Хомяков Алексей Степанович |
|
1804 - 1860 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Алексей Степанович Хомяков
А.С. Хомяков в мурмолке. Поэтическая генеалогия Хомякова в историко-литературном смысле восходит к Пушкину, современником и отчасти другом которого он был. Об этом убежденно и убедительно свидетельствует другой великий друг Хомякова — Гоголь. В статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность» Гоголь утверждает: «Что же касается Пушкина, то он был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как свечи, зажигались другие самоцветные поэты. Вокруг него образовалось их целое созвездие». К этому созвездию Гоголь причисляет Дельвига, Козлова, Баратынского, Туманского, Тютчева и др., а затем добавляет: «Даже прежние поэты стали перестраивать лад лир своих», имея в виду Гнедича, Глинку, Д. Давыдова и, наконец, даже самого Жуковского, из учителя превратившегося в ученика. «Сделались поэтами, — продолжает Гоголь, — даже те, которые не рождены были поэтами, которым готовилось поприще не менее высокое, судя по тем духовным силам, какие они показали даже в стихотворных своих опытах, как то: Веневитинов, так рано от нас похищенный, и Хомяков, слава Богу, еще живущий для какого-то светлого будущего, покуда еще ему самому не разоблачившегося…». По замечательной мысли Гоголя, Хомяков, без Пушкина, вряд ли бы стал поэтом, ибо многие огромные дарования звали его на иное великое поприще. Но «поэтический огонь» Пушкина зажег и воспламенил скрытое поэтическое дарование и заставил Хомякова, кроме богослова, философа, историка и публициста стать еще и поэтом. Одним из крупнейших поэтов пушкинского созвездия был Баратынский. Учеником и последователем Баратынского стал юный поэт Д. В. Веневитинов. Для Веневитинова Баратынский имел большее значение, чем Пушкин. Чрезвычайно талантливый юный поэт-философ Веневитинов (многие современники считали его будущим русским Платоном) был другом юности Хомякова и заразил его своим пламенным увлечением и поэзией («философия есть истинная поэзия»). Первые, ранние стихотворения Хомякова несомненно написаны под сильным воздействием Веневитинова. Что же касается до вопроса о дальнейших литературных влияниях на Хомякова, то следует отметить взаимное воздействие поэтов «пушкинского созвездия» друг на друга. Особенно же ясны эти взаимные влияния у Хомякова, Тютчева, Языкова и Аксаковых. Отдав короткую дань романтизму, Хомяков довольно быстро вышел на путь реализма. Религиозно-философские, религиозно-политические и интимно-личные религиозные мотивы его лирики, своеобразно переплетаясь между собой, создали то неповторимое по силе искренности и яркой индивидуальности поэтическое творчество, которое мы называем «поэзией Хомякова». Высокую оценку поэтического (именно лирического) дара Хомякова дали: Пушкин, Гоголь, Тютчев, Л. Толстой и Достоевский, не говоря уже об оценках близких друзей: Шевырева, Погодина, Аксаковых, Киреевских, Языкова, Самарина и др. Пушкин, здраво, трезво и справедливо-объективно указав на отсутствие у Хомякова драматического элемента в его трагедиях (представляющих собой чистую лирику), назвал стихи трагедии «Ермак» «очаровательной прелестью поэзии». Сам Хомяков дал о своих стихах сдержанный и строгий отзыв (в письме к А. Н. Попову, в янв. 1850): «Без притворного смирения я знаю про себя, что мои стихи, когда хороши, держатся мыслью, т. е. прозаик везде проглядывает и, следовательно, должен, наконец, заглушить стихотворца». Однако этого не случилось, и поэзия Хомякова осталась поэзией высокого стиля, «земной сестрой религии небесной», благодаря тому, что сама мысль, которой «держалась» эта поэзия, была продуктом не отвлеченного рационализма, а явлением целостного духа. Несправедливо резко отрицательно к поэзии Хомякова отнесся Белинский, левые критики и И. С. Тургенев, утверждавший, что у Хомякова «нельзя найти ни на грош поэзии, как и в измышлениях “скорбной музы” Некрасова». Тургенев, для которого, по замечательному определению В. Аксаковой, поэтическое творчество было только одним из видов утонченной душевной «гастрономии», — конечно, не мог никогда понять истинной религиозной поэзии, оценивая саму религию только с эстетической точки зрения. Хомяков как «поэт славянофильства» во 2-й пол. XIX — н. ХХ в. был чрезвычайно популярен в славянских странах, уступая место по силе своего влияния только Пушкину и Лермонтову. Декларируя в своих стихах особую миссию России, Хомяков не закрывал глаза и на ее недостатки. Поэт призывает своих соотечественников смотреть на высокую миссию России со смирением. Тебя призвал на брань святую, И в др. стихотворении: Пусть далеко грозой кровавой Признавая исторические заслуги Запада, Хомяков критически относится к современной Европе. О, грустно мне! Ложится тьма густая Вряд ли кто из западников способен был пропеть такой гимн заслугам западной культуры в прошлом. Но разве не пророческими оказались горькие слова о «мертвенном покрове» и «глубоком мраке», которые превратили на наших глазах весь современный Запад в духовное кладбище? Невольно вспоминаются слова Достоевского, вложенные в уста Ивана Карамазова, о Европе, как о дорогом кладбище, где лежат дорогие покойники… Так же глубоко пророчески в отношении судьбы Англии звучат яркие и сильные строки Хомякова в стихотворении «Остров»: Дочь любимая свободы, Сущность России, сущность русской народной души — воспета Хомяковым так правдиво, так проникновенно и с такой благоговейной любовью в стихотворении «Ключ». Сокрыт в глуши, в тени древесной Поэтическое творчество Хомякова представляет собой совершенно особое явление в русской и мировой литературе. Оно отражает в художественных образах всю его личность, особенно же его глубокую религиозную мысль. Поэтому Хомяков может быть назван поэтом религиозной мысли. Но поэзия Хомякова не только образна, но и чрезвычайно музыкальна. Музыка его стихов подобна звону русских православных колоколов, которые могут выражать и радость, и скорбь, и тревогу, могут переливаться пасхальным восторгом, рыдать в похоронной печали и гудеть в призывном набате. Многие стихотворения Хомякова положены на музыку композиторами: Аренским, Балакиревым, Брянским, Данауровым, Ляпуновым, Рахманиновым, Танеевым, Чайковским и др. В наше страшное время, когда рушатся все т. н. духовные ценности и только одна Православная церковь остается прибежищем и спасением от отчаяния для русских людей, поэзия Хомякова, воспевшая эту Церковь, как основу нашего национального творческого существования, становится современной поэзией, вновь дорогой и близкой каждой православной русской душе. И. Андреев Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа/ Вернуться на главную А.С. Хомякова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |