Иммануил Кант |
|
1724-1804 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иммануил Кант
КАНТ (Kant), Иммануил (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкого классического идеализма. Родился в г. Кёнигсберге (ныне Калининград). Окончив Кёнигсбергский университет (1745), стал домашним учителем; с 1755 г.— приват-доцент, а с 1770-го — профессор Кёнигсбергского университета. Философское развитие К. делится на 2 периода — докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.) и критический, когда К. приступил к критике разума. В течение докритического периода философский интерес К. был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес К. сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Новаторство К. в докритический период при исследовании проблем бытия природы заключается в том, что он был одним из первых философов, который большое внимание уделил проблеме развития. К. утверждал: Солнечная система возникла из большого первоначального облака разряженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составляющих его частиц; природа имеет свою историю во времени (начало и конец), она не вечна и находится в постоянном изменении и развитии; движение и покой относительны; всё живое на Земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции. В то же время идеи К. несут на себе отражение мировоззрения того времени: механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину; данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники К. считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца). В основе философских исследований К. критического периода лежит проблема познания. В своей книге «Критика чистого разума» он отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. Большинство философов до К. видели в качестве главной причины трудности познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество не разгаданных на протяжении тысячелетий тайн. К. выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (т. е. разум не может всего познать). Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия — антиномии. В «Критике чистого разума» К. классифицирует само знание и выделяет три понятия, которые его характеризуют: апостериорное знание; априорное знание; «вещь в себе». Последняя — одно из центральных понятий всей философии К. «Вещь в себе» — внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Последний может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность. Само человеческое сознание (чистый разум) также, по К., имеет свою структуру, которая включает в себя: чувственность, рассудок, разум. Большая заслуга К. перед философией заключается в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греч. — высказываниях) — предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести всё сущее. Наряду с «чистым разумом» — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, К. выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность, и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — «Критика практического разума». Главные идеи этой работы: какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, К. приходит к следующим выводам: чистая нравственность — признанное всеми добродетельное, общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону, который имеет высший и безусловный характер. Его К. назвал категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». В своей третьей книге критического периода «Критика способности суждения» К. выдвигает идею всеобщей целесообразности: в эстетике, в природе, в сфере духа (наличие Бога). Высказывания К.: «Две вещи, перед которыми я преклоняюсь, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»; «Что я могу знать, что я должен делать, на что я должен надеяться? Что такое человек?» — являются актуальными и в наши дни. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 153-156.
Вернуться на главную страницу Канта
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |