Иван Васильевич Грозный |
|
1530-1584 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иван IV Васильевич Грозный
Иван (Иоанн) IV Грозный (25 8.1530, с. Коломенское - 18.03.1584, Москва) - первый русский царь (с 1547), проводил жесткую политику укрепления централизованного государства, сыграл большую роль в разработке официальной идеологии «самодержавства». Собственно теоретических соч. не оставил, свои политические взгляды изложил в посланиях, дипломатической переписке, в переписке с Курбским. В них Иван IV преследовал две задачи: обосновать легитимность царской власти в России и доказать ее абсолютный характер. Природа власти русских князей, считал он, носит сакральный характер, она не только исходит от Бога, но и по своей сущности близка власти самого Бога. Это философско-религиозное обоснование легитимности монархической власти он дополнил историко-генеалогической аргументацией, имевшей важное значение для политической практики феодального общества. Еще Василий III, отец Ивана IV, ввел в чин венчания чтение своей родословной, начиная с Августа, через Рюрика, который объявлялся прямым потомком Пруса - родственника римского императора. Царский статус московских князей Иван IV обосновывал тем, что византийский император вручил в свое время царский венец Владимиру Мономаху. Иван IV стремился не оставить какого-либо сомнения не только в законности своей власти, но и в степени ее совершенства и могущества, называя себя «величайшим христианским государем». Будучи сторонником абсолютистской формы монархии, он определял ее как «вольное царское самодержавие». Это значило, что царь волен по своему усмотрению «жаловать и казнить своих подданных», власть царя и закон несовместимы. Если современники Ивана IV - сторонники идей «некасаемости царя», - встраивали в механизм абсолютной власти моральный ограничитель властного беспредела, сам царь устраняет этот ограничитель, а по существу, и ответственность за свои действия перед Богом, перекладывая ее на подданных. Наработанное веками содержание понятия «царской грозы» («Царь грозен, но справедлив») он сводит лишь к жесткости (причем непосредственной) по отношению к подданным. При этом наказывать, по его мнению, следовало не только за дела, но и за мысли, ибо замыслы людей более опасны, чем их дела. Как утверждал А. Курбский в своей полемике с Иваном IV, он «затворил русскую землю, сиречь свободное естество человеческое, аки в адовой твердыне». Основываясь на идее безграничности царской власти, Иван IV отвергал традиционное представление о том, что церковь печется о спасении души человека, а государство - о его земных интересах, считая, что царское правление должно «заботиться о телах и душах многих людей». Такое понимание вело к политике огосударствления церкви путем превращения ее в одно из ведомств царской власти. Со священниками, в которых Иван IV усматривал своих противников, он расправлялся так же беспощадно, как и с боярами. Во всей истории русской православной церкви известен только один случай, когда ее глава был уничтожен по приказу царя, - это удушение митрополита Филиппа по приказу Ивана IV. Политические взгляды Ивана IV развивались в духе идей иосифлян (стяжателей), считавших, что как царь служит делу церкви, так и церковь должна служить государству, не отделяя себя от него. Их учение в конечном счете легло в основу официальной государственной идеологии российской монархии. Отказавшись от идеи превосходства духовной власти над светской, выступая с позиций сакральности самодержавия, единственное ограничение прерогатив последнего Иосиф Волоцкий видел в невмешательстве царя во внутренние дела церкви. Филофей позже пересмотрел и это положение, отнеся к компетенции царя назначение епископов, борьбу с ересями и др., заложив тем самым теоретические основы той реформы, которую Петр I осуществил 2 века спустя. Идея Филофея о том, что подданные обязаны беспрекословно повиноваться монарху, не имея права даже на мысленный протест, вызвала симпатии у Ивана IV. Опираясь на взгляды этих идеологов единого централизованного русского государства, он в своей политической практике сыграл важную роль в становлении и утверждении абсолютистской традиции в России. В. И. Коваленко Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 206. Сочинения: Послания Ивана Грозного. М.; Л.. 1951; Переписка Ивана Грозного с Курбским. Л., 1979; Соч. Спб., 2000. Литература: Виппер Р. Ю. Иван Грозный. 3-е изд. М.; Л., 1944; Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975; М.. 2003; Флоря Б. Н. Иван Грозный. 3-е изд. М., 2003; Емельянов Е. М. Иван Грозный - создатель или разрушитель: Исследование проблемы субъективности интерпретаций в истории. М.. 2004; Перевезенцев С. В Духовно-политическая концепция царя Ивана IV Васильевича Грозного // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2006. № 4. Вернуться : Иван IV Васильевич Грозный (Биографические материалы - главная страница).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |