Хоманс Джордж Каспар |
|
р. 1910 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джордж Каспар ХомансХоманс (Homans) Джордж Каспар (род. 1910) — американский социолог, социальный психолог, представитель необихевиоризма. Исследования. Рассматривал функционирование социальных систем на основе анализа элементарного социального поведения индивидов, которое представляет собой обмен деятельностью (вещи, идеи, чувства) ради того или иного вознаграждения. В соответствии с его теорией взаимодействие в диаде, как единице анализа коммуникации, представленной двумя участниками, обусловлено, во-первых, вознаграждением, во-вторых, издержками. Соответственно, устойчивость этого взаимодействия зависит от равномерности и справедливости распределения вознаграждения и издержек каждого из общающихся субъектов. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 659.
Хоманс (Homans) Джордж Каспар (р. 11.8.1910, Бостон), американский социолог и социальный психолог—необихевиорист. Хоманс — один из создателей теории малой группы, опирающейся на идеи структурно-функционального анализа. С начала 60-х годов отошёл от функционализма и стал определять свою позицию как «предельный психологический редукционизм». Возникновение социологии, согласно Хомансу, «было естественным следствием психологии», а поэтому «конечные принципы объяснения в антропологии, социологии и даже в истории...— психологические» («Sentiments and activities», N. Υ., 1962, p. 48, 61). Исходной единицей анализа он считает «элементарное социальное поведение», т. е. непосредственные контакты между индивидами, и на этой основе стремится осмыслить функционирование социальных систем различного уровня. Социальное поведение Хоманс исследует на основе теорий, заимствованных из психологии поведения и экономических концепций обмена. Описывая социальное поведение как универсальный обмен и формулируя правила «справедливого обмена», Хоманс фактически предполагает существование единого внеисторического набора ценностей и условий свободной конкуренции, описанных в классической буржуазной политэкономии. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Fatigue of workers, N. Υ., 1941; Marriage, authority and final causes, Chi., 1955 (совм. с D. M. Schneider); Social behavior. Its elementary forms, N. Y., 1961; The nature of social science, N. Y., 1967; An introduction to Pareto, N. Y., 1970 (совм. с Ch. P. Curtis). Литература: Loom is C. P., Loom is Z. K., Modern social theories, Princeton, 1963; The institutions and social exchange. The sociologies of T. Parsons and G. C. Homans, ed. by H. Turk and R. L. Simpson, Indianapolis — N. Y., 1971.
Хоманс Джордж Каспар (1910–1989). Американский социолог, профессор Гарвардского университета. В первый период творчества находился под влиянием В. Парето и Т. Парсонса. В 1960-е годы разработал психологизированный вариант теории социального обмена. В отличие от П. Блау (второго классика этой теории), Хоманс полностью отказался от понятия социальных структур, введя вместо них понятие “субкультуры обмена”, что резко усилило бихевиористско-позитивистские основания подхода. Социальное поведение рассматривается как обмен материальными и нематериальными ценностями (например, знаками одобрения и престижа). Уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений. Основные теоретические выводы Хоманса базируются на допущении, что поведение есть функция последствий соответствующих вознаграждений и наказаний, которые включают 5 главных положений. 1. “Положение об успехе” (чем чаще достигается успех, тем чаще повторяется приведшее к нему действие). Чем чаще деятельность вознаграждается, тем более вероятно ее осуществление. Поведение, порождающее позитивные последствия для индивида, с очень большой вероятностью повторяется. 2. “Положение о стимуле” (эффективный стимул вызывает повторение действия). Схожие обстоятельства или аналогичные ситуации будут стимулировать такое поведение, которое вознаграждалось в подобных случаях в прошлом. Это позволяет предугадывать поведенческие реакции на “новые” ситуации. 3. “Положение о ценности” (значимость достигнутого результата стимулирует новое действие). Чем более ценны результаты действий для исполнителя, тем более вероятно то, что действие будет совершено. 4. “Положение о насыщении / голодании”. Чем чаще человек получал конкретное вознаграждение за действие, тем менее ценным является дополнительный элемент такой награды. Определенные вознаграждения становятся менее эффективными, приводя к свертыванию некоторых специфических действий. 5. “Положение об эмоциональности / агрессии”. Люди по-разному реагируют на различные вознаграждающие ситуации. Это положение охватывает два типа реакций. Люди, не получившие ожидаемого одобрения, впадают в состояние агрессии. Люди же, получающие больше, чем они предполагали, или не получающие предполагающихся наказаний, будут счастливы и будут вести себя приветливо с другими людьми. Эти “положения” предполагают симметричность отношений участников в реальных обменах, поэтому наибольшую трудность для объяснения в теории Хоманса вызывают асимметричные отношения: власть, насилие, неравенство. Все эти явления Хоманс рассматривает преимущественно с точки зрения межличностных отношений. Для объяснения власти и насилия в социуме Хоманс вынужден вводить дополнительный принцип обмена – принцип наименьшего интереса (наименее заинтересованный в конкретном результате получает большую “свободу рук” – возможность диктовать условия другим), для объяснения неравенства – принцип дистрибутивной справедливости (оптимум: награда соответствует затратам). Концепция Хоманса непосредственно касается отношений индивидов лицом к лицу в процессе социального обмена и может быть дополнена другими теоретическими принципами, имеющими дело со сложными структурами, опирающимися на институционализированные ценности. С 1990-х годов теория социального обмена стала чаще применяться для анализа сетей обмена в теории и эмпирических исследованиях. Определение отношений обмена как “связанных” различными путями с формированием сетевых структур стало ключом к дальнейшему развитию этого влиятельного методологического направления в исследованиях, проводимых сегодня скандинавскими социологами. Основные работы: “Человеческая группа” (1950); “Социальное поведение: его элементарные формы” (1961); “Природа социальной науки” (1967) и др. А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица США (биографический указатель). Сочинения:The Human Group. N. Y„ 1950; The Nature of Social Science. N. Y., 1967; Theorie der sozialen Gruppe. К In, 1969; Social Behavior. Its Elementary Forms. N. Y., 1974; Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. Fatigue of workers, N. Υ., 1941; Marriage, authority and final causes, Chi., 1955 (совм. с D. M. Schneider); Social behavior. Its elementary forms, N. Y., 1961; An introduction to Pareto, N. Y., 1970 (совм. с Ch. P. Curtis). Литература:Loom is C. P., Loom is Z. K., Modern social theories, Princeton, 1963; The institutions and social exchange. The sociologies of T. Parsons and G. C. Homans, ed. by H. Turk and R. L. Simpson, Indianapolis — N. Y., 1971.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |