых рассматривается проблема подлинности канонических книг и даётся собственная интерпретация конфуцианства с привнесением элементов буддизма и некоторых европейских теорий. Уделил значительное внимание концепции «перемен», или «изменений» (бянь), как проявления «пути неба», «закона (ли) вещей», имеющего эволюционный и в значительной мере индивидуальный характер. Традиционное конфуцианское понятие жэнь (гуманность) Кан Ювэй истолковывал как силу любви, объединяющую людей. Историческое развитие человечества объяснял при помощи почерпнутой из хроники «Гунъянчжуань» теории трёх этапов: хаоса, поднимающегося покоя и великого покоя, сменяющих друг друга в эволюционном процессе. Дополнив эту теорию высказываниями Конфуция о периодах великого единения и равенства (да-тун) и малого спокойствия, Кан Ювэй развил универсальную теорию социального развития да-тун, сходную с теориями европейского утопического социализма: в условиях всеобщего равенства, любви, справедливости и общественного владения имуществом идеальный мир будущего будет принадлежать всем людям; семья, государство, частная собственность, наказания и даже национальные языки будут упразднены либо постепенно исчезнут, так же как и «девять преград» (государственные, классовые, расовые, половые, профессиональные и т. п.) — источник человеческих страданий. Оказал значительное влияние па развитие общественной мысли в Китае конца 19 века. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Да-тун шу (Книга о Великом Единении и Равенстве), Пекин, 1956; Кун-цзы гай-чжи као (Исследование идей Конфуция об изменении гос. строя), Пекин, 1958; Синь-сюе вэй цзин као (Исследование о подделанных классических канонах Синьской школы), Пекин, 1956. Литература: Новая история Китая, М., 1972, с. 289—313; Тихвин-ский С. Л., Движение за реформы в Китае в кон. 19 в., М., 19802; K'ang Yu-vrei. A biography and a symposium, ed. with transl. by Jung-pangLo, Tucson, 1967; Liang Ch'i-ch'ao, Intellectual trends in the Ch'ing period, Camb. (Mass.), 1959, p. 83—107.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Китая (биографический указатель). Все о Китае и китайцах (спраовчник). Сочинения:Кан Наньхай вэньцзи (Собр. соч. Кан Наньхая), т. 1—8. Шанхай, 1915; Датун шу (Книга о Великом Единении). Пекин, 1956. Литература:Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М., 1980. Фельбер Р. Учение Кан Ювэя о мире Да тун — теория утопического коммунизма или положительный идеал китайских ре-форматоров? — В кн.: Общественно-политическая мысль Китая (кон. XIX - нач. XX в.). М., 1988; Jung-pang Lo (ed.). K'ang Yu-wei: A Biography and a Symposium. Tucson, 1967; Hsiao Kung-chuan. A Modern China and a New Wbrld: K'ang Yu-wei, Reformer and Utopian, 1858— 1927. Seattle—L., 1975.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |