> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ИБ  >  ИЗ  >  ИН  >  ИО  >  ЙЕ  > 
ссылка на XPOHOC

Иннокентий (Борисов)

1800-1857

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Иннокентий (в миру Борисов Иван Алексеевич) (15[27]. 12.1800—26.05[7.06].1857), архиепископ, православный мыслитель, богослов, духовный писатель, проповедник. Родился в г. Елец Орловской губ. в семье священника. Учился в Воронежской и Орловской духовных семинариях, а затем в Киевской духовной академии (1819—23). В 1823 принял монашество. С 1836 епископ, с 1845 архиепископ. С 1848 управлял Херсонской епархией. С 1856 член Св. Синода.

Широкому кругу читателей имя Иннокентия стало известно после публикации в «Христианском чтении» (1828—30) «Последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» (отд. изд. посмертно: ч. 1—5, СПб., 1857; Одесса, 1857; 3-е изд., ч. 1—2. СПб., 1907), объемного повествования с реконструкцией психологических мотивировок, не лишенной рационалистических элементов: события Священной истории показаны через отношение к ним народа Израиля, фарисеев, учеников Христа и самого Богочеловека. Здесь впервые в России Иннокентий применил т. н. историко-археологический метод (многочисленные обращения к историческим и географическим реалиям).

Будучи ректором Киевской духовной академии (1830—41; степень доктора богословия получил в 1829), Иннокентий коренным образом изменил систему обучения, приблизив ее к современной жизни; тесно общается с Евгением, в то время Киевским митрополитом, принимавшим непосредственное участие в начинаниях Иннокентия. В киевский период полно раскрылся его дар проповедника. По свидетельству митр. Макария (М. П. Булгакова), «для слушания его слов, всегда произносившихся без пособия тетради… стекались несметные толпы: имя Иннокентия, как затмившего собою всех проповедников, когда-либо бывших в Киеве, переходило из уст в уста» (сборник «Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиеп. Таврического». М., 1867). Издания «слов» Иннокентия, и особенно его «Седмиц» («Светлая седмица»; к 1842 вышло 4 изд. в Киеве и 3 изд. в Москве; «Страстная седмица», к 1843 — 6 изд. в Харькове, в Москве — впервые в 1841, и др.), по воспоминаниям того же Макария, с «жадностью читались и перечитывались… людьми всех сословий» (там же). В 1836 Иннокентий был избран членом Российской академии по Отделению русского языка и словесности. Им был основан при Киевской академии духовный журнал «Воскресное чтение» (1837).

Во время Крымской войны 1853—56 проповедует на бастионах и в военных лагерях; образцы его духовной патриотической публицистики составили «Собрание слов и речей по случаю нашествия неприятельского…» (т. 1—2, Одесса, 1855—56).

Речи, слова, проповеди и поучения Иннокентия входили в круг чтения русского общества 1830—40-х. «Слова к пастве вологодской…» (Киев, 1843; рец.: Библиотека для чтения, 1843, т. 61), «Великий пост, или Беседы…» (Харьков, 1847) и указанные «Седмицы» получили высокую оценку С. П. Шевырева за «Жизненность» и современность: Иннокентий «взглядом проницательным постиг современные недуги, признал и объявил их вслух» («Москвитянин». 1842. № 4). Об отзывчивости Иннокентия на «врачевание» «немощей» современного человека («душевная холодность» и «умственная запальчивость», «утонченное раздвоение ума») говорил и И. В. Киреевский в своей рецензии на «Молитву св. Ефрема Сирина» и «О грехе и о его последствиях» (обе — Харьков, 1844) — сочинения Иннокентия, «равно согревающих сердце человека безграмотного и многоученого»; богословские сочинения Иннокентия, по мнению Киреевского, составляют «богатое украшение нашей словесности вообще».

Иннокентий творчески обогатил русскую проповедь, освободив ее от схоластики, изобилия славянизмов, свойственных церковному красноречию XVIII и н. XIX в.; язык и слог Иннокентия способствовали усвоению народными кругами литературного языка. По композиции слова и поучения Иннокентия — небольшие духовно-назидательные произведения с эффектным, психологически острым, неожиданно-оригинальным началом. Иннокентий умело переходит от внешнего образа к внутреннему, духовному. Иногда он в целях образного назидания вносит в проповедь картины природы; патетичность нередко сменяется лиризмом.

Иннокентий был близок ко многим представителям русской культуры — Н. В. Гоголю, Шевыреву, М. П. Погодину (см. статью последнего в сб. «Венок…» и письма к Иннокентию 1847—56 в кн.: Письма разных лиц знаменитому архиеп. Иннокентию Борисову… М., 1884); из литераторов был знаком также с М. А. Максимовичем, А. И. Кошелевым, А. С. Хомяковым, Н. Ф. Щербиной, И. И. Давыдовым и др., состоял в переписке с С. С. Уваровым, А. С. Норовым, Я. И. Ростовцевым. Гоголь встречался с Иннокентием, благословившим его на поездку к святым местам.

Ист.: Гумеров Ш. Иннокентий (Борисов) // Русские писатели 1800—1917. Т. 2. М., 1992.

+ + +

Иннокентий (в миру Борисов Иван Алексеевич), архиепископ (15[27].12.1800—26.05.[7.06.].1857), православный мыслитель, богослов, духовный писатель, проповедник. Родился в г. Елец Орловской губ. в семье священника. Учился в Воронежской и Орловской духовных семинариях, а затем в Киевской духовной академии (1819—23). В 1823 принял монашество. С 1836 — епископ, с 1845 — архиепископ. С 1848 управлял Херсонской епархией. С 1856 член Св. Синода.

Иннокентий ввел новый метод изложения богословия — исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам, не отклоняясь от святоотеческого предания. В продолжение 16 лет профессорства он преподавал, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к ученым занятиям среди учащихся. В Киеве достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им введены новые предметы преподавания.

Он образовал целое поколение русских богословов и ученых и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов. Новаторство его в богословии многими встречено было враждебно; одно время он слыл «неологом»; было даже возбуждено «секретное дознание» о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием. Церковно-исторические сочинения его: «Жизнь апостола Павла», «Жизнь св. Киприана», «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» — положили начало его ученой известности.

В Киеве им был основан еженедельник «Воскресное чтение», в котором он помещал, гл. обр., свои работы. Из ряда др. ученых его предприятий вполне было осуществлено лишь одно: «Памятник веры» — собрание вероизложений и символов от начала Церкви до позднейшего времени; но был отпечатан к концу жизни Иннокентия; «Памятник» не выпущен в свет. Др. его работы (помимо переводов): «История христианской Церкви в Польше» (2 главы из этого сочинения напечатаны им в «Журнале Министерства народного просвещения», но в целом виде сочинение не появилось); «Вертоград духовный» — сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы); «Церковный архив» — библиотека древних и новых сочинений о Церкви (программа). Многие ученые предприятия, для которых им даны подробные конспекты, осуществлены уже после него (напр., «Собрание церковных правил», «Деяния вселенских и поместных соборов»). Ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры — академии, а также почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех др. местностей, где он епископствовал. В Одессе им основано «болгарское настоятельство», которое, до освобождения Болгарии, давало приют и образование сотням болгарских юношей. Был знаменит Иннокентий и как проповедник. Владея сильным ораторским талантом, он проповедовал почти за каждым своим богослужением, производя всегда большое впечатление на слушателей. Проповеди Иннокентия являются превосходным образцом православного красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их переведена на языки: французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский.

Стоя во главе епархий, он возобновлял и вновь устраивал монастыри, строил церкви, заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. По близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к др. архиереям, из которых более 20 были с ним в переписке, Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия. Большое мужество и энергию проявил Иннокентий в Крымскую кампанию; часто находясь в огне, он утешал умирающих и ободрял солдат. Настоящей биографии Иннокентия еще не написано. Сочинения его изданы несколько раз.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Сочинения:

Соч.: Соч. Т. 1—3. М., 1843; Соч. Т. 1—6. СПб., 1870—74; Изд. 2-е. Т. 1—12. СПб., 1901; Соч. Кн. 1—7. СПб., [1907].

Литература:

Погодин М. П. Венок на могилу Иннокентию (1864); Материалы для биографии Иннокентия / Собр. проф. Н. И. Барсовым, 1884 и 1887; Н. И. Барсов в «Русском биографическом словаре»;

Буткевич Т. Иннокентий Борисов, бывший архиепископ Херсонский. СПб., 1887;

Материалы для биографии Иннокентия, архиепископа Херсонского. Письма разных лиц к преосвященному Иннокентию. [СПб., 1889].

Здесь читайте:

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС