Камю Альбер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Камю Альбер

1913-1960

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Альбер Камю

Камю (Camus) Альбер (1913-1960) - французский философ, писатель, драматург, политический публицист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Родившись во французском Алжире в бедной семье, Камю сумел, однако, получить солидное философское образование. Темой его дипломной работы стали взаимоотношения христианства и неоплатонизма. Во время учебы в ун-те организовал театр для рабочих. В 1935 году вступил в компартию, в которой, однако, надолго не задержался. В 1938 году выступил как журналист, сотрудничая в различных французских периодических изданиях. Тогда же пишет пьесу «Калигула» и начинает повесть «Посторонний». В 1940 году Камю пишет одно из главных своих философских произведений - эссе «Миф о Сизифе» (опубликовано в 1943). В нем он отстаивает мысль о том, что величие человека заключается в его способности превозмогать внешние обстоятельства своей жизни. Эта тема станет одной из главных для французской интеллигенции, сочувствовавшей или прямо участвовавшей в движении Сопротивления. Во время оккупации Камю сотрудничает в газете «Combat». После войны мыслитель становится одним из властителей дум интеллектуальной элиты страны. В 1951 году пишет другое свое программное философское эссе «Бунтующий человек». Позиция Камю, изложенная в этой работе, становится объектом ожесточенной критики, как справа, так и слева. В это же время происходит разрыв с Ж.-П. Сартром. Камю гораздо критичнее, чем Ж.-П. Сартр, относился к марксизму, а также к политической практике, принятой в СССР того времени. Как публицист Камю крайне резко выступает против подавления восстания в Восточном Берлине (1953) и роли Советского Союза в венгерских событиях 1956 года. Основное литературное сочинение Камю, написанное в 1950-е годы, - роман «Чума», в котором звучат те же мотивы, что и в «Бунтующем человеке», - противодействие злу и насилию как акт индивидуального выбора, как важнейшая форма свободы, доступная человеку в чуждом для него мире.

По своей манере письма Камю безусловно скорее эссеист, чем систематический философ. Его философия принадлежит к той же традиции, что и тексты М. Монтеня, Б. Паскаля, Вольтера, составляющие золотой фонд французской мысли. С точки зрения Камю, современная ему философия имеет ярко выраженную «техническую» направленность. Она (в лице, в частности, феноменологии) повернулась спиной к практическим нуждам человека, к эстетической составляющей его жизни. Философия стала слишком абстрактной, что означает нарушение баланса между разумом и чувствами. Именно этот баланс находится в центре внимания т. н. средиземноморской философской традиции, к которой Камю осознанно примыкает. Этот же дисбаланс отталкивает Камю и от Экзистенциализма сартровского толка. Последний, такой, каким он представлен в «Бытии и ничто», одна из разновидностей «технической» философии, представляющей своего рода теологию без Бога, новую схоластику, сквозь формулировки которой совершенно не видно живого страдающего и борющегося человека. Такая философия, по мнению Камю, оправдывает все тоталитарные режимы, основанные на насилии над индивидом. В «Мифе о Сизифе» экзистенциализм отнесен мыслителем к особой форме «философского самоубийства».

Философскому атеизму, характерному для взглядов Ж.-П. Сартра и его многочисленных почитателей, Камю противопоставляет гуманистический агностицизм. Я не верю в Бога, утверждает Камю, но я и не атеист. Для Камю присутствие в мире зла слишком безусловно и неустранимо, чтобы можно было говорить о приемлемости божественного промысла. Отсутствие Бога, при том что у человека существует некая психологическая предрасположенность искать Его в мире, лишает мир оправдания и объяснения. По мысли К., экзистенциальные основания взаимоотношений между человеком и окружающим его миром характеризуются фундаментальным несоответствием между тем, что человек хочет от мира, и тем, чем является сам этот мир. Последний просто чужд человеку. Но человек не может не перестать относиться к нему как к осмысленной реальности. В этом восстанавливающемся несовпадении человеческой и природной реальностей всякий раз воссоздается и абсурдность человеческого бытия. Во многом благодаря К. сам термин «абсурд» стал необычайно популярен в европейской философии середины прошлого века. Жить - значит воспроизводить абсурд. Главный герой первой философской работы Камю - Сизиф - и есть герой абсурда. Непредвзятая мысль неизбежно приводит нас к открытию абсурдности человеческого существования. Но важно не только обнажить абсурдность бытия, но и преодолеть ее. Это означает научиться жить в абсурдном мире, не капитулируя перед ним (в частности, в акте самоубийства), не закрываясь от него теми или иными философско-теоретическими схемами. Согласно Камю, нужно отбросить классический образ человека, основанный на картезианском принципе cogito, и повернуться лицом к тотальности человека. Если человек это главным образом разум, то спасти его не может ничто, ибо мир принципиально не поддается разумному осмыслению. Для абсолютного разума за его пределами больше ничего нет. Но для абсурдного героя Камю за пределами разума обнаруживается главная арена проявления человеком своей сути - арена непрекращающейся борьбы за собственное достоинство вопреки неразумности и бесчеловечности внешнего мира. Сизиф не отрицает разум, но и не сводит к нему свое бытие. Абсолютизация разума ведет к бездействию. Тотальность человека - к непрекращающемуся бунту, в котором реализуется человеческая свобода. Без этой борьбы нет цельного, конкретного человека. Вместо него торжествуют одни абстракции. Тотальный взгляд на человека позволяет ценить настоящее, уводит от искуса жить только прошлым или будущим. В недооценке категории настоящего Камю упрекал и экзистенциалистов, и марксистов. Мыслитель отвергал принцип «несправедливость сегодня, завтра полная гармония». Эта тяга к виртуальной, несуществующей реальности отражает многие идеологические схемы 20 века. Камю выступает за бодрствующее сознание, открытое настоящему. Социальные ценности не находятся где-то в конце пути, но создаются здесь и теперь. Никакое светлое будущее не оправдывает скверное настоящее. Бунт имеет двойственную природу. С одной стороны, он принадлежит абсурду, хотя и не совпадает с ним. С другой стороны, бунт сам устанавливает границы. В «Бунтующем человеке» К. трансформирует формулу Р. Декарта: не «мыслю, следовательно, существую», но «восстаю, следовательно, существую» - вот первопринцип новой философии реального человека, вот основа нового гуманизма.

Полемизируя с Ж.-П. Сартром и марксистами, К. выступил против того, что он называл историзмом. По его мнению, толкуя о «смысле истории», ее логике, идеологи 20 века лишь по-новому окрасили старое стремление к господству над человеком. Не о субъекте истории ведут они речь, но о ее объекте. Индивид с точки зрения этой философии истории - предмет для манипуляций. Абсолютизация истории ведет к террору, неважно какому - теологическому, фашистскому или коммунистическому. Предметом абсолютизации самого Камю бесспорно является индивид, что неоднократно отмечали его критики, как справа, так и слева. Мыслитель признавал, однако, что такого рода абсолютизация все же лучше и гуманнее, чем эксплуатация истории в интересах меньшинства. По его мнению, реальная история есть цепь трагических попыток человека преодолеть свою судьбу. Доминирующие же течении в европейской философии истории, напротив, утверждали главенство судьбы над свободой личности. Как отмечал сам К., во всех его произведениях ставится вопрос о том, в состоянии ли человек без помощи вечности или чистого разума создавать для себя ценности. Это, в свою очередь, невозможно без активной жизненной позиции. Главный вопрос, который, согласно Камю, стоит перед современным человеком, - узнать, чего ты стоишь.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 266-268.

Сочинения: Избранное. М., 1969; Избранное. М., 1988; Сочинения. М., 1989; Бунтующий человек. М., 1990; Изнанка и лицо: Сочинения. М.-Харьков, 1998; Размышления о гильотине // Кестлер А., Камю А. Размышления о смертной казни. М., 2003; Essays. Р., 1965.

Литература: Спыну Л.М. Философия А. Камю как историко-философская проблема. М., 2001; Черногорцева Г.В. Сущность человека в философии экзистенциализма (по работам М. Хайдеггера и А. Камю). М., 2002; Melanson М.А. Camus, analyse de sa pensee. P., 1976; Barilier E.A. Camus, literature et philosophic. P., 1977; GinestierP. Pour connaitre la pensee de Camus. P., 1981.


Вернуться на главную страницу Камю

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС