Хомяков Алексей Степанович |
|
1804 - 1860 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Алексей Степанович ХомяковХомяков Алексей Степанович (1.V.1804 - 23.IX.1860) - русский писатель, публицист, философ, общественный деятель. Один из идеологов славянофилов. Из старого дворянского рода. Получил домашнее образование и сдал экзамен в Московском университете на звание кандидата математических наук. В 1822-1825, 1828-1829 годы - на военной службе. Участник русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Выйдя в отставку, жил в Москве и в своих тульском и рязанском имениях. В печати выступал с начала 20-х годов. Сотрудничал в журналах – «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем Общества любителей российской словесности при Московском университете (1858-1860). С конца 30-х годов Хомяков выступал за отмену крепостного права путем реформы. Его проект (1858) предусматривал упразднение крепостного права с единовременным и обязательным выкупом крестьянами небольших земельных наделов. В самодержавии Хомяков видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора с выборным представительством, свободное выражение общественного мнения, отмену смертной казни, установление открытого гласного суда с выборными от населения заседателями, широкое развитие просвещения. Общественно-политические и философско-исторические воззрения Хомякова ранее всего получили выражение в распространявшейся в списках статье «О старом и новом» (1839), которой датируется возникновение славянофильства как особого направления русской общественной мысли. Много писал Хомяков по философским и богословским вопросам, с религиозно-идеалистических позиций критиковал материализм, доказывал превосходство православия как «истинного» христианства перед католицизмом и протестантизмом. Исторические воззрения и труды Хомякова («Записки о всемирной истории», статья о Т. Н. Грановском, С. М. Соловьеве, Б. Н. Чичерине) принадлежат к романтической историографии. Историю человечества с древнейших времен до половины средних веков Хомяков трактовал как борьбу и смену разных религиозных начал, взаимодействие которых будто бы и определяло характер и исторические судьбы отдельных племен, народов и государств. Славянский мир и Россия с общиною и истинным христианством - православием явят, по мнению Хомякова, человечеству настоящее просвещение и гармоническое общественное устройство. Отдельные исторические факты и события толковались в работах Хомякова очень произвольно и служили только для подтверждения его идеалистической философии истории. Общественно-политические взгляды Хомякова занимают важное место в истории русского либерализма. Литературные произведения Хомякова (трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирические, философские и публицистические стихотворения) принадлежат к русской романтической поэзии 20-40-х годов, тесно связаны с любомудрами, с творчеством Д. В. Веневитинова, Н. М. Языкова, С. П. Шевырева. Лучшие образцы гражданской лирики Хомякова («Орел», «Киев», «России», «Прощание с Адрианополем») привлекали широкое внимание русской и зарубежной славянской общественности. С. С. Дмитриев. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974. Сочинения:Полн. собр. соч., 4 изд., т. 1-5, М., 1900-14; в кн.: Веневитинов Д., Шевырев С., Хомяков А., Стихотворения, Л., 1937. Литература:"Рус. беседа", 1860, No 2 (ст. П. Бартенева, Н. Гилярова-Платонова, А. А. Гильфердинга, К. Коссовича, М. Лонгинова, М. Погодина, Ю. Самарина); Завитневич В. З., А. С. Хомяков, т. 1 (кн. 1-2)-2, К., 1902-13; Бердяев Н. А., А. С. Хомяков, М., 1912; Щеглов Б., Ранние славянофилы как религиозные мыслители и публицисты, ч. 1 - К вопросу о сущности учения Хомякова, К., 1917; Чесноков Д. И., А. С. Хомяков, "Уч. зап. Свердловского пед. ин-та", 1939, в. 2; Gratieux А., А. S. Khomiakov et le mouvement slavophile, t. 1-2, P., 1939; Christoff P. K., An introduction to nineteenth-century Russian Slavophilism, v. 1 - A. S. Xomjakov's Gr., 1961. Вернуться на главную А.С. Хомякова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |