Кантор Владимир Карлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кантор Владимир Карлович

р. 1945

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Владимир Карлович Кантор

Кантор Владимир Карлович (30.03.1945. Москва) - историк русской философии, доктор философских наук, писатель. В 1969 году окончил филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1974 года - сотрудник журнала «Вопросы философии», заведующий отделом эстетики и этики. Кандидатская диссертация - «Проблема общественного назначения искусства в русской эстетической мысли второй половины XIX столетия» (1974). В 1988 году защитил докторскую диссертацию «Борьба идей в русской эстетике XIX в. (40-70-е гг.)». С 2003 году - профессор философского факультета Научного исследовательского университета Высшая школа экономики. Кантор один из организаторов серии «Из истории отечественной философской мысли» (Прилож. к журн. «Вопросы философии»); является составителем и автором вст. ст. сб.: «Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века» (1982); «А.И. Герцен. Эстетика. Критика. Проблемы культуры» (1987); «К. Д. Кавелин. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры» (1989); «Ю. М. Лотман» (2009); «А. И. Герцен. Избр. труды» (2010); «Ф. А. Степун» (2012); «П. Б. Струве» (2012).

В основе научной деятельности Кантора - исследование русской культуры XIX века, которую он рассматривает с историософской точки зрения в контексте русской истории, ставя своей задачей определение специфики развития России, ее архетипа. Коренным противоречием российской истории К. считает антиномию «стихии» и «цивилизации» (Хаоса и Лотоса), которая находит свое воплощение в столкновении «Степи» и «Города» (природы и культуры произвола и правопорядка) с постоянной победой энтропийных, стихийных начал, приводивших в области духа к нигилизму (Писарев, Толстой. М. 1. Бакунин и др.), а в реальной истории к бунтам и торжеству уравнительных ценностей. Поскольку, с точки зрения Кантора, в основе взаимосвязи культур, их внутреннего роста, взаимообучения и взросления лежит система заимствования, приобретения и переработки чужих смыслов и ценностей, он исследует проблемы, позволяющие выявить специфику приобщения России к цивилизации, отношения России к Западу; противостояние стихийных элементов элементам цивилизационно-организующим; тип национальной ментальности; роль «стенного начала» как препятствия на пути к праву и закону, фактор насилия; особенности русского демократизма, отсутствие цивилизованного механизма смены поколений; роль литературы в христианизации страны, утверждении в ней идей просвещения и свободы и др.

Г. В. Жданова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 265.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Русская эстетика второй половины XIX столетия и общественная борьба. М., 1978; «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М.. 1983; «Средь бурь гражданских и тревоги...» Борьба идей в русской литературе 40 - 70-х годов XIX века М., 1988; В поисках личности: опыт русской классики. М., 1994; «...Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М., 1997; Феномен русского европейца: Культурфилософские очерки. М., 1999; Русский европеец как явление культуры. М., 2001; Русская классика, или Бытие России. М., 2005; Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса М., 2008; «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: очерки. М., 2010; «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов (становление философского пространства в России). М., 2011; The Tragedy of Herzen, or Seduction by Radicalism/ Russian Studies in Philosophy. 2013. Vol. 51. № 3, La tention comme paradigm de la culture chretienne: l'exemple de l'oeuvre de Dostoevski//Revue philosophique de Dostoievski//Kevue philosophique de la France et de I'dtranger. 2013. Vol. 138. № 2, и др.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС