Хлебников Велимир |
|
1799-1863 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Велимир Хлебников
Хлебников Велимир (псевд. Виктора Владимировича Хлебникова) (28.10(09.11.)1885, с. Тундутово Черноярского уезда, Астраханской губ. - 28.06.1922, д. Санталово Новгородской обл.) - поэт, мыслитель, представитель русского авангарда. В 1903 году закончил гимназию в Казани, поступил в Казанский университет на физико-математический факультет, где специализировался по естественному отделению. Публиковал научные статьи по зоологии, занимался философией, писал стихи и прозу. Какое-то время учился в Петербургском университете на физико-математическом и на историко-филологическом факультете. В 1912 году вместе с Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским выпустил манифест «Пощечина общественному вкусу». В 1913 году издал книгу «Творения», в 1915 году - «Новое учение о войне», в 1916 году — «Время - мера мира», где через изучение былых войн пытался предсказать перипетии Первой мировой войны. Был призван в армию, но служба свелась к пребыванию то в учебных командах, то в лазарете. В 1917 году написал стихотворный манифест «Воззвание Председателей земного шара» с призывом к государствам окончить войну. После революции скитался по разным городам. В 1920-1921 годы предпринял путешествие в Персию, позже осел в Пятигорске, помогал беспризорным, писал стихи о голоде. В 1922 году в Москве работал над «Досками судьбы». Хлебников размышлял о природе и философии времени, о числовых, ритмических закономерностях исторического процесса (крупные, поворотные события, войны, революции, рождение великих людей). Исследуя «законы времени», стремился найти способы предсказания грядущего, искал доступ к «стрелке судьбы», дабы обуздать слепой рок, преодолеть природную необходимость, силы розни в социуме, «соборное людоедство», проявляющееся в войне. Дал художественно-философскую критику технизированной цивилизации с ее культом вещей и поклонением смерти (поэма «Журавль», 1909). По мнению Хлебникова, есть два типа людей - «приобретатели», «утонувшие в законы семей и законы торга», думающие о насыщении желудка, и «изобретатели», «будетляне», ищущие новых творческих путей мира. «Изобретатели», «творяне» - для Хлебникова истинное человечество, ощущающее себя в пути к будущему, как бы новый эволюционный тип, вызревающий в лоне нынешнего рода людского. Творчески преломляя идеи Лобачевского, Г. Минковского, А. Эйнштейна, представления о четырехмерном пространстве-времени, Хлебников выдвигал идеал будущего государства как «государства времени» в противовес реальным «государствам пространства». Всемирное государство времени управляется Правительством земного шара, состоящим из выдающихся отечественных и мировых деятелей, близких будетлянским идеям и устремлениям. «Зачеловеческие сны» Хлебникова о будущем включали мечту о регуляции земли, об обращении техники на службу жизни (искусственное дождевание, облакоходы, возделывающие поля с неба, новые пути сообщения, «радио будущего», приобщающее «к единой душе человечества»), о совершенствовании физической природы человека, обретении им способности летания, нового, «бескровного», типа питания, о преодолении времени, победе над смертью. Хлебников утверждал идею ответственности человека перед природой и Вселенной, родственную любовь к живым существам, видел в человеке мыслительный авангард земли, сближаясь с русским космизмом. В художественно-эстетическом плане Хлебников начинал со своеобразного идейного и языкового «панславизма», избавляясь от иностранных слов, актуализировал славянскую языковую архаику, однако в процессе творческого развития пришел к планетарному видению: «Мозг земли не может быть только великорусским. Лучше, если бы он был материковым». Утверждая, что «родина творчества - будущее», видел в художественной деятельности путь к просветлению и преображению человека и мира. Через эксперименты со словом, образом, композицией стремился к преодолению законов необходимости, линейного потока времени. Выдвигал идею «мирового заумного языка», служащего объединению человечества. Синтетическая эпоха будущего, по Хлебникову, примиряет Европу и Азию, вмещает в себя пантеон мировых религий, в ней должно быть создано новое священное видение вещей (великая единая Книга), обнимающее в едином интеграле весь род людской, всю природу и вселенную. С. Г. Семёнова Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 746-747. Сочинения: Творения. М„ 1986; Собр. соч.: В 6 т. М., 2000-2006. Литература: Григорьев В. П. Будетлянин. М., 2000; Мир Велимира Хлебникова: Статьи и исследования. 1911-1998. М., 2000; Семенова С. Г. Велимир Хлебников // Семенова С. Г. Метафизика русской литературы: В 2 т. М., 2004. Т. 1; Она же. «Зачеловеческие сны» Велимира Хлебникова // Там же.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |